Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Сегодня
Снег
Снег. Повышение -7C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 80%. Отложение снега менее 2 см.
Облачно
Завтра
Облачно
Значительная облачность. Повышение -8C. Ветер ССВ и переменный.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -9C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Среда
Небольшая Облачность
Облачность утром с последующим полуденным солнцем. Повышение -13C. Ветер СЗ и переменный.
Небольшая Облачность
Четверг
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -8C. Ветер ЮВ от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Пятница
Облачно
Облачность утром с последующим полуденным солнцем. Повышение -12C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч.

Вся власть советам?

  15.07.2011  |    Город

Дзержинские управляющие компании (УК) спешно создают на своих подведомственных территориях советы многоквартирных домов. Почему с такой инициативой выступают именно жилищники, а не сами граждане, заинтересованные в качественном жилищно-коммунальном обслуживании? Ведь именно совет многоквартирного дома дает жителям обширные полномочия по контролю за УК!

Такое понятие, как совет многоквартирного дома, уже узаконено федеральными властями. Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс России 18 июня текущего года. По замыслу законодателей, советы могут быть созданы там, где не образованы товарищества собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительные кооперативы (ЖСК).

На создание советов Федерация дает жителям всего один год — до 18 июня 2012 года. За это время, как считают законодатели, самые активные и инициативные жильцы смогут объединиться, чтобы контролировать работу управляющих компаний. При этом, конечно, общее собрание жителей остается самым главным органом управления домом и в дальнейшем не утратит своих полномочий.

Рождение советов
Разговоры о том, что жилищное законодательство надо развернуть в сторону усиления контроля за деятельностью УК, появились уже достаточно давно. Новый Жилищный кодекс образца 2005 года дал россиянам большую свободу действий в вопросах управления своим жильем. Однако по прошествии времени стало ясно, что граждане не проявляют здесь особой инициативы. Интерес, как правило, проявляют коммерсанты. Небогатым россиянам, обремененным семейными хлопотами и зарабатыванием на хлеб насущный, порой просто некогда задаваться вопросами, какая управляющая компания обслуживает их дом, как она там появилась и главное — целесообразно ли расходует собранные средства. Это привело к появлению большого количества проходимцев на рынке ЖКХ. Это люди и компании, главная цель которых получать чистоган. Забота о техническом состоянии жилфонда для них на последнем месте.
Причем повлиять на ситуацию при осознании всей ущербности своего положения бывает практически невозможно. От УК невозможно добиться ни отчетов о проделанной работе, об израсходованных средствах, а уже тем более расторгнуть договор, чтобы призвать на управление новую компанию.
Яркий тому пример — Дзержинск. Большинство УК заключили с населением кабальные договоры с условиями, из которых практически невозможно выпутаться. Понятно, что в Дзержинске была особенная ситуация. Доминирующее положение на рынке ЖКХ оставляли за собой компании, аффилированные с прежним городским руководством. Поэтому вполне понятно, что прежняя власть стояла на защите интересов своего бизнеса, позволяя УК выкачивать из ЖКХ серьезные ресурсы. Имея властный патронаж, управляющие компании могли, как выразился один депутат Гордумы, 80 процентов класть в свой карман и только 20 вкладывать в улучшение технического состояния жилья. Разумеется, при таком сценарии все последние пять лет городской жилфонд продолжал ветшать.
Достаточно ощутимые финансовые вливания на капремонт жилья Дзержинск получал по линии федерального «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Однако учитывая, что освоением этих средств ведала прошлая власть, достоверно знать о том, какая их часть была вложена в жилфонд, а какая ушла в карман, очень сложно. Но тот факт, что половина кровель, которые были сделаны на федеральные деньги, прохудилась уже на следующий год после ремонта, говорит сам за себя.
В общем, Жилищный кодекс хоть давал населению приличные возможности по контролю за деятельностью УК, но те нашли приемы, чтобы работать на свой интерес. И совершенно безоружными жители остались один на один с недобросовестными обслуживающими организациями.
Видимо, такая картина сложилась не только в Дзержинске. Поэтому отечественные законодатели и решили создать для жителей дополнительную защиту перед недобросовестными компаниями в виде домовых советов.

На что они способны?
Советы помогут собственникам на практике решать текущие вопросы, например потребовать от УК снизить плату за жилищные и коммунальные услуги. В нередких случаях, когда их качество не отвечает действующим требованиям, или когда услуги предоставляются с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Совет дома может затребовать от УК достоверную информацию о расходовании собранных платежей с жителей дома, о стоимости и объемах ремонтных работ, о порядке расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Мало того, советы вправе требовать от УК предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества в доме. Все будущие планы от УК, а также, что особенно важно, проект договора управления совет дома может проанализировать и выдать свое заключение на суд общего собрания собственников. Согласитесь, столь широкие полномочия — хорошая подстраховка для жителей от недобросовестных УК.
Совет дома не имеет статуса юридического лица и соответст­венно не нуждается в государ­ственной регистрации. Все, что нужно, чтобы его создать, — провести общее собрание дома и выбрать представителей.
Главное, уважаемые граждане, самим воспользоваться тем, что предложили законодатели. В противном случае, когда инициативу в свои руки возьмут УК, поверьте, ничего хорошего из этого не выйдет.
Достаточно вспомнить, как в свое время в нашем городе по инициативе владельцев управляющих компаний создавались ТСЖ. Сама идея ТСЖ, когда жители фактически самостоятельно управляют домом, решая, как распоряжаться собственными средствами, конечно, неплохая. Но весь замысел сводится на нет, когда ТСЖ создаются для галочки. Например, для расширения зоны влияния частных управляющих компаний. Волна создания «липовых» ТСЖ прокатилась в нашем городе два-три года назад.

Товарищества для галочки
Инициативу в создании товариществ взяли люди из команды прошлой власти, которые имели свой интерес к рынку обслуживания жилья. Они проводили во дворах собрания, где объясняли жителям, что необходимо объединиться в ТСЖ. Главный мотив — получение федеральных денег на ремонт дома.
Однозначной позиции на таких собраниях у жителей не было. Оно и понятно, разве достаточно одного раза, чтобы вникнуть во все тонкости преимуществ и недостатков нахождения в ТСЖ. Однако спустя некоторое время после таких собраний жители получали платежки, в которых был указан расчетный счет ТСЖ. То есть получалось, как в той пословице, — без меня меня женили. Разумеется, с новоиспеченными товарищами никто не посоветовался, кого нанять для обслуживания дома. Вполне закономерно, председатель ТСЖ заключал договоры с компаниями, которых продвигала прошлая власть.
Кстати, прочие ТСЖ, например, «Октябрьский-3», которое объединяет несколько самых крайних домов по одноименной улице, создавалось и того проще. По квартирам жителей прошлись помощники одного небезызвестного депутата с опросными листами. У граждан интересовались, известно ли им что-нибудь о такой форме управления домом, как ТСЖ. При этом тех, кто соглашался отвечать на вопросы, просили расписаться в бланке.
А через какое-то время жители получали коммунальные платежки, получателем средств в которых значилось ТСЖ «Октябрьский-3». В общем, можно сказать, что согласие жителей инициаторы создания ТСЖ получали обманом. Ну и, конечно, дома на Октябрьской, которые вошли в состав одноименного ТСЖ, стали обслуживать интересные прежней власти компании со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такая же ситуация в Дзержинске складывается и с созданием домовых советов.
Инициативу в свои руки снова взяли управляющие компании.
УК поняли, что дело запахло жареным. Если у жителей, уставших от некачественного жилищно-коммунального обслуживания, лопнет терпение и они воспользуются предложением властей по созданию советов домов, то управляющим компаниям придется работать засучив рукава.
За дома, где создано «ручное ТСЖ», можно не переживать — работа не пойдет в ущерб прибыли. Но что делать там, где ТСЖ не созданы? По закону в таких домах до 18 июня 2012 года должны быть созданы советы домов. Если инициативу их создания не проявят жители, то инициатором выступит администрация города. Понятно, если за дело возьмется администрация, то она не будет заинтересована в создании фиктивных советов. Ведь у сегодняшней исполнительной власти нет абсолютно никакого интереса в жилищно-коммунальном бизнесе. Именно поэтому жилищники решили не дожидаться ни жителей, ни администрации, решив сработать на опережение.

Игра на опережение
Так, обслуживающие жилфонд организации, объединенные под крылом «Дзержинской управляющей компании», начали создавать советы домов на своем жилфонде еще в конце прошлого года. К настоящему времени, как заявил в эфире местной телекомпании директор ООО «ДУК» Олег Богданов, такие советы созданы уже в сорока домах.
Интересно, по какой схеме они создавались?
Как оказалось, все по той же, что хорошо себя зарекомендовала при массовом создании ТСЖ в 2008—2009 годах. Сейчас также используется все тот же излюбленный метод анкетирования.
Представители управляющих компаний обходят квартиры с опросником в руках. В данном случае главная тема опроса — капитальный ремонт. Одновременно с этим представители УК интересуются, кого бы жители хотели видеть во главе домового совета. Горожане, называя имена своих соседей, друзей и знакомых, выбирают тем самым домовой совет, который, напомним, призван следить за деятельностью управляющей компании. Таким образом «ДУК» насоздавал советы в четырех десятках домов. До августа, по словам господина Богданова, советы будут созданы во всех домах, где в течение текущего года будет проводиться капремонт. Ну, а затем «ДУК» двинется, что называется, дальше.
Но вот интересно, почему управляющие компании не идут по пути проведения общих собраний собственников дома? Разве это не та самая форма, которая позволит открыто и гласно создать домовые советы? На это руководители УК отвечают, что, мол, нет смысла проводить такие собрания, потому что на них приходит очень мало жителей. А может быть, просто УК недостаточно информирует жителей о проведении таких собраний?
Предположим, УК, пусть и в заочной форме, но проводят честные выборы, в результате которых в совет попадают действительно уважаемые люди дома. Все равно кажется странным, что УК торопятся создать на свою голову лишнего контролера! Получается, что пчелы выступают против меда!
Кроме того, кто подсчитывает голоса и выдает результаты голосования по формированию домового совета? Правильно, управляющая компания! А жилищникам в составе этого органа нужны лояльные люди, которые не станут спорить, ругаться, писать жалобы в случае некачественного ремонта. На это, скорее всего, и делается ставка, когда формируется состав совета. К слову, известны случаи, когда в составе совета оказываются те же работники УК, которые проживают в доме, где проходили псевдовыборы.
Теперь скажите: можно ли при таком варианте развития событий считать советы домов действенной силой, способной привести к кардинальным изменениям в качестве жилищно-коммунального обслуживания? Вряд ли. Поэтому в создании советов домов жителям, безусловно, необходимо брать инициативу в собственные руки.

Вадим ЩУРЕНКОВ