Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Понижение 8C.
возможен дождь
Завтра
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность дождя 60%.
Пасмурно
Четверг
Пасмурно
Облачно. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч.
Небольшая Облачность
Пятница
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 16C. Ветер Ю от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Суббота
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 12C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
возможен дождь
Воскресенье
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 10C. Ветер С от 10 до 15 км/ч. Вероятность дождя 60%.

Они были первыми

  19.08.2011  |    Город
DSC_23595

В 1941—1952 годах легендарный Второй запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП-2) базировался неподалеку от станции Сейма Горьковской железной дороги (ныне г. Володарск). Во время войны сюда с фронта прибывали поредевшие в боях авиационные части. На Сейме пилоты переучивались на новую технику, полки доукомплектовывались молодым летным составом, получали новые самолеты и возвращались на фронт. Реорганизованный в 1-й учебно-методический центр, Краснознаменный полк с января 1947 года стал уникальным подразделением ВВС, где лётный состав с помощью инструкторов осваивал новейшую реактивную технику (Як-15, МиГ-9). Летчики-инструкторы центра Сеймы одними из первых освоили выполнение фигур высшего пилотажа на реактивных самолетах. Многие из них позже составили пилотажную группу на реактивных машинах МиГ-15, став уже в те времена участниками многочисленных парадов и смотров. Справедливо считать, что в числе родоначальников знаменитых теперь на весь мир «Русских витязей» и «Стрижей» были и наши талантливые пилоты с Сеймы.


Рождение полка
Приказом от 30 июля 1941 года 166-й резервный истребительный полк, дислоцировавшийся близ станции Сейма, был переформирован во Второй запасной истребительный авиационный полк (ЗИАП-2). Его личный состав комплектовал маршевые авиационные полки, вел переподготовку летчиков-мастеров воздушного боя на новую технику, готовил кадры инженерно-технического состава, способные обеспечить грамотную эксплуатацию техники. Полк готовил собственные кадры для переобучения молодого летного состава маршевых полков и отдельных летчиков переменного состава, обеспечивал перегонку боевых самолетов-истребителей на аэродромы летных частей действующей армии. Осваивать новые модификации авиамашин на Сейму прибывали как закаленные в бою «старички», так и молодежь, только окончившая школу пилотов.
Правда, слово «окончившие» в этом случае не совсем точно. На самом деле в училищах пилотов подготавливали в ускоренном режиме, и выпуск происходил так. Выстраивали курсантов летной школы на плацу, а командир спрашивал: «Кто хочет считать себя окончившим школу — шаг вперед!» Как правило, шагали все. Многие из юнцов попадали на фронт, зачастую по неопытности становясь мишенью для врага, а кто-то во Второй ЗИАП — на Сейму, где выполнялись не менее важные для победы задачи. В период войны здесь находилось до сотни самолетов, только что поступивших с авиационных заводов. Это были истребители ЛаГГ-3, затем ЛА-5, ЛА-7. Парни, прибывавшие из летных школ, летчики-фронтовики, оказавшиеся «безлошадными», осваивали на Сейме новые боевые машины и вновь отправлялись на фронт. К примеру, только за первый военный год на аэродроме подготовили 23 маршевых авиационных полка из вновь сформированных 5, столько же полков было переучено на новые самолеты ЛаГГ-3, до­укомплектовано 13 авиа­полков.

Легендарный командир
Личный состав, летчики, прибывавшие на переформирование и переучивание на Сейму, с неизменным уважением относились к командиру ЗИАП-2 Прокопию Семеновичу Акуленко — участнику боев в Испании. За успешные боевые действия в чужой стране он дважды удостаивался высокой награды — ордена Красного Знамени. В звании капитана и должности помощника командира 145-го ИАП за участие в советско-финской войне был награждён третьим орденом Красного Знамени. Акуленко родился в 1913 году на станции Чаны Новосибирской области в семье железнодорожника. В Красной армии — с семнадцати лет. В 1933 году, окончив 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, в звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. Уже командиром 164-го ИАП с первых дней войны Акуленко участвовал в воздушных сражениях Великой Отечественной войны, защищая Киев от немецких захватчиков. Сбил два самолёта, но в одном из боёв был ранен.
После лечения в госпитале стал заместителем, а затем командиром Второго запасного авиационного полка на Сейме. Под его командованием личный состав соединения за время войны подготовил почти 9000 лётчиков-истребителей, принял с авиазаводов и передал воздушным армиям фронтов более 13 000 самолётов. За участие в Великой Отечественной войне Прокопий Семенович был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин о легендарном командире вспоминал тепло: «Подполковник Прокопий Семёнович Акуленко, небольшого роста, коренастый, с круглым, полным лицом, был очень требовательным офицером. Он умел отругать за ошибки и похвалить за успех. Обычно при переучивании на новую модификацию самолёта дело начинается с теории, с классов, схем и макетов, потом обучаемые переходят к практике, к полётам. Но Акуленко совместил изучение теории с полётами, чтобы ни единой минуты люди не теряли даром. Характерной чертой Акуленко было то, что в разговорах с людьми, частенько для убеждения собеседника, кроме логики он применял резкие, порой даже излишне „крепкие“ словечки. Однако порядок в полку он навёл быстро. Акуленко был заботливым начальником. Всю организацию лётного дня он проверял лично и, как правило, в столовой завтракал первым».
В нем был заложен природный талант летчика-инструктора, с первого полета умевшего распознать сильные и слабые стороны летчика, мгновенно и удивительно грамотно реагировать на сложные ситуации в небе. Бесстрашный герой умело подбирал летчиков-инструкторов, воспитывая настоящих профессионалов. Великую Отечественную войну он закончил в звании подполковника, а военную карьеру в мирное время завершил генерал-лейтенантом авиации. Окончил Военную академию Генерального штаба им. Ворошилова. С 1971 года П. С. Акуленко — в запасе. Жил в Москве. Умер в январе 1982 года.

Будни полка
Особо памятным для личного состава полка стал 1942-й — год освоения истребителей «ЛА-5». В это время в полку находились 3 авиационные эскадрильи, в них количество самолетов этой модификации доходило до 150. В каждой эскадрильи переучивалось по 15 — 20 летчиков в месяц, и нагрузка на летно-инструкторский состав была колоссальной — до 30 полетов в день. Требовался напряженный труд, чтобы содержать машины в полной боевой готовности. Огромная моральная и физическая нагрузка ложилась на инженерно-технический состав, авиатехников. Они головой отвечали за подготовку самолетов. Фронт требовал сжатых сроков переподготовки летчиков, механиков и материальной части для безотказной работы «железных птиц», поступавших с авиазавода.


Военный аэродром ЗИАП-2 близ железнодорожной
станции Сейма. 1942 г.

Коллектив ЗИАП-2 справлялся с задачей. Но случались непредвиденные обстоятельства. Однажды после подготовки группы новых истребителей ЛА-5 для отправки на фронт один из самолетов рухнул на землю. ЧП взбудоражило весь авиаполк. Техники три дня искали на месте происшествия аварийную деталь, как предполагали, один из несущих элементов самолета — лонжерон. И нашли. После проверки новой партии самолетов на Горьковском авиазаводе убедились в недоработке этой конструкции, усилили лонжеронную часть. Техники радовались: свою правоту они сумел доказать, «органы» оставили их в покое.
Иногда бывали и забавные происшествия. Как-то во время войны на Сейму за новыми самолетами одновременно прибыли два прославленных аса: летчики-герои Иван Иванович Блохин и Иван Никитович Кожедуб. Блохин оказался спокойным и неторопливым, а Кожедуб, в противоположность ему, резким, порывистым. На своих новых небесных машинах они попросили нарисовать «картинки». Кожедуб предпочел красные звезды по числу сбитых немецких самолетов. Блохин оригинальничал: на одном борту заказал картинку корзины с котятами, а на другом — кошку в прыжке. «Когда готовили этот самолет, — с улыбкой вспоминал ветеран ЗИАП-2 Юрий Георгиевич Воробьев, — случился внезапный выхлоп масла, и фюзеляж забрызгало. Все смеялись до слез, когда Кожедуб сказал Блохину: „Ну, тезка, не успели твои котята вылететь, как уже обмарались“. Блохин невозмутимо воспринял дерзкую шутку — механики были спасены от наказания».

Хороший инструктор — залог победы
В 1944 году в предельно короткий срок «зиаповцы» освоили истребитель «Л-7». Пилотировать и обслуживать этот самолет они подготовили 106 летчиков и техсостав Таманской дивизии, 40 летчиков 156-го авиационного полка, 27 летчиков 330-го авиаполка. Всего в течение года было подготовлено 199 летчиков по курсу «Военная подготовка истребительной авиации» и 73 летчика — по первому разряду программы. Перегнали на фронт 1820 боевых самолетов, из них 309 — силами летного состава полка. Каждый из летных инструкторов за время службы в ЗИАП-2 успевал подготовить лично до 30 квалифицированных пилотов. И все же опытные летчики, по приказу ставшие инструкторами Второго ЗИАП, желали сразиться с врагом в небе. Они «строчили» свои рапорты с просьбой отправить их на фронт. Когда надоедали начальству, следовал грозный окрик: «Продолжайте на месте нести службу!» Приходилось подчиниться.


Командир полка П.С.Акуленко (в центре). 1943 г.

По большому счету, инструктор в авиации был не менее дорог, чем опытный боевой летчик, от него во многом зависела победа обученного пилота в воздухе. И все же в душе таилась обида: награды обходили стороной наставников бесстрашных пилотов. Ведь значились летчики-инструкторы на службе в тылу. Поэтому время от времени, чтобы не терять навыков воздушного боя, они направлялись в действующую авиацию. Каждый брал с собой «своего» механика. Радостная весть о победе над Германией застала личный состав 2-го запасного истребительного авиационного полка 9 мая 1945 года. За выдающиеся заслуги на основании приказа командующего ВВО Горьковского округа № 039 от 29 декабря 1945 г. 2-й ЗИАП был переформирован в отдельный учебно-тренировочный авиационный Краснознаменный полк в составе трех авиационных эскадрилий.

Первопроходцы
В 1946 году «зиаповцы» получили очередное правительственное задание — в короткий срок освоить новую реактивную технику и пере­учить на нее авиаторов ВВС Советской армии. Двадцать опытных летчиков с Сеймы отправились в Москву в госпиталь ВВС. После тщательной проверки здоровья определили их годность и объявили: они призваны выполнить приказ. Спустя некоторое время группа в полном составе прибыла в Раменский ЛИИ МАП — летно-испытательный институт Министерства авиапрома. Здесь пилоты впервые увидели новую чудо-технику с турбореактивным двигателем. Ветеран полка Борис Леонидович Каратаев вспоминал об этом так: «Первое впечатление: ну и ну! Впереди дырка и сзади дырка! Винт был непременным элементом любого летательного аппарата, а тут — нет винта, и казалось, не полетит!» Летчиков познакомили с первыми образцами реактивных самолетов ЯК-15, МиГ-9, ЛА-15, которые прошли испытания прославленными летчиками-испытателями М. Ивановым, А. Гринчиком, Г. Шияновым, М. Галлаем, И. Федоровым. Летчики с Сеймы подметили, что конструкторы Яковлев, Микоян, Лавочкин в Раменском работали в отдельных ангарах, каждый в особом, огороженном высоким забором от глаз коллег.

Пилотам показали трофейные немецкие турбореактивные самолеты. Один из них в конце войны сбил прославленный летчик Иван Кожедуб, летая на винтовом ЛА-7. Но к тому времени в СССР уже имелся собственный задел работ по реактивной технике. Вскоре поступил приказ главнокомандующего ВВС маршала авиации Вершинина: подготовить группу из 30 реактивных машин к параду в Москве 7 ноября 1946 года. Авиаторы полка Сеймы вместе с другими летчиками на подмосковном аэродроме приступили к усиленной подготовке. В группе создали 4 эскадрильи с самолётами одного типа. У первой эскадрильи под руководством Акуленко — самолёты Як-15, у подполковника Прошакова — МиГ-9, подполковника Звонарёва — Ла-150, полковника Чупикова — экспериментальные машины. Обучение строилось по принципу жёсткого отбора, на основе чёткого плана. Военные и инженеры заводов-изготовителей, устранявшие недоделки и выполнявшие доработки по замечаниям лётчиков, работали не покладая рук, и к ноябрю группа была готова к полётам на невиданной реактивной технике в самом сердце страны — над Красной площадью. Но не судьба: зарядил дождь, пошла низкая облачность, участие авиации в параде было отменено.
И все же летное мастерство на «турбомашинах» пилотам удалось продемонстрировать, но чуть позже. Освоение новой техники было решено перенести на базу учебно-тренировочного авиаполка Сеймы. По этой причине в декабре 1946 года состоялся первый в истории ВВС групповой перелет на 11 реактивных самолетах по маршруту Москва — Сейма с одной промежуточной посадкой. Здесь, в сотнях километров от Москвы, авиаторы под руководством командира


Молодые солдаты с летчиками-героями. 1944 г.

П. С. Акуленко напряженно работали с реактивной техникой. Группа летчиков, состоявшая уже из 150 человек, училась полетам на истребителях Як-15, МиГ-9. Причём лётный состав из строевых частей 10, 11 и 14 ИАК, прибывший на переподготовку во Второй
ЗИАП в январе, тоже был включён в число первопроходцев.
Вскоре авиаторы сдавали ответственный экзамен на правительственном уровне, который состоялся в Москве во время военного парада 1 мая 1947 года. Он стал настоящим триумфом советской реактивной авиации и наших талантливых летчиков. Армада истребителей «пятёрками» взлетали с двух аэродромов. Они собрались в 2 колонны по 10 «пятёрок» и прошли по заданному маршруту в чётком строю над Красной площадью. Самолет Як-15 был первым. На его киле красовался флаг ВВС и бортовой № 1. Зрелище захватывало дух! Это был первый в истории нашей страны парад с участием турбореактивной авиатехники. Ведь никто в мире даже не мог и предположить, что разорённая войной страна в столь короткий срок может создать реактивную авиацию! И она высоко оценила труд и мастерство лётчиков, инженеров, техников и авиаспециалистов, внесших достойный вклад в успешное освоение передовой авиационной техники. 16 мая 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 163 авиатора были награждены орденом Советского Союза. Ордена Ленина удостоились 5 человек, в том числе — П. Акуленко, Е. Зырянов, И. Кошель, А. Кузьминский и Н. Сбытов, ордена Красного Знамени — 93 летчика, ордена Красной Звезды — 65. Высокие боевые возможности реактивной авиации значительно повысили роль Военно-воздушных сил в обеспечении безопасности нашей страны. В июне 1947 года правительство приняло решение о переходе всей истребительной авиации на реактивную технику. Так начинался очередной этап в истории наших ВВС, в котором огромную роль сыграл летный состав отдельного учебно-тренировочного авиационного Краснознаменного полка, базировавшийся близ железнодорожной станции Сейма.

Трудные уроки
Освоение новой техники на Сейме не обходилось без аварийных ситуаций. В одном из первых полётов у Як-15, управляемого старшим лейтенантом Николаем Яковлевичем Фатеевым, в момент отрыва от земли в сторону города загорелся двигатель. Лётчик сумел перетянуть машину через реку и посадить охваченный огнем самолет в поле — вдали от жилья. Самолёт сгорел, лётчик остался жив. Его свидетельство помогло установить причину аварии и устранить возможность её появления в будущем. За проявленный героизм мужественный летчик был награждён орденом Красного Знамени. Далеко не всегда из полетов авиаторы возвращались живыми и невредимыми … Однако постепенно машины становились более понятными и послушными для пилотов. Неслучайно 20 февраля 1947 года полк на Сейме был преобразован в Краснознамённый учебно-методический центр авиации ПВО. Талантливые лётчики центра стали неизменными участниками воздушных парадов к различным праздникам.
Так, в 1948 году советские авиаторы одержали очередную выдающуюся победу — в том числе и представителями лётного состава центра авиации ПВО Сеймы впервые в мире был выполнен групповой пилотаж на реактивных машинах во время празднования Дня авиации в Тушино. Этому событию предшествовала длительная подготовка. Высший пилотаж начинали осваивать лётчики-испытатели НИИ ВВС, которые на свой страх и риск выполняли головокружительные фигуры в небе на самолетах с реактивным двигателем, но никаких докладов об этом в летные части не поступало. Официально считается, что первым выполнил сложные фигуры пилотажа на реактивном
Як-15 лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС П. Стефановский. Однако имеются свидетельства: его «опередил» инструктор центра освоения реактивных истребителей на Сейме Михаил Уницкий. Он на своем Як-15 по собственной инициативе выполнил переворот и петлю. Будто бы за эти неуставные действия начальник центра Акуленко посадил летчика на гауптвахту.


Самолет МиГ-9. 1947 г.

Слух о «рискованных играх» на Сейме дошел до генералов ВВС. Военные чины решили… признать «выкрутасы небесных лихачей» и немедленно приступить к освоению высшего пилотажа в летных частях. Так ли это было — поди теперь разберись. Но доподлинно известно, вскоре была разработана специальная программа и принята методика выполнения фигур. Определили кандидатуры авиаторов для подготовки первого исполнения. Рискованное дело поручили в том числе и командиру второго ЗИАП на Сейме — подполковнику Акуленко. Он в числе первых освоил головокружительные комплексы в сеймовском небе на турбореактивной технике.
Элементы сложного пилотажа на реактивных машинах с блеском выполняли и другие авиаторы: майоры И. Кошель, А. Кузьминский, капитан С. Астахов. Вспоминая об этом, генерал-лейтенант авиации Н. Сбытов не без восхищения писал: «Улетая с аэродрома Сеймы в Москву, я увозил с собой бесценный опыт талантливых лётчиков». В летных подразделениях начались систематические тренировки в групповых полётах на реактивных самолётах с выполнением сложных маневров. В апреле подготовка к параду перешла в решающую фазу: на аэродромах Московского военного округа создали надёжную систему управления, сеть специального метеорологического и всестороннего тылового обеспечения. К параду подготовили 150 лётчиков. От авиационных заводов получили около 200 реактивных истребителей. Пилотажные фигуры во время праздника выполняли лётчики — подполковник Н. Храмов, подполковник П. Середа, генерал-майор авиации Е. Савицкий, полковник В. Ефремов, майор Л. Соловьёв и другие. А все начиналось и с нашей Сеймы…
В числе освоенных боевых реактивных самолётов пилотами учебно-методического центра на Сейме — Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-9.
С августа 1951 года начались вой­сковые испытания МиГ-15, а с 1953 года инструкторы передавали своим подопечным освоенные ими новые формы боевого применения самолёта МиГ-17П с радиолокационным прицелом ПР-1, другими новейшими разработками авиатехники. В 1952 году по решению высшего военного командования Краснознаменный учебный центр ВВС со станции Сейма был переведен в Саваслейку (ныне Кулебакский район Нижегородской области). Славная история полка продолжалась, но уже на новом месте.


Хранители памяти

Зарастает травой-муравой бескрайнее поле легендарного в прошлом военного аэродрома ЗИАП на Сейме. После ухода авиаполка до 1990-х справно хозяйствовал на земле военный гарнизон. На перепаханных взлетно-посадочных полосах выращивал картошку, растил хрюшек в оборудованной ферме. В последние годы сдавали обширную территорию бывшего аэродрома в аренду заезжим фермерам. Да вот что-то не заладилось у них с сельским хозяйством… Ушли они.
Но жива память о славной жизни полка. В школе № 49 г. Володарска расскажет о ней уникальными экспонатами музей боевой славы Второго ЗИАП. Предыстория его создания начиналась еще в далеком 1972 году…
Тогда лето выдалось жарким. Вот и озеро Крестовое от зноя обмелело. Это позволило юным следопытам школы № 49 первыми заметить, что над поверхностью воды торчит не что иное как «хвост» затонувшего военного самолета. О необычной находке они сообщили в милицию, в военкомат. Вскоре по инициативе ребят, местной администрации самолет был поднят с останками летчика. В «похоронном» медальоне сохранились сведения: имя, адрес, место рождения пилота. Пионеры позже выяснили: это был молодой летчик Александр Коробов. Он погиб в свои двадцать два - 25 июля 1944 года во время аварии нового самолета «Ла-5». Причина банальна - технические неполадки в двигателе. Хоронили всем миром.


Струнный оркестр эскадрильи ЗИАП-2. 1943 г.

Событие, всколыхнувшее город, и стало началом рождения будущего музея. Следопытам стало известно, что в военные годы летная часть погибшего пилота базировалась во Втором ЗИАП близ станции Сейма. Ученики школы № 49 г. Володарска по крупицам собирали документы, сведения о ветеранах летной части, в которой служил А.Коробов. Кропотливую работу продолжили ребята школы № 53. Поисковой группе старшеклассников под руководством педагога С. В. Бочкаревой удалось тогда собрать биографические данные о многих летчиках, проходивших службу в ЗИАП-2, разыскать уникальные вещи, бесценные документы времен Великой Отечественной войны. Идею вернуть время и запечатлеть его для потомков горячо поддержали ветераны знаменитого полка. И в 2003 году в школе № 49 г. Володарска состоялось торжественное открытие музея.
Многое о славном прошлом и настоящем знаменитого соединения может поведать экспозиция, выставка моделей самолетов времен Великой Отечественной войны. Искусно выполненный макет-панорама знакомит с точным расположением построек и взлетно-посадочных полос легендарного аэродрома. Подлинные экспонаты авиатехники, личные вещи летчиков и техников полка — письма, дневники хранят дух давно ушедшего времени. Здесь удалось собрать уникальный материал, посвящённый летчикам, погибшим в небе Сеймы во время «облета» новых самолетов. Самые дорогие и желанные гости ребят — ветераны полка, ныне проживающие в Дзержинске и Володарске: Иван Платонович Шешуков, Леонид Михайлович Носков. Они — участники героической жизни полка. В былые дни со всех концов страны собирались в Володарск «зиаповцы» на свою традиционную встречу. Но годы берут свое… Продолжает славные традиции, поддерживает тесную связь с юными следопытами школы № 49, ветеранами ЗИАП-2 летный состав авиабазы Саваслейка. А это значит, никогда не прерваться нити, связующей поколения!

Станислав ШАЛЬНОВ,
краевед

В материале использованы факты из опубликованных воспоминаний ветеранов Второго ЗИАП, а также авиаторов — участников событий на Сейме. Автор благодарит директора школы № 49 г. Володарска М.В.Чернышеву, а также создателя музея боевой славы ЗИАП-2 школы Т.Н. Кустову за содействие в предоставлении документов и сведений музея истории Второго ЗИАП школы № 49 для написания данного материала.