Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Понижение 8C.
возможен дождь
Завтра
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность дождя 60%.
Пасмурно
Четверг
Пасмурно
Облачно. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч.
Небольшая Облачность
Пятница
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 16C. Ветер Ю от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Суббота
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 12C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
возможен дождь
Воскресенье
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 10C. Ветер С от 10 до 15 км/ч. Вероятность дождя 60%.

Отчет: игра по правилам и без

  18.05.2012  |    Город
DSC_05148

В Городской думе приступили к обсуждению отчета мэра города за 2011 год. После обсуждения на комитетах проект отчета будет вынесен на Городскую думу, где депутаты выставят оценку мэру и администрации за проделанную работу. И если предыдущее обсуждение отчета за 2010 год вызвало много вопросов в связи с тем, что Виктору Сопину пришлось находиться у «руля» всего два месяца из двенадцати, то теперь на обсуждение выносится полновесная работа. Однако некоторые политические аналитики считают, что отчет — лишь повод для повторного «неуда» и начала процедуры отстранения главы города от власти. Они предполагают, что оценка деятельности будет носить волюнтаристско-эмоциональный характер по принципу «нравится — не нравится», без учета реальных показателей и объективной оценки ситуации в городе. А существует ли объективная методика оценки эффективности власти? Об этом мы беседуем с начальником управления промышленности, экономики, прогнозирования и муниципального заказа администрации Дзержинска Натальей Трубниковой.

— Наталья Юрьевна, существуют ли какие-либо требования к содержанию отчета мэра?
— В соответствии с Указом Президента от 28.04.2008 № 607 ежегодно, начиная с отчета за 2008 год, администрация города Дзержинска формирует доклад мэра городского округа город Дзержинск о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 № 1313-р форме. Показатели рассчитываются в соответствии с инструкцией по подготовке доклада, разработанной Министерством регионального развития РФ.
В соответствии с действующим законодательством администрация ежегодно представляет доклад в правительство Нижегородской области для оценки и подготовки сводного областного доклада и представления его в Министерство регионального развития РФ.
В 2008 году депутаты города Дзержинска приняли решение, что деятельность мэра и администрации города оценивается с учетом показателей оценки эффективности деятельности ОМСУ.
— Значит, депутаты не ошиблись, требуя именно эту форму отчета, ведь в большин­стве своем всех интересует именно эффективность власти?
—  Безусловно, всех интересует эффективность власти. Но понятия эффективности, ее критерии у правительства, которое разработало данную методику отчета, и простых жителей нередко не совпадают.
Так, вышеупомянутый доклад содержит информацию о реализации структурных реформ, проводимых Правительством РФ и регионом на уровне муниципалитета, в том числе внедрение современных инструментов управления, степень оптимизации бюджетной сети и кадрового потенциала и в конечном счете позволяет оценить влияние деятельности органов исполнительной власти лишь на отдельные параметры, определяющие качество жизни населения.
— То есть федеральные власти смотрят не на то, как развивается регион, а на то, как в нем идут реформы?
—  Правительством РФ определены стандарты, нормативы в образовании, здравоохранении и так далее, и мы должны к ним стремиться. В качестве примера можно вспомнить внедрение ЕГЭ. Его организация, проведение и результаты также положены в оценку эффективности органов местного самоуправления.
— По каким еще критериям оценивает Федерация местные власти?
— В докладе присутствует 168 показателей, характеризующих 9 основных отраслей. В экономическом блоке в основном оценивается состояние малого бизнеса, его поддержка со стороны органов МСУ, уровень доходов населения, инвестиционная деятельность, транспортная обеспеченность.
В сфере здравоохранения — усиление амбулаторно-поликлинического звена, применение стационарозамещающих технологий, оптимизация коечного фонда, обеспечение медицинскими кадрами и т. д.
Дошкольному образованию отводится особое место в демографической политике государства. Поэтому при оценке эффективности управления рассматривается обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях.
В сфере образования — оптимизация сети общеобразовательных учреждений, численности работающих в них, сокращение неэффективных расходов.
Очень большое внимание на государственном уровне уделяется развитию физкультуры и спорта. Этот вопрос пересекается со здоровьем населения. Поэтому нас оценивают с точки зрения развития спортивных сооружений, залов, числа людей, занимающихся спортом.
Есть блок, связанный с обеспеченностью и строительством жилья для граждан. К сожалению, Дзержинск на протяжении уже нескольких лет отстает по этому показателю от среднеобластного значения. Для улучшения ситуации в сфере жилья в городе была разработана и принята программа «Развитие жилищного строительства городского округа город Дзержинск на 2012 — 2020 годы».
Эффективность деятельности администрации в сфере ЖКХ и энергоэффективности характеризуется выполнением 185-го и 261-го федеральных законов.
И, наконец, последний блок, связанный с муниципальным управлением, включает сведения о ситуации на рынке труда, о собираемости налогов, о финансовых показателях исполнения городского бюджета.
— Я правильно понимаю, что оценка дается на основании сравнения с другими городами и регионами, сравнения с другими годами?
— В сводном докладе Нижегородской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, который область готовит к 1 октября, отражаются районы и городские округа, достигшие как наилучших, так и наихудших значений показателей эффективности деятельности.
Так, город Дзержинск два года подряд получал штандарты губернатора и гранты за достижение наи­лучших показателей в образовании - 750 млн руб. за 2009 год и 1 млн руб. за 2010 год.
Недотягивает город до нормативов по обеспеченности спортивными залами, бассейнами, другими спортивными сооружениями. Значит ли это, что город сразу скатывается на последнее место? Нет! В некоторых муниципальных образованиях нет ни одного ФОКа, ни одного бассейна.
— Наталья Юрьевна, если вы говорите, что эффективность властей оценивается по отраслям, то откуда тогда берутся рейтинги, низводящие наш город на седьмую позицию?
— Сразу замечу, что седьмая позиция это не так уж плохо, как кажется на первый взгляд…
Но предлагаю обратиться к истории вопроса…
Министерством экономики Нижегородской области с 1997 года осуществляется анализ социально-экономического развития городов и районов Нижегород­ской области. Целью оценки является: определение уровня развития территорий, выявление положительных и отрицательных тенденций развития по конкретным направлениям и обеспечение объективности принятия управленческих решений органами исполнительной власти области и местного самоуправления по реализации территориальной политики.
Для расчета интегрального показателя используются 3 блока показателей: экономические, финансовые и социальные.
Так, например, в экономическом блоке учитываются объемы отгрузки произведенных товаров и услуг на душу населения, темпы их роста и роста производительности труда, объем инвестиций, прибыли прибыльных предприятий; в финансовый блок включены налоговые и неналоговые доходы и их собираемость; в социальный — уровень и рост заработной платы, ситуация на рынке труда, уровень преступности, темпы ввода жилья, а также демографические показатели.
В целях более объективного анализа социально-экономического развития вся территория области разделена на 5 групп. Город Дзержинск отнесен к промышленной группе, в состав которой входят г. Арзамас, районы: Балахнинский, Борский, Выксунский, Городецкий, Кстовский, Кулебакский, Навашинский, Первомайский, Сосновский, Шахунский и г. Н.Новгород.
В период 1997—2003 годов город занимал 20−22 места в рейтинге и имел «средний» (депрессивный) уровень развития. В тот период основные промышленные предприятия города находились в состоянии реструктуризации, некоторые в состоянии банкротства. Предприятия сокращали персонал и задерживали выплаты заработной платы, что оказывало негативное влияние и на социальные показатели по городу.
По мере улучшения финансового состояния крупных и средних предприятий, развития малого бизнеса с 2004 года город переходит в разряд территорий с «высоким уровнем развития», занимает 13 место, в 2005 г. — уже 10 место.
В 2006 и 2007 годах, в период интенсивного роста экономики, город занимает соответственно 6 и 4 места в рейтинге. Кризис 2008 года немного понизил рейтинг города до 8 места, но уже с 2009 года мы стабильно занимаем 6−7 места в рейтинге.
Опережают Дзержинск такие муниципальные образования, как г. Н. Новгород, Выкса, Бор, Кстово, Арзамас.
— Но мы же второй город по величине в области!
— Вот именно.
У районов и городов с небольшой численностью населения (Выкса, Бор и Кстово) при наличии 2−3 крупных предприятий с большими объемами производства показатели, рассчитываемые на душу населения, будут всегда выше, чем по городу Дзержинску, у которого численность населения наибольшая в Нижегородской области после Н.Новгорода.
Опять же по таким показателям, как темпы роста объемов отгрузки, инвестиций и прибыли, город имеет стабильный рост без скачков за счет деятельности на его территории множества предприятий и организаций. У районов и городов, имеющих несколько крупных и средних организаций, например, при реализации одного инвестиционного проекта объем инвестиций вырастает в несколько раз, переход одного предприятия из убыточного состояния в прибыльное также способствует значительному росту прибыли в целом по муниципальному образованию.
А по таким показателям, как объем отгрузки продукции соб­ственного производства в расчете на душу населения, производительность труда, темп роста прибыли прибыльных предприятий, налоговые и неналоговые доходы, собираемые в консолидированный бюджет области в расчете на душу населения, и их отношение к расходам бюджета на собственные и государственные полномочия, Дзержинск входит в четверку лучших в области.
— Наталья Юрьевна, вы рассказали о методиках оценки развития города и эффективности власти. Но мне кажется, что ни та, ни другая не отражают представлений жителей о достойной власти, ведь всех нас в первую очередь интересует качество жизни, а не выполнение федеральных стандартов, многие из которых, кстати, были встречены населением в штыки. Чего только стоит внедрение ЕГЭ и сокращение числа коек в больницах…
— Возможно, вы и правы. Люди чаще всего оценивают власть не с точки зрения показателей статистики, а личного благополучия. В этом случае оценка деятельности властей должна проходить совсем по другим критериям.
— И все-таки о чем говорят цифры доклада?
— По превалирующему большинству показателей предоставленного в Думу отчета Дзержинск стабильно двигается вперед. 2011 год для Дзержинска был успешнее, чем 2010-й. Это объективные данные, которые упрямо говорят о том, что город движется вперед, власть работает и социальные потребности горожан в большинстве своем обеспечиваются.

Владимир ПЕТРОВ