Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Четверг
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Ясно
Пятница
Ясно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Ясно
Воскресенье
Ясно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.

Отчет: игра по правилам и без

  18.05.2012  |    Город

В Городской думе приступили к обсуждению отчета мэра города за 2011 год. После обсуждения на комитетах проект отчета будет вынесен на Городскую думу, где депутаты выставят оценку мэру и администрации за проделанную работу. И если предыдущее обсуждение отчета за 2010 год вызвало много вопросов в связи с тем, что Виктору Сопину пришлось находиться у «руля» всего два месяца из двенадцати, то теперь на обсуждение выносится полновесная работа. Однако некоторые политические аналитики считают, что отчет — лишь повод для повторного «неуда» и начала процедуры отстранения главы города от власти. Они предполагают, что оценка деятельности будет носить волюнтаристско-эмоциональный характер по принципу «нравится — не нравится», без учета реальных показателей и объективной оценки ситуации в городе. А существует ли объективная методика оценки эффективности власти? Об этом мы беседуем с начальником управления промышленности, экономики, прогнозирования и муниципального заказа администрации Дзержинска Натальей Трубниковой.

— Наталья Юрьевна, существуют ли какие-либо требования к содержанию отчета мэра?
— В соответствии с Указом Президента от 28.04.2008 № 607 ежегодно, начиная с отчета за 2008 год, администрация города Дзержинска формирует доклад мэра городского округа город Дзержинск о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 № 1313-р форме. Показатели рассчитываются в соответствии с инструкцией по подготовке доклада, разработанной Министерством регионального развития РФ.
В соответствии с действующим законодательством администрация ежегодно представляет доклад в правительство Нижегородской области для оценки и подготовки сводного областного доклада и представления его в Министерство регионального развития РФ.
В 2008 году депутаты города Дзержинска приняли решение, что деятельность мэра и администрации города оценивается с учетом показателей оценки эффективности деятельности ОМСУ.
— Значит, депутаты не ошиблись, требуя именно эту форму отчета, ведь в большин­стве своем всех интересует именно эффективность власти?
—  Безусловно, всех интересует эффективность власти. Но понятия эффективности, ее критерии у правительства, которое разработало данную методику отчета, и простых жителей нередко не совпадают.
Так, вышеупомянутый доклад содержит информацию о реализации структурных реформ, проводимых Правительством РФ и регионом на уровне муниципалитета, в том числе внедрение современных инструментов управления, степень оптимизации бюджетной сети и кадрового потенциала и в конечном счете позволяет оценить влияние деятельности органов исполнительной власти лишь на отдельные параметры, определяющие качество жизни населения.
— То есть федеральные власти смотрят не на то, как развивается регион, а на то, как в нем идут реформы?
—  Правительством РФ определены стандарты, нормативы в образовании, здравоохранении и так далее, и мы должны к ним стремиться. В качестве примера можно вспомнить внедрение ЕГЭ. Его организация, проведение и результаты также положены в оценку эффективности органов местного самоуправления.
— По каким еще критериям оценивает Федерация местные власти?
— В докладе присутствует 168 показателей, характеризующих 9 основных отраслей. В экономическом блоке в основном оценивается состояние малого бизнеса, его поддержка со стороны органов МСУ, уровень доходов населения, инвестиционная деятельность, транспортная обеспеченность.
В сфере здравоохранения — усиление амбулаторно-поликлинического звена, применение стационарозамещающих технологий, оптимизация коечного фонда, обеспечение медицинскими кадрами и т. д.
Дошкольному образованию отводится особое место в демографической политике государства. Поэтому при оценке эффективности управления рассматривается обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях.
В сфере образования — оптимизация сети общеобразовательных учреждений, численности работающих в них, сокращение неэффективных расходов.
Очень большое внимание на государственном уровне уделяется развитию физкультуры и спорта. Этот вопрос пересекается со здоровьем населения. Поэтому нас оценивают с точки зрения развития спортивных сооружений, залов, числа людей, занимающихся спортом.
Есть блок, связанный с обеспеченностью и строительством жилья для граждан. К сожалению, Дзержинск на протяжении уже нескольких лет отстает по этому показателю от среднеобластного значения. Для улучшения ситуации в сфере жилья в городе была разработана и принята программа «Развитие жилищного строительства городского округа город Дзержинск на 2012 — 2020 годы».
Эффективность деятельности администрации в сфере ЖКХ и энергоэффективности характеризуется выполнением 185-го и 261-го федеральных законов.
И, наконец, последний блок, связанный с муниципальным управлением, включает сведения о ситуации на рынке труда, о собираемости налогов, о финансовых показателях исполнения городского бюджета.
— Я правильно понимаю, что оценка дается на основании сравнения с другими городами и регионами, сравнения с другими годами?
— В сводном докладе Нижегородской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, который область готовит к 1 октября, отражаются районы и городские округа, достигшие как наилучших, так и наихудших значений показателей эффективности деятельности.
Так, город Дзержинск два года подряд получал штандарты губернатора и гранты за достижение наи­лучших показателей в образовании - 750 млн руб. за 2009 год и 1 млн руб. за 2010 год.
Недотягивает город до нормативов по обеспеченности спортивными залами, бассейнами, другими спортивными сооружениями. Значит ли это, что город сразу скатывается на последнее место? Нет! В некоторых муниципальных образованиях нет ни одного ФОКа, ни одного бассейна.
— Наталья Юрьевна, если вы говорите, что эффективность властей оценивается по отраслям, то откуда тогда берутся рейтинги, низводящие наш город на седьмую позицию?
— Сразу замечу, что седьмая позиция это не так уж плохо, как кажется на первый взгляд…
Но предлагаю обратиться к истории вопроса…
Министерством экономики Нижегородской области с 1997 года осуществляется анализ социально-экономического развития городов и районов Нижегород­ской области. Целью оценки является: определение уровня развития территорий, выявление положительных и отрицательных тенденций развития по конкретным направлениям и обеспечение объективности принятия управленческих решений органами исполнительной власти области и местного самоуправления по реализации территориальной политики.
Для расчета интегрального показателя используются 3 блока показателей: экономические, финансовые и социальные.
Так, например, в экономическом блоке учитываются объемы отгрузки произведенных товаров и услуг на душу населения, темпы их роста и роста производительности труда, объем инвестиций, прибыли прибыльных предприятий; в финансовый блок включены налоговые и неналоговые доходы и их собираемость; в социальный — уровень и рост заработной платы, ситуация на рынке труда, уровень преступности, темпы ввода жилья, а также демографические показатели.
В целях более объективного анализа социально-экономического развития вся территория области разделена на 5 групп. Город Дзержинск отнесен к промышленной группе, в состав которой входят г. Арзамас, районы: Балахнинский, Борский, Выксунский, Городецкий, Кстовский, Кулебакский, Навашинский, Первомайский, Сосновский, Шахунский и г. Н.Новгород.
В период 1997—2003 годов город занимал 20−22 места в рейтинге и имел «средний» (депрессивный) уровень развития. В тот период основные промышленные предприятия города находились в состоянии реструктуризации, некоторые в состоянии банкротства. Предприятия сокращали персонал и задерживали выплаты заработной платы, что оказывало негативное влияние и на социальные показатели по городу.
По мере улучшения финансового состояния крупных и средних предприятий, развития малого бизнеса с 2004 года город переходит в разряд территорий с «высоким уровнем развития», занимает 13 место, в 2005 г. — уже 10 место.
В 2006 и 2007 годах, в период интенсивного роста экономики, город занимает соответственно 6 и 4 места в рейтинге. Кризис 2008 года немного понизил рейтинг города до 8 места, но уже с 2009 года мы стабильно занимаем 6−7 места в рейтинге.
Опережают Дзержинск такие муниципальные образования, как г. Н. Новгород, Выкса, Бор, Кстово, Арзамас.
— Но мы же второй город по величине в области!
— Вот именно.
У районов и городов с небольшой численностью населения (Выкса, Бор и Кстово) при наличии 2−3 крупных предприятий с большими объемами производства показатели, рассчитываемые на душу населения, будут всегда выше, чем по городу Дзержинску, у которого численность населения наибольшая в Нижегородской области после Н.Новгорода.
Опять же по таким показателям, как темпы роста объемов отгрузки, инвестиций и прибыли, город имеет стабильный рост без скачков за счет деятельности на его территории множества предприятий и организаций. У районов и городов, имеющих несколько крупных и средних организаций, например, при реализации одного инвестиционного проекта объем инвестиций вырастает в несколько раз, переход одного предприятия из убыточного состояния в прибыльное также способствует значительному росту прибыли в целом по муниципальному образованию.
А по таким показателям, как объем отгрузки продукции соб­ственного производства в расчете на душу населения, производительность труда, темп роста прибыли прибыльных предприятий, налоговые и неналоговые доходы, собираемые в консолидированный бюджет области в расчете на душу населения, и их отношение к расходам бюджета на собственные и государственные полномочия, Дзержинск входит в четверку лучших в области.
— Наталья Юрьевна, вы рассказали о методиках оценки развития города и эффективности власти. Но мне кажется, что ни та, ни другая не отражают представлений жителей о достойной власти, ведь всех нас в первую очередь интересует качество жизни, а не выполнение федеральных стандартов, многие из которых, кстати, были встречены населением в штыки. Чего только стоит внедрение ЕГЭ и сокращение числа коек в больницах…
— Возможно, вы и правы. Люди чаще всего оценивают власть не с точки зрения показателей статистики, а личного благополучия. В этом случае оценка деятельности властей должна проходить совсем по другим критериям.
— И все-таки о чем говорят цифры доклада?
— По превалирующему большинству показателей предоставленного в Думу отчета Дзержинск стабильно двигается вперед. 2011 год для Дзержинска был успешнее, чем 2010-й. Это объективные данные, которые упрямо говорят о том, что город движется вперед, власть работает и социальные потребности горожан в большинстве своем обеспечиваются.

Владимир ПЕТРОВ