Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Пасмурно
Сегодня
Пасмурно
Облачно. Повышение -13C. Ветер ЗСЗ и переменный.
Снег
Завтра
Снег
Снегопад. Повышение -11C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 50%. Отложение снега менее 2 см.
Снег
Суббота
Снег
Снегопад. Повышение -7C. Ветер ЗЮЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 50%. Отложение снега менее 2 см.
Снег
Воскресенье
Снег
Снегопад. Повышение -9C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч. Вероятность снега 50%. Снегопад 2-3 см.
Снег
Понедельник
Снег
Снегопад. Повышение -10C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 50%. Отложение снега менее 2 см.
Облачно
Вторник
Облачно
Значительная облачность. Повышение -6C. Ветер ЗЮЗ от 10 до 15 км/ч.

Первопроходец авиации

  22.08.2014  |    Город
24str
Пётр Николаевич Нестеров — герой российского неба, лётчик — новатор, талантливый авиаконструктор. Как мало мы о нем знаем! А ведь это был романтик, с тонкой лирической душой гриновского Грея. Влюбленный в небо, бесстрашный и отважный.
Родился первопроходец русской авиации 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде в семье офицера — воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н. Ф. Нестерова.
В 10 лет Петруша поступает в Нижегородский кадетский корпус. Его товарищи полюбили в нем смелость, отвагу и благородное сердце. Преподаватели отмечали тонкую одаренную натуру. Мальчик страстно увлекался литературой, неплохо рисовал, пел, играл на мандолине. Композитор А. К. Глазунов предсказывал ему большое вокальное будущее. Кадет Нестеров овладел несколькими иностранными языками, увлекался орнитологией. При этом много и увлеченно занимался точными науками.
В 1904 году Нестерова направили для продолжения учёбы в Михайловское артиллерийское училище. После блестяще сданных экзаменов он назначается в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, где зарекомендовал себя лучшим командиром лучшего артиллерийского расчёта.
Но случай с ног на голову перевернул блестящую карьеру молодого артиллериста. Во Влади­востокской крепостной воздухоплавательной роте он увидел аэростаты. Летом1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич знакомится с учеником профессора Жуковского Петром Соколовым. Вместе с ним у себя на даче он самостоятельно смастерил планер. Его запускали с помощью лошади. Планер поднялся в воздух на несколько метров. Этот опыт потряс нижегородцев настолько, что в «Нижегородском листке» даже была опубликована восторженная заметка. Нестерова приняли в Нижегородское общество воздухоплавания.

В 1912 году Петр Николаевич сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 года 25-летний поручик Нестеров совершил первый самостоятельный полет. Неугомонная душа романтика не могла остановиться на шаблонном освоении воздухоплавания. Обладая прекрасными инженерными знаниями, отважный авиатор с головой погружается в конструкторскую работу. Он занимается усовершенствованием летательных аппаратов, предлагает нестандартные решения оснащения самолетов, с упоением изучает аэродинамику, которую тут же тестирует в небе.
Он высказывает невероятные идеи, которые не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Но Петр Николаевич был слишком горячим патриотом Родины, чтобы отступить в деле усовершенствования русской авиации. От теории он переходит к практике. 18 августа 1912 года Нестеров предпринял 13-часовой учебный полёт на аэростате, пролетев 750 верст. Это было серьёзным достижением отечественного воздухоплавания.
В ноябре 1912 года во время учебного полета над Варшавой он набрал невиданную доселе высоту 1600 метров и, выключив мотор, кругами, восьмёрками спланировал над городом, чем «привёл товарищей в трепет». Позже безмоторное планирование спасло жизнь летчику. Ноу-хау тут же переняли товарищи.
Старые каноны пилотирования нарушались Нестеровым неоднократно. Его первые в мире опыты в горизонтальной технике маневрирования моноплана, нестандартные виражи заставили приглушить сомнения скептиков.
В мае 1913 года Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве.
В то время мир будоражили рекорды длительных перелётов. У лётчика созрела мысль совершить такой перелёт в составе отряда без всякой подготовки, в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелёт был осуществлен 10 — 11 августа 1913 года в составе трёх самолётов по маршруту Киев — Остер — Козелец — Нежин — Киев. Он был расценён как новое слово в военной практике. Дальние перелёты были осуществлены Нестеровым впоследствии ещё 2 раза, один из них стал рекордным — за один день от Киева до Гатчины.
Талант лётчика и военного специалиста Нестерова особенно проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Петром Николаевичем было сделано много открытий, которые с успехом использовались потом советскими авиаторами.
27 августа 1913 года нестеровский «Ньюпор» вновь взмыл в небо. Набрав высоту 1000 метров, лётчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолёт устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошёл в пике, из которого вышел плавной, красивой спиралью.
Подвиг Нестерова всколыхнул весь мир. Это была самая первая фигура высшего пилотажа. Посыпались восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода начальник кадетского корпуса телеграфировал: «Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордость русской авиации». Нестерову присудили золотую медаль.
Нестеров практиковал взлёты и посадки в темноте, разрабатывал применение ацетиленового прожектора на монопланах, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения, мечтал выйти в отставку и посвятить себя конструированию самолётов.
Но в июне 1914 года началась война… В боевых условиях летчик продолжал совершенствовать тактику ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так эффективно, что австрийское командование обещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Вопреки практике, Нестеров был уверен, что воздушный бой вести возможно в том числе с помощью тарана, во время которого атакующий пилот мог бы остаться жив.
26 августа 1914 года Нестеров таранил самолёт австрийского пилота Розенталя, который вёл воздушную разведку. Хрупкая конструкция русского самолета не выдержала. Аппарат Нестерова рассыпался в воздухе, и летчик разбился, упав с многометровой высоты. Ему было всего 27 лет.
Спустя несколько недель таран Нестерова повторил другой летчик. В этом случае пилот остался жив.
Нестеров был погребён в Киеве как национальный герой. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. В Нижнем Новгороде отважному земляку установлен памятник, совсем неподалеку от не менее знаменитого Чкалова.
Евгения Макарова