Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

Лев Пигалицын: научить добывать знания

  22.08.2014  |    Город
06str
В минувшие выходные 75-летний юбилей отметил любимец Дзержинска — народный учитель России Лев Васильевич Пигалицын. О Льве Васильевиче написано столько статей и очерков в дзержинских, нижегородских и российских газетах, что давно пора сложить из них одну добротную книгу, рассказывающую об этом уникальном человеке. Но каждый раз, встречаясь с ним, с удивлением черпаешь что-то новое, интересное, захватывающее. Лев Васильевич всегда полон интереснейших задумок, проектов, у него своя, обоснованная, но нетривиальная, точка зрения на науку, образование, современную политику. С ним интересно беседовать, но еще интереснее слушать.
В знаменитую сегодня школу
№ 2 Лев Васильевич пришел работать почти 50 лет назад. Он и сегодня не может скрыть улыбки от казуса, который произошел с ним при устройстве на эту работу. Дело в том, что молодой физик, проработавший по распределению четыре года в Загваздинской средней школе Усть-Ишимского района Омской области, попросту сбежал с севера, оставив в горкоме партии все документы. Сбежал не потому, что были «хвосты» и недочеты, а потому что очень соскучился по родному краю. Он и так задержался на севере больше положенного срока. В Загваздино же держались за молодого, но талантливого педагога руками и ногами. Шутка ли! Краснодипломник, лучший выпускник Горьковского педагогического института, добровольно приехавший на север в поисках романтики. Он один преподавал алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, черчение, астрономию, немецкий язык, экономическую географию. В свободное время умудрялся ходить с ребятами в походы, организовывать вечера, вести кружковую работу.

«А ведь я и подумать не мог, чтобы стать учителем, — теплится задорная смешинка в глазах Льва Васильевича. — Все время думал, что свяжу свою жизнь с наукой: техникой и физикой. Вот только факультетов в то время физико-технических, кроме как в пединституте, не было. Пришлось поступать в него. В Загваздино настолько прикипел к ребятам, что понял: быть мне учителем».
Для того, чтобы вернуть Льва Васильевича в Дзержинск, понадобилось вмешательство партии. В конечном итоге документы вернули, и Пигалицын приступил к работе в городе химиков.
Конечно, ему было скучно в рамках обычной программы, и он не мог удержаться от экспериментов, научных поисков, увлекая в процесс познания своих учеников.
Его величество опыт, который, по словам Льва Пигалицына, непременно должен присутствовать на уроке физики, пробуждая интерес и стремление мыслить, вместе с учителем выбрался из школьного кабинета.
В 1964 году Александра Андреевна Верхолаз организовывает КЮФ — клуб юных физиков. А в 1965 году в него влился Лев Васильевич. Вот уж где было развернуться научно-технической мысли. По сей день в КЮФ может прийти любой ученик школы: начиная от первоклассника до выпускника. Каждый разрабатывает свой научный проект, готовит его, защищает, изготавливает собственными руками. Чего только не придумывали вместе со своим преподавателем пытливые кюфовцы: самодельные катамараны, на которых прошли 5 тысяч километров водного пути; первую в городе замкнутую телевизионную систему, с подачей телефонного и телевизионного сигнала в каждый класс; всевозможные приборы и аппараты. Со своими разработками и изобретениями кюфовцы прогремели на всю Россию. Это они ездили на Байконур, в Америку, на Байкал, они фотографировали солнечное затмение на Эльбрусе, выступали с научными докладами в научных институтах, на международных практических конференциях, встречались с космонавтами, ведущими физиками и астрофизиками страны.
В 1989 году Лев Васильевич открывает первый в Дзержинске авторский класс. Желающих по­учиться у известного в городе физика было огромное количество: 5−6 человек на место. А взяли учиться всего 15 человек. Идея авторского класса заключалась не только в углубленном изучении физики и вычислительной техники, которые преподавал Лев Васильевич, но и фундаментальном изучении остальных предметов, по которым учителя также разработали свои авторские программы. Выпускники авторского класса — гордость не только Льва Пигалицына, но и всего Дзержинска: профессора, кандидаты наук, научные сотрудники ведущих институтов мира. «Когда я иду по коридору Института прикладной физики Российской академии наук и Института физики микроструктур РАН, то бесконечно слышу: „Здравствуйте!“, потому что многие сотрудники — мои ребята», — не без гордости рассказывает о своих выпускниках народный учитель.
Физика может быть доступна и интересна даже девчонкам, оказаться полезной даже для гуманитария, утверждает Лев Васильевич, приводя в пример своих «одаренышей».
Женя Смирнова — выпускница 1995 года. Защитила докторскую диссертацию в MTI (Массачусетском технологическом институте) в США. Сейчас — ведущий специалист Федерального ядерного центра США в Лос-Аламосе. А ведь когда пришла в авторский класс, чуть ли не ненавидела физику!
По результатам школьной научной работы конкурса «Старт в науку» была принята без экзаменов в МФТИ на факультет аэрокосмических исследований Лена Грязина. В 24 года защитила кандидатскую диссертацию.
Летом 2010 года ученицы Льва Пигалицына Лилия Храпунова и Антонина Торопкина стали лауреатами малых Нобелевских премий Международной ярмарки-конкурса научных и инженерных работ школьников Intel ISEF 2010, проходившей в США. Надо ли говорить, что это высочайшая награда для школьников всего мира?
Лера Кузоватова — чистый гуманитарий. После школы поступила в МГИМО, где уже на четвертом курсе ей предложили престижную работу итальянцы. Почему? Потому что она знала в МГИМО лучше всех физику.
«Сегодня ребята получают знания, словно оторванные друг от друга, — размышляет Лев Пигалицын. —  Историк совершенно не знает физики и математики, математик — географии, химии. Ученик нацелен на конкретный ЕГЭ и не считает нужным тратить силы на остальные предметы. Но когда эти люди заканчивают институты, начинают работать, их кругозор настолько узок, что они не способны принимать грамотных решений. А ведь человек должен быть грамотен во всех сферах, хотя бы в рамках основных фундаментальных знаний о мире. Это как раз и предполагает базовая школьная программа».
Лев Васильевич не очень-то любит дифирамбы в свою честь и, словно подзадоривая всевозможных поздравителей, отнекивается: «Я не учитель и учить не могу. Вот научить добывать знания, заинтересовать, поставить множество вопросов и помочь найти на них ответы — это я могу. Моя задача — организовать поисковый процесс, помочь в том случае, если исследователь забуксовал. Но добывать знания ребёнок должен сам, а я — боец невидимого фронта».
Конечно же, он немного лукавит. Ведь всем давным-давно известно, что никакие знания так не ценятся и так прочно не заседают в голове, чем те, которые ты сам добыл и опробовал. Заинтересовать ребенка предметом, увлечь его в страну науку, разве не об этом мечтают педагоги всех времен и народов. Льву Васильевичу это удается уже который десяток лет. Возможно, потому, что сам учитель испытывает удовольствие от процесса поиска и новых открытий. Неслучайно в его кабинете физики начертаны бессмертные строки Александра Пушкина: «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». Ну разве это не о физике? Не об уроках Льва Васильевича?
Несколько лет назад Лев Васильевич получил грант президента на разработку уникальной школьной цифровой лаборатории. Этот прибор мог бы пригодиться на уроках физики, географии, химии и биологии. Он позволяет измерять все физические величины и выводить их на экран компьютера. Аналогов «Архимеду» — так назвали изобретение Льва Васильевича — нет во всем мире. Однако поступит ли он в массовое производство, ученый пока не знает. Нужно добиваться признания, доказывать необходимость новейшего цифрового прибора современной школе. Все это требует колоссальных временных и физических усилий.
А вот времени-то у Льва Васильевича практически нет.
Его дни и недели расписаны буквально по минутам. Преподавание в школе далеко не единственное поприще, на котором он трудится.
С 1995 года Пигалицын сотрудничает с департаментом образования и науки Нижегородской области, по заказу которого были подготовлены годовые и итоговые тесты по физике для тестирования учащихся Нижегородский области.
Лев Васильевич ведет дистанционные курсы повышения квалификации учителей физики школ Российской Федерации и стран СНГ в педагогическом университете издательского дома «Первое сентября» при МГУ по теме «Школьный физический компьютерный эксперимент».
Он постоянно и очень много выступает с лекциями в разных странах и самых отдаленных уголках России. Он желанный гость на многих научных конференциях.
Лев Васильевич ведет постоянные рубрики в журнале «Директор школы» и газете «Физика» издательского дома «Первое сентября».
Параллельно с этим началась работа над автобиографической книгой «Записки провинциального учителя». «У меня накоплен огромный опыт и большой объем информации, в том числе фотографии, диапозитивы, киноархив, всевозможные документы, которые требуют систематизации и приведения в порядок, — рассказывает Лев Васильевич, — поэтому идея написания книги родилась у меня давно. Мне хотелось бы, чтобы она стала подспорьем для начинающего учителя, но и была интересна рядовому читателю. К тому же я не могу не рассказать о моих ребятах. Пока она не сложилась окончательно. Работа над ней только в самом начале».
Лев Васильевич признается, что есть у него и другие интересные проекты. Но большая загруженность не позволяет полностью заняться их реализацией.
«Сегодня я всерьез размышляю о том, чтобы оставить уроки в школе, — признается учитель. — К такому решению меня подталкивает множество факторов. С одной стороны, ограниченность в получении знаний современных школьников, виновником которой является пресловутый ЕГЭ. С другой стороны, падение интереса к физике со стороны ребят — сегодня все хотят быть экономистами, юристами, менеджерами, а не учеными. И чем меньше в классе горящих глазенок, тем меньше азарта у педагога. А ведь мой опыт востребован у ребят с горящими глазами. Единственное, о чем я сожалею: не подготовил себе преемника. Видимо, в ближайшие годы придется поработать еще и над этим».

Наша справка

Пигалицын Лев Васильевич
Выпускник Горьковского педагогического института.
С 1961 года учитель почти всех предметов в Загваздинской средней школе Усть-Ишимского района Омской области.
С 1965 года учитель физики школы № 2.
С 1989 по 1998 годы руководитель авторского класса с углубленным изучением физики и вычислительной техники.
С 2001 года ведет три постоянные рубрики в газете «Физика» издательского дома «Первое сентября».
В 2004 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
В 2005 году на городском конкурсе «Профи 2005» получил звание «Педагог, зажигающий звезды».
В 2006 году стал лауреатом конкурса «Лучшие учителя России» и получил грант Президента России.
С 2007 года ведет дистанционные курсы повышения квалификации учителей физики при МГУ.
В марте 2008 года издал книгу «Школьная компьютерная физическая лаборатория».
В апреле 2009 года занял I место на Международном конкурсе по цифровым образовательным программам.
В 2009 году издает книгу «Школьный компьютерный эксперимент».
Имеет звания «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР» и ряд других наград и знаков отличия.
Сейчас он — единственный «Народный учитель Российской Федерации» в нашей области.

Евгения МАКАРОВА