Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
возможен снег
Вторник
возможен снег
Снегопад с раннего утра. Понижение -2C.
Небольшая Облачность
Завтра
Небольшая Облачность
Облачность утром с последующим полуденным солнцем. Повышение 6C. Ветер ЗСЗ от 15 до 30 км/ч.
Ясно
Четверг
Ясно
Малооблачно. Повышение 7C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Ясно
Пятница
Ясно
Малооблачно. Повышение 12C. Ветер ЮВ от 10 до 15 км/ч.
Снег
Суббота
Снег
Дождь со снегом Повышение 6C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч. Вероятность дождя 80%.
Небольшая Облачность
Воскресенье
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 7C. Ветер ЗСЗ и переменный.

Клуб друзей кино

  26.08.2016  |    Культура
кинокулуб-27-шк

В истории Дзержинска немало любопытных эпизодов. Оглядываясь на прошлое, мы открываем для себя новые страницы, которые как нельзя лучше иллюстрируют увлечения, настроения и маленькие победы дзержинцев. Например, в 60−70-е годы в Дзержинск пришло повальное увлечение кино. Киноклубы, объединения кинолюбителей создавались при школах, клубах по месту жительства, дворцах культуры. Эта почти забытая сторона жизни города, в Год кино по-новому открывается нам в воспоминаниях энтузиастов-кинолюбителей. Одним из них, как выяснилось, был Ефим Михайлович Беркович, бывший директор школы № 27, а ныне председатель еврейской общины города рассказал нам о становлении киноклубов в школе № 22 и 27.

Увлечение переехало со мной

«В Дзержинск я переехал в августе 1966 года. Судьба меня свела с Николаем Александровичем Сониным, которого в тот год назначили директором только что построенной школы № 22. Сонин предложил мне место физика и руководителя технических кружков. Вместе с другими учителями я принимал участие в подготовке и открытии школы № 22.

Это было время интереснейших экспериментов и новаций. Мы поставили перед собой задачу оборудовать по последнему слову науки и техники все кабинеты школы. С первых шагов стало понятно, что без демонстрации фильмов «техническая революция» невозможна. Фильмы нужны были и на уроке, и во время лекции, и для организации досуга, и при проведении общешкольных концертов и собраний. А это значило, что в школе нужно было срочно организовывать кинокружок, где я мог бы вести обучение будущих кинодемонстраторов.

Еще в Молдавии (где родился Ефим Михайлович — прим. ред.) я пристрастился к киноискусству. Мог не только показывать кинофильмы, но и ремонтировать, настраивать киноаппараты, реставрировать ленты. У меня были документы, дающие право вести обучение кинодемонстраторов.

Когда я переехал в Дзержинск, со мной переехало и мое киноувлечение. Я увлек кино половину педагогического коллектива и почти всех интересующихся старшеклассников. Сонин наладил хорошую связь с магазином учебных пособий, откуда нам присылали самые разнообразные фильмы, в том числе кинокольцовки. Это были небольшие ленты, соединенные в кольцо. При запуске такого кольца на киноаппарате картинка, например изображение волнующегося моря, повторялась через определенные промежутки времени. Благодаря кольцовкам нам удавалось создавать великолепные литературно-музыкальные композиции. Чтение стихов, исполнение песни, патриотической зарисовки шло на фоне движущихся кадров. Чуть позже мы научились монтировать нужные нам кадры из старых лент. Если песня рассказывала о конармейцах, зрители помимо исполнителя и хора, стоящих на сцене, видели на экране скачущих в бой буденновцев; если пелось о паровозе, на экране мелькали кадры окутанного клубами дыма бронепоезда. Эффект был потрясающим. Зрители были в восторге.

Школьному киноклубу присвоили имя Аркадия Петровича Гайдара. Мы разработали свой значок. Оборудовали два кинозала с широкоформатными экранами. Проводили настоящие киносеансы не только для детей, но и для взрослых.

Нам очень помогал директор дзержинской киносети отдела культуры Василий Алексеевич Шемякин. Благодаря ему я получил доступ в областную кинотеку, откуда можно было заказывать и учебные фильмы, и художественные. На базе 22-й школы был открыт межрайонный филиал областной школьной фильмотеки. Первым директором фильмотеки стал Николай Павлович Литовский, который работал в школе по совместительству учителем истории.

Культурный центр района

В 1973 году мне предложили возглавить строящуюся в микрорайоне школу № 27.

С первых дней работы в школе мне было понятно, что у 27-й будет особый статус. Город очень быстро расстраивался. Многоэтажки в западной части росли, как грибы после дождя. Инфраструктура и сфера обслуживания просто не успевали за темпами строителей.

На несколько микрорайонов была открыта одна-единственная школа, которая уже на второй год обучения оказалась настолько переполненной, что занятия приходилось организовывать в три смены. Здесь не было театров, кинотеатров, библиотек, универсальных магазинов. За всем необходимым приходилось отправляться в центр города. Люди пешком ходили на работу и пешком же возвращались — крайне редко до 7-го микрорайона ходил автобус № 9.

В этих условиях школа просто обязана была стать неким культурным центром микрорайона. И мы старались изо всех сил.

1 сентября 1973 года вместе со школой открылся наш кинотеатр, впоследствии получивший гордое имя «Джалиловец».

Мы создали клуб друзей кино. Сокращенно — КДК.

При нем работало восемь подклубов: «Ровесник» (для старшеклассников), «Клуб кинопутешественников», «Подросток и закон», «Октябренок», «Чебурашка», «Клуб киномехаников», «Фильмотека» и «Клуб изучения технических средств обучения».

Под каждое направление создавалась особая патриотическая или воспитательная работа.

Например, «Ровесник», ориентированный на старшеклассников, демонстрировал ленты, поднимающие актуальные для молодежи вопросы. После просмотра всегда проводились дискуссии, шел обмен мнениями. Клуб «Подросток и закон» стал хорошим подспорьем для работы совета отцов, который в основном вел профилактическую работу с трудными подростками. «Чебурашку» полюбили наши подшефные ребятишки из трех окрестных детских садов. «Октябренок» стал добрым другом для ребят из начальной школы и в особенности для групп продленного дня.

На киносеансы каждого клуба мы подготовили абонементы и разработали уникальную программу показа мультипликационных, документальных и художественных фильмов. Мы получили возможность пользоваться материалами областного кинофонда. Всего за 10 копеек ребята могли посмотреть те же самые фильмы, которые шли в центральных кинотеатрах города. Случалось, на художественные сеансы к нам приходили родители, бабушки, дедушки. Школа стала тем самым культурным центром, о котором я задумался в первые месяцы работы 27-й.

Пленку резать, пленку клеить

В клубе киномехаников я наладил обучение ребят искусству кинодемонстрации. За годы работы киноклуба было подготовлено с вручением удостоверения кинодемонстратора около 600 учащихся школы, более 12,5 тысячи учителей города и области по линии НИРО.

Да, помимо детей, как и прежде, я учил учителей. Специалисты института работников образования, прослышав об успехах школьного киноклуба, который довольно быстро завоевал ведущие позиции не только в городе, но и области, выступили с инициативой проводить областные курсы на базе 27-й дзержинской школы.

Как правило, курсы проходили в каникулярное, в том числе летнее, время. Школа в эти дни была наполнена так же, как во время обычных учебных будней. Приходилось работать без выходных и больничных.

Учебный план для будущих кинодемонстраторов включал в программу три части: техника, пленка и безопасность. Передо мной стояли три задачи: обучить каждого собирать и разбирать киноустановку, научить электро- и пожарной безопасности, а также проводить ремонт кинопленки. В 27-й школе к этому прибавился первичный ремонт аппарата. Не будем забывать и о том, что развитие науки и техники не стояло на месте. Поэтому специально для учителей я подготовил курс методики преподавания кинодела. По многочисленным просьбам моих учеников я включил в изучение не только привычные киноустановки, но все демонстрационные аппараты, которые постепенно начали появляться в школах города и области. Особым бонусом стало введение в радиоаппаратуру.

После прохождения курсов ученики моей школы могли спокойно проводить демонстрацию фильмов как на уроке, так и во время работы абонементов киноклуба. Ребята научились ремонтировать практически всю имеющуюся в школе кино- и радиоаппаратуру. Но высшим пилотажем стали занятия в фильмотеке и кружке технических средств обучения, попросту — ТСО. Здесь мы научились собирать нужные нам аппараты из запасных частей. Я научил ребят работать с кинолентами, монтировать их и проводить качественную реставрацию устаревших лент. Даже девочки овладели приемами склейки, обрезания, перемотки. Мы изготавливали классифицированные подписи на коробочки-боксы, где были указаны тема фильма, его метраж, время. Готовыми фильмами мы нередко делились с другими школами.

В нашей школе была собрана уникальная фильмотека. В ней числилось более 900 учебных, документальных, научно-популярных фильмов.

Для того чтобы все учителя могли использовать на уроках кино- и аудиофонды, мы создали в школе диспетчерский центр, где хранились все аудио- и видеофайлы.

В школьном диспетчерском центре было собрано и отреставрировано свыше 3,5 тысячи учебных кинофильмов, около 6 тыс. диафильмов, 3,5 тыс. грампластинок, 25 тысяч слайдов, 6 тысяч кодопозитивов и мн. др. необходимых на уроке наглядных материалов. Для хранения диафильмов был изготовлен специальный шкафчик, благодаря которому все содержалось в идеальном порядке. Любой мог с легкостью найти нужный школьный предмет и номер нужного урока. В ячейке, помеченной соответствующим номером, хранился нужный материал. Чтобы пленки не перепутались, номера на них соответствовали ячейкам в фильмотеке.

Учитель мог заранее обратиться в диспетчерскую, чтобы к нужному уроку был подготовлен аудио- и видеоматериал. Причем во многих случаях звук подавался в класс сразу из диспетчерской. Строго нужный фрагмент. Для этого материал выверялся и готовился заранее.

Мы научились использовать технику во время общешкольных мероприятий и концертов. Видеозарисовки становились дополнением к литературным гостиным, в иных случаях видеоряд заменял декорации, а где-то служил сопровождением к песне или танцам.

Наши концерты пользовались невероятной популярностью у жителей окрестных домов. Вскоре о них узнали в администрации города, а затем и в области. Поэтому к нам часто приезжали всевозможные делегации и комиссии. А потом нас стали приглашать на выступления в Горький. Приходилось нам ставить инсценировки даже в областном клубе милиции.

В 1975 году наш клуб друзей кино «Джалиловец» взошел на первую ступеньку почета в соревнованиях сначала среди киноклубов города, а затем и области. Эту планку мы держали на протяжении 10 лет. Несколько раз клуб занимал призовые места в конкурсе среди школьных киноклубов РСФСР. За каждую победу нас премировали киноаппаратами, другими ценными призами. В итоге в школе появилось 6 широкоэкранных киноаппаратов, 25 киноаппаратов «Украина» и «Школьник». Специально для демонстрации широкоформатных фильмов нам выписали из Киева широкоформатный экран, управлять которым можно было прямо из кинооператорской. Такой роскошью не могла похвастать ни одна школа города. Но для меня, конечно, намного важнее было то, что мальчишки и девчонки с горящими глазами, с огромным увлечением постигали азы киноискусства и погружались в интереснейший мир кино, который в те времена был далеко не так доступен, как сегодня".

Евгения МАКАРОВА