Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Сегодня
Снег
Снег. Повышение -7C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 80%. Отложение снега менее 2 см.
Облачно
Завтра
Облачно
Значительная облачность. Повышение -8C. Ветер ССВ и переменный.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -9C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Среда
Небольшая Облачность
Облачность утром с последующим полуденным солнцем. Повышение -13C. Ветер СЗ и переменный.
Небольшая Облачность
Четверг
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -8C. Ветер ЮВ от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Пятница
Облачно
Облачность утром с последующим полуденным солнцем. Повышение -12C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч.

Мягко стелют — жестко спать

  08.02.2018  |    Происшествия

«Уважаемые дзержинцы! Хочу рассказать вам свою историю. Недавно мою маму заманили сертификатом на розыгрыш в один из магазинов на проспекте Ленина и убедили её в том, что ей очень необходимы плед и подушки из шерсти за 30 тыс. руб. Так как у неё таких денег не было, оформили это добро в кредит на 12 месяцев. Про кредит, естественно, не было сказано ни слова, потому что оно знакомо даже пенсионерам, это обозвали рассрочкой. Но, приехав домой и осознав, во что её втянули, мама целую неделю держала это в себе, переживая и плача по ночам. Нам сознаться сразу не решилась. Но потом все-таки рассказала. Обратившись сразу в „Защиту прав потребителей“, мы узнали, что там уже целая очередь из таких пожилых женщин, желающих вернуть „это барахло“ в магазин. Но шансов это сделать очень мало, потому что за много лет надувательства они научились юридически грамотно составлять договоры купли-продажи. Буду очень рада, если моя информация убережёт кого-то от этих аферистов. Предупредите родителей, чтобы не велись на подарки и розыгрыши».Совсем недавно это сообщение облетело дзержинские соцсети, вызвав довольно бурное обсуждение. «Дзержинские ведомости» постарались разобраться в проблеме.

Адрес хорошо знаком
В Территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе город Дзержинск и Володарском районе не скрывают, что указанный в письме адрес хорошо знаком специалистам управления.
«Первые сообщения стали поступать еще весной 2015 года, — рассказывает главный специалист-эксперт Светлана Меринова. — Тогда по заявлениям потребителей мы провели проверку. Выяснилось, что предприниматель, организовавший торговлю по данному адресу, продавал людям аналогичный несертифицированный товар. Торговлю этим товаром прекратили, и на какое-то время сигналы от потребителей перестали поступать. Но с прошлого года мы снова регистрируем заявления от потребителей, которые считают себя обманутыми».
Сегодня «засветившаяся» компания специализируется на продаже подушек, одеял, пледов и одежды из будто бы уникальной чудодейственной шерсти, которая способна оздоровить любого человека. Причем процедура продаж удивительна и весьма эффективна.

Я сам обманываться рад!
По всему городу в крупных торговых центрах, местах скопления людей, например, на почте, мы иногда можем встретить промоутеров. Девушки и женщины раздают листовки с информацией о товаре, сообщают, что в ближайшее время будет проводиться розыгрыш призов от компании, приглашают на презентацию и как бы между прочим просят оставить контактные данные, напоминают, что на встречу непременно нужно захватить паспорт.
Поразительно! Но в век, когда даже самые дремучие пенсионеры наслышаны о мошенниках, которые, пользуясь чужими персональными данными, обманом получают кредиты, оформляют сделки, снимают деньги с чужих электронных карт, мы все еще продолжаем оставаться доверчивыми, милейшими людьми. Неоднократно приходилось наблюдать, когда люди самостоятельно заполняли анкеты в переходах, на улицах, охотно называли свой адрес, телефон и даже паспортные данные.
В маркетинговой многоходовой стратегии это лишь первый этап заманивания доверчивого клиента. Кто-то, купившись на обещанные подарки, розыгрыш призов, приходит по указанному адресу сам, забывчивых приглашают по телефону внимательные сотрудники компании.

Пожилых обмануть проще
Светлана, побывавшая на подобной встрече вместе со своей пожилой мамой, на условиях анонимности поделилась своими впечатлениями. «Подавляющее большинство приглашенных на презентацию — пожилые люди, — рассказывает она. — Каждого встречают в дверях с распростертыми объятиями, сразу окружают заботой, вниманием, ласковыми расспросами, добрыми улыбками. Наши старики, забытые в повседневной суете детьми, нажившие за годы работы множество болячек, при таком добродушии расцветают и тут же полностью доверяются этим, в общем-то, чужим людям. Все очень просто — расположив к себе клиента, можно рассказывать ему что угодно. Нам рассказывали о том, какой замечательный товар, какой он уникальный, сколько излечилось людей и как это прекрасно, что мы задумались о собственном здоровье. Меня насторожило, что нас просили хлопать в ладоши, говорить какие-то позитивные слова — может быть, это нейролингвистическое программирование или какая-то форма легкого гипноза?
Или мне просто показалось? После перерыва, во время которого мы могли пощупать товар своими руками, началась обработка клиентов. Когда я стала задавать вопросы, нас постарались разлучить с мамой и обрабатывать отдельно. Я настояла, и мы ушли. Спустя время представители этой фирмы несколько раз нам звонили, спрашивая именно маму. Все было понятно: пожилого человека обмануть гораздо проще. Но и тогда продавцы-консультанты не успокоились: мы дважды видели под окнами двух дамочек, которые присутствовали на презентации. Не нас ли они караулили?»

Технология продаж
Рассказ Светланы можно было бы принять за разыгравшуюся фантазию, если бы процедура, рассказанная ею, не соответствовала простейшим инструкциям справочника эффективных продаж.
Клиента нужно настроить на позитивную волну. После того, как он придет в хорошее расположение духа, проникнется к консультанту доверием, нужно рассказывать о том, чего хочет покупатель. Это значит, что больным и усталым людям будут говорить не о самом товаре, а о том, как с его приобретением изменится жизнь: улучшится здоровье, пройдет депрессия, восстановится сон. Кто же не захочет купить собственную мечту? Тем более что на здоровье не экономят!
А между тем существуют даже инструкции, как правильно разговаривать с клиентом, чтобы он не отказался от покупки, что нужно отвечать, если он засомневался. Очень часто для продавцов проводят специальные тренинги и обучающие семинары, где их учат подстраиваться под клиента, считывать его психологические особенности, подыгрывать, угадывать настроение, говорить слова, которые хочет услышать покупатель. Словом, сплошные манипуляции.
И противостоять таким манипуляциям неподготовленный человек, увы, не может.

Все по закону?
«К нам поступают обращения от граждан, которые приобрели дорогостоящие товары на таких презентациях, — рассказывает председатель общественной организации защиты прав потребителей Дзержинска Вера Соловьева. — Многие из них сообщили, что на встрече не располагали необходимой суммой и тогда им предложили заключить договор, как они думали, рассрочки. На деле же выяснялось, что люди подписывали кредитные договоры. Закон о защите прав потребителей говорит, что вернуть такой товар можно в течение 14 дней, не считая дня покупки, и только в том случае, если он не был в употреблении, не подошел по габаритам, размеру, расцветке. Но и здесь потребитель может рассчитывать лишь на обмен товара, а не возврат денег. Если же продавец не смог предоставить покупателю подходящий по цвету, габаритам товар и замена не произведена, в трехдневный срок он должен вернуть деньги».
Вера Александровна подчеркивает, что многие потребители упускают драгоценное время для написания претензии: пытаются урегулировать ситуацию устно в магазине, пишут заявления продавцам, неверно формулируют причину отказа. А тем временем две недели, в течение которых по закону можно попытаться расторгнуть договор купли-продажи, проходят, и сделать уже ничего нельзя.
«Очень многие забывают, — подчеркивает специалист Роспотребнадзора, — что при приобретении товара в кредит в процесс включается третья сторона — банк. Необходимо иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т. п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов на нее. То, что вы предъявляете претензии продавцу, совершенно не означает прекращения отношений с банком. До тех пор, пока продавец не подтвердит расторжение договора и не вернет денежные средства кредитной организации, вы по-прежнему обязаны погашать сумму кредита в установленные договором сроки. В противном случае банк вправе начислять пени, неустойки, которые иногда вырастают в огромные суммы».
При этом доказать нарушение закона, факт мошенничества очень сложно: клиенты сами приходят на презентации, сами выбирают товар, сами дают свои персональные данные, сами подписывают документы.
Впрочем, не все так безнадежно. В нескольких случаях, когда потребители вовремя обратились за помощью в общественную организацию защиты прав потребителей Дзержинска, им помогли грамотно составить претензию, заявление в суд, расторгнуть договоры и вернуть деньги. Но все-таки, согласитесь, проще не поддаваться на уловки «талантливых продавцов».

Масок много, суть одна
Надо признать, что по схеме, описанной в самом начале статьи, работают очень многие предприниматели. Например, несколько лет назад Дзержинск захлестнула волна предложений сервисного обслуживания пластиковых окон. За огромные деньги людям устанавливали комплектующие детали, которые в ближайшем магазине стоили в десятки и даже сотни раз дешевле. Все еще ходят по квартирам предприимчивые молодые люди, устраивающие прямо в квартире доверчивых дзержинцев презентации чудо-пылесосов. В прошлом году дзержинцев «разводили» на установку приборов водоочистки. Как нам пояснили в Роспотребнадзоре, ни один из этих приборов не стоил тех денег, которые платили люди.
А совсем недавно пришлось услышать о некоем салоне на проспекте Циолковского, где продают удивительные кровати и коврики. Схема работы все та же: пенсионеров приглашают на сеансы, во время которых они могут совершенно бесплатно полежать на чудо-кроватях, якобы чтобы полечить спину, суставы. За каждую приведенную с собой подружку доверчивые старушки получают символическую сумму в виде поощрения. Затраты небольшие, а клиентская база растет день ото дня. И если комплекты пледов и одеял можно приобрести за 50−60 тысяч, то покупка кровати обойдется доверчивому клиенту в сотни тысяч рублей. Разумеется, если нет денег, вам услужливо предложат кредит, который можно оформить здесь же, на месте.
«Должно насторожить, — предупреждает Светлана Меринова, — если на презентацию, мнимый розыгрыш призов вас просят принести паспорт. Ведь для того, чтобы посмотреть и приобрести какой-либо товар, паспорт не требуется. Не стоит сообщать первым встречным свои персональные данные».
«Никогда не подписывайте договор, не разобравшись в нем и тем более не прочитав, — дополняет коллегу Вера Александровна Соловьева. — Прежде чем принять решение о покупке дорогостоящего товара, заключении кредитного договора, хорошенько взвесьте все за и против. Лучше всего, если вы отложите это решение и посоветуетесь с домашними. Не нужно принимать скоропалительных решений».

Евгения МАКАРОВА