Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Облачно
Воскресенье
Облачно
Значительная облачность. Понижение -39C.
Пасмурно
Завтра
Пасмурно
Облачно. Повышение -27C. Ветер СЗ и переменный.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -23C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Среда
Пасмурно
Облачно. Повышение -26C. Ветер СЗ и переменный.
Облачно
Четверг
Облачно
Значительная облачность. Повышение -28C. Ветер ССЗ и переменный.
Небольшая Облачность
Пятница
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -28C. Ветер СЗ и переменный.

Городу нужен порядок

  14.12.2017  |    Краеведение

В июле 1936 года главной темой для газетных заголовков стал новый государственный заем. Предприятия гордо рапортуют о том, сколько средств дали дзержинцы государству взаймы. Лозунги «Дзержинца» подписку на заем напрямую связывают с любовью к Родине, преданностью родному государству. Неудивительно, что каждый стремится как можно быстрее сообщить о горячей любви к Сталину, СССР, социалистическому строю — отдают под заем целые месячные зарплаты. Всего за три дня трудящиеся города дали взаймы государству свыше 5 млн. рублей. К сожалению, иные заметки, появляющиеся на страницах городской газеты, показывают, что далеко не все было так гладко, как хотелось бы агитаторам.

Корунды вопреки обстоятельствам
6 июля «Дзержинец» на третьей странице помещает статью, рассказывающую о начале производства корундов.
«14 ноября 1935 года Совет труда и обороны обязал на ЧХЗ построить опытную полузаводскую установку искусственного корунда. И установил срок пуска первой очереди — 1 июля1936 года. Были ассигнованы средства.
Но срок по этому важному производству, выпускающему такой необходимый продукт для изготовления всех точных приборов, сорван. К работе еще не приступали. (…)
Кажется, есть все: средства, технический проект, оборудование. Но не был вовремя изготовлен проект здания и подвод газа заводским проектным отделом. Нет проекта, нет сметы — работы по строительству не начаты. Цех опытных установок, отвечающий за освоение новых производств, несколько раз обращался к директору завода об ускорении разработки проекта. Директор завода сначала т. Пучков, затем т. Ботоев давали указания, но дело шло туго. Первоначальный срок отодвинули на 1 апреля, потом 15 апреля, затем 15 мая, и уж последний — 13 июня. Но и этот срок не выдержан. Таким образом, по милости проектного отдела дело сорвано. (…)
Монтируется установка в цехе Ф-З. Работы идут согласно установленным срокам. (…) Установка по выработке мочевины смонтирована и работает. Идет ее освоение, изучение технологического процесса и выясняются причины сильной коррозии. Основной тормоз работы этой установки — отсутствие запасных частей. Механическая мастерская, несмотря на указания директора, в срок их не выполняет. Задерживает на 5−6 месяцев. Так же „аккуратно“ выполняет заказы цеха опытных установок заводское бюро оборудования. Нержавеющих труб, заявка на которые была дана еще в прошлом году, так до сих пор и нет.
Все это говорит за то, что на заводе создана очень плохая обстановка для освоения новых производств. (…) Ясно, что при такой постановке дела Чернореченским химзаводом в 1936 году намеченные новые производства освоены не будут».

Да будет свет
Дзержинская высоковольтная сеть, рассказывает «Дзержинец», растянулась на 40 км от Желнинского до Бабинского сельсовета. Она питает 31 трансформаторную подстанцию с общей мощностью 2550 кВт.
Но такая сеть очень неудобна для эксплуатации. Любая авария на небольшом участке выводит из строя всю сеть. Быстрая ликвидация невозможна: у электриков нет транспорта, нет внеочередной телефонной связи для быстрой организации процесса. Чтобы выявить причину аварии, порой требуется 4−5 часов — пока обойдешь всю сеть и все будки. А тем временем трамваи, силикатный, алебастро-гипсовый заводы, канатная фабрика простаивают.
Горсовету, считает зав. электросетью города Балашов, нужно взять этот вопрос на контроль.

Глухой горсовет
5 июля в «Дзержинце» появляется любопытная зарисовка от т. Горохова.
«Мы идем на пляж из соцгорода аллейкой молодых тополей. „Посмотрите, — говорит мой спутник, член горсовета, — как растет город“. Он показывает на трамвай, древонасаждения, тротуар, магазины, новостройки, площадь перед Домом советов.
Я соглашаюсь. Но тем обиднее терпеть мелкие недоделки: грязные вереницы сарайчиков, вязнут ноги в песке возле новой школы у парка, на переходе из города на пляж мостик настолько ветхий, что никто не решается через него переходить — людей перевозят на лодках.
Мой спутник чувствует себя неловко».

Городу — хорошие дороги
Журналисты «Дзержинца» обращают внимание на то, что растущий город совсем не имеет хороших дорог.
«Строительство идет исключительно плохо. За существующими дорогами совершенно нет надзора. В городе уже сейчас имеется 300 автомобилей, а через год — два будет несравнимо больше. Как тогда быть?
Дорога от фибролитового поселка до московского шоссе, разве это дорога? Разве она к лицу крупнейшему промышленному центру Горьковской области? Скажем прямо: дороги здесь нет. Здесь только лесные тропы, бугры, песок. А ведь по этой, так называемой дороге ходят сотни машин. Поломка одной из них вызывает многочасовой простой всех машин.
Дорога ЧХЗ-Старое Растяпино. Эта дорога не только связывает город, предприятия с береговым хозяйством, но является единственной, где идет передвижение рабочих в парк, в место отдыха. В Старом Растяпине устраивают массовки, безусловно, там скоро будут строиться дома отдыха. А дорога совершенно заброшена. Ухабы, игрушечные мостики, лужи.
Центр города до сих пор не связан с вокзалом. Строительство отрезка начато и стоит. Идущие от города дороги на ЧХЗ и завод им. Свердлова быстро разрушаются и нуждаются в серьезном ремонте.
Денег, что ли, нет у нас на дороги? Или нет в городе такой организации, которая несет ответственность за дороги. Деньги есть. Организации есть. Горсовет есть. Нет только большевистской совести».

Подготовила Евгения МАКАРОВА