Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Вторник
Снег
Снегопад. Понижение -11C.
Пасмурно
Завтра
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер Ю и переменный.
Снег
Четверг
Снег
Снегопад утром. Повышение -7C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность снега 30%.
Облачно
Пятница
Облачно
Значительная облачность. Повышение -11C. Ветер С и переменный.
Облачно
Суббота
Облачно
Значительная облачность. Повышение -10C. Ветер ВЮВ от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Воскресенье
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -1C. Ветер Ю от 10 до 15 км/ч.

Грандиозная стройка

  13.04.2017  |    Краеведение

8 мая 1990 года на третьей странице «Дзержинца» была опубликована прелюбопытная статья «Начало строительства». Н. Буйских, директор Дзержинского филиала областного государственного архива, на основе архивных документов: собраний узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства № 17, периодической печати 30-х годов — подготовил подробный отчет о том, как строился наш город. Масштабы и размах строительства даже сегодня впечатляют. Даже несмотря на то, что планы далеко не всегда совпадали с реальностью.

Нужен город
До революции, напоминает автор, вся промышленность Растяпина состояла из алебастро-гипсового завода, канатной фабрики и двух химических полукустарных заводов, которые были основаны здесь в годы Первой мировой войны. Они-то и явились теми «пуговицами», к которым было пришито «пальто» — современные химические промышленные предприятия.
В 1918 году близ Растяпино построен суперфосфатный цех. В 1926 году на базе завода минеральных кислот началось строительство первого в СССР завода синтетического аммиака. В 1928 году Нижегородский губком ВКП (б) признал необходимым построить в Растяпине силикатный и фибролитовый заводы. В 1929 году проводились реконструкции канатной фабрики и алебастро-гипсового завода.
Индустриальное развитие вызвало огромный приток в город сельского населения. Если к началу Первой мировой войны, отмечает автор, численность населения сел Черного, Бабушкино, Растяпино составляла 2 тыс. человек, то в 1926 году насчитывалось уже 8 тысяч.
Состоявшийся в марте 1929 года в Растяпине шестой районный съезд Советов поставил вопрос о «необходимости создания города как районного центра».
Но еще в декабре 1928 года по ходатайству поселкового Совета Растяпинский райисполком поставил вопрос перед областью о присвоении вновь строящемуся городу имени Дзержинск.
И уже 8 апреля 1929 года поселок Растяпино переименовали в Дзержинск. А 7 ноября 1929 года на месте нынешнего Дома Советов был заложен первый камень города. Как мы уже знаем, статус города Дзержинск получил 30 марта 1930 года.
Тридцатые годы, утверждает автор материала, стали для только что созданного города Дзержинска годами широкого промышленного и жилищного строительства. 23 января 1930 года Совнаркомом РСФСР утверждена программа строительства молодого города. На его реализацию было выделено более 11 млн. рублей.

Здесь будет сад…
В апреле 1929 года Дзержинский райсовет уже вовсю обсуждал план будущего строительства. Самыми первыми зданиями города должны были стать: Дом Советов, банк, Народный дом, универмаг, баня, пожарное депо, химический техникум, три школы, фабрика-кухня, почта, две амбулатории, стадион, шоссе и несколько жилых домов для рабочих и специалистов Чернореченского химического комбината и силикатного завода в Первомайском поселке (ныне улица Урицкого). К центральной площади должны были примыкать административные здания, вокзал и стадион. Вдоль Ленинского проспекта по плану нужно было строить школы и жилые дома. Вот и весь план.
Но, заложив соцгород, власти не учли того, что рядом уже шло строительство Калининского и Свердловского поселков. Заводы строили магазины, школы, пекарни, клубы. Осилить сразу три стройки Дзержинск не смог: попросту не хватало материалов.
Тем не менее через четыре месяца в центре города уже поднялись первые коробки домов. Первое заселение состоялось к октябрьским праздникам. Город строили четыре организации, сообщает директор архива. И у каждой был свой план, свой график. Нередко они больше мешали, чем помогали друг другу. Лишь их объединение в «Дзержинскстрой» позволило решить все проблемы.
Но тут же пришла новая напасть. В 1931 году около 500 строителей были переброшены на Нижегородский автострой. Город остался без квалифицированных кадров. В итоге программа строительства 1930 года была выполнена лишь на 63 процента. Из законченных объектов в эксплуатацию были сданы восемь трехэтажных домов ЧХЗ, три дома «Нижсиликата», 72-квартирный дом коммунального треста, универмаг, пожарное депо, школа-семилетка, Дом Советов, фабрика-кухня.

Тысячи метров жилья
На следующий год городу выделили уже 21,5 млн. рублей. На эти деньги планировалось строить дороги, тротуары, хлебозавод, колбасную фабрику, фабрику фруктовых вод, овощехранилище, маслохранилище, фабрику-кухню, свинарник, птичьи дворы. Кроме того, в 1931 году планировалось построить химтехникум, рабфак, школу-семилетку, комбинат-общежитие для студентов и учеников ФЗУ, два деточага (так назывались ясли — прим. ред.), пионерклуб и библиотеку с читальным залом. В программу строительства включили инфекционную больницу, ночной санаторий, детский санаторий и дом охраны материнства. Новоиспеченные дзержинцы ждали строительства водопровода, канализации второй очереди, электросети, сооружения теплоцентрали и трамвайной линии.
Сегодня невероятным кажется, что и на этом намеченная программа строительства не исчерпывалась. Строители обещали к концу года построить 8 каменных четырехэтажных домов
с центральным отоплением (!), 34 каменных дома с печным отоплением и 50 каркасно-фибролитовых двухэтажных домов с печным отоплением.
Первым радостным результатом, пишет Н. Буйских, был пуск 1 января 1931 года водопровода. Затем открытие фабрики-кухни. В апреле сданы универмаг, баня, пожарное депо, химтехникум.
«Дзержинскстрой» получил в свое ведение 50 лошадей, пустил лесозавод, освоил производство фибролитовых плит, которые применялись при строительстве двухэтажных восьмиквартирных домов. Всего за период с 1929 по 1936 год было построено 98 домов различного типа. Строительство нового города привлекало в Дзержинск все новых и новых жителей из бедных деревенских районов. Поэтому жилищная проблема еще долго стояла на повестке дня.
Лишь в 1935 году в Дзержинске началось благоустройство. По Окскому бульвару проложили тротуары. Огородили центральный парк. В 1936 году с введением в строй асфальтового завода в Дзержинске появились первые асфальтированные улицы. На площади благоустроили сквер. Город стали украшать цветами.
В 1938 году был принят перспективный план застройки Дзержинска. Планировалось строительство 4−5-этажных домов. В этот год было заложено сразу 110 жилых домов. На следующий год введено в эксплуатацию 35 тысяч метров жилой площади.