Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Облачно
Сегодня
Облачно
Значительная облачность. Повышение -3C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Завтра
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Пасмурно
Среда
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч.
Снег
Четверг
Снег
Снегопад утром. Повышение -7C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 40%.
Снег
Пятница
Снег
Снегопад утром. Повышение -12C. Ветер ССЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность снега 30%.
Небольшая Облачность
Суббота
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -16C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.

Готовьтесь осваивать новые технологии и развивать личность

  26.08.2011  |    День за днём

Весенние дебаты по поводу новых стандартов в образовании утихли с наступлением летних каникул. Но это не значит, что родительские тревоги и сомнения улеглись. Напротив, в канун нового учебного года они обострились и обросли новыми домыслами и слухами. Вступают ли в силу новые стандарты, что они несут с собой, какие перемены ждут школьников, как это отразится на их успеваемости и здоровье, что изменилось в требованиях СанПинов, что останется по-прежнему, а что будет меняться неизбежно? Об этом в канун нового учебного года мы беседуем с начальником сектора общего образования управления образования Дзержинска Татьяной Федоровной Вилковой.

— Так вступают в силу или нет новые стандарты, которые так всех напугали?
— С первого сентября вступает в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
— То есть всей начальной школы…
— Нет, обучение в соответствии со стандартами нового поколения будет осуществляться в текущем учебном году только в первых классах. Второклассники, третьеклассники и так далее будут продолжать обучение в соответствии с прежними учебными планами и программами.
— Что ожидает первоклассников?
— Главное изменение — это реализация личностно деятельностного, личностно ориентированного подходов к обучению. То есть во главу угла ставится личность ребенка, его индивидуальное развитие и способности. Ставка делается на развитие и умение добывать информацию.
Если же говорить об учебном плане, то перечень учебных предметов остался прежним, за исключением введения дополнительного, третьего часа физкультуры. То есть снижения уровня объема учебной информации, ее количества и уж тем более качества не произойдет. Изменения затронут в основном методику преподавания.
— Не скрою, многие родители опасаются того, что с изменением методики дети останутся один на один с учебником и будут вынуждены самостоятельно добывать информацию. Роль же учителя снивелируется до контроля исполнения домашних и контрольных работ.
— К сожалению, так уж повелось, что любые нововведения в нашей стране в первую очередь обрастают наихудшими предположениями. В данном случае этого не произойдет. Да, в стандарте нового поколения делается ставка на саморазвитие, но в разумных пределах. Понятно, что если первоклассника не научить правильно писать буквы, самостоятельно это сделать ему будет крайне сложно. Поэтому, безусловно, руководящая, наставническая роль учителя останется. Но одновременно с традиционным познанием учитель будет стимулировать ребят и к самостоятельному творчеству. Например, на уровне реализации творческих проектов.
Собственно говоря, большин­ство методик, которые сегодня реализуются в начальной школе, уже нацелены на развитие личности, и для многих школ города практика защиты проектов не нова. Некоторые учителя, внедряющие подобные методики, добились хороших результатов в обучении своих подопечных. Ведь если ребенок научится нешаблонно мыслить, находить новые решения той или иной задачи, знать, как и где найти необходимую информацию, он сможет довольно успешно развиваться в любом направлении. Мы говорим о формировании личностных качеств и метапредметных результатах, которые пригодятся на протяжении всей жизни, а не только о сумме определенных знаний, которыми должен обладать выпускник на выходе из школы.

—  То есть зубрежка должна уйти в прошлое?
— Если вы говорите о бездумном зазубривании, то да. На смену приходит формирование основ умения учиться и способов организации своей деятельности.
— А как по поводу других предложений, сейчас бурно обсуждаемых в родительском сообществе: тихий час в начальной школе, переход на шестидневку, второй комплект учебников и так далее?
— Режим обучения определяет общеобразовательное учреждение самостоятельно, исходя из запросов всех участников образовательного процесса. В городе большая часть начальных классов будет продолжать учиться в режиме пятидневной учебной недели. Для первоклассников сохранится также ступенчатый режим обучения: в первом полугодии три урока по 35 минут, со второго полугодия — четыре урока по 45 минут. Причем не будут отменены и промежуточные каникулы для первоклашек в третьей четверти с 13 по 19 февраля. Как и прежде, им не будут задавать домашние задания.
Инициатива с введением второго комплекта учебников — одного для дома, другого для школы — пока обсуждается. Но я знаю, что уже сейчас многие учителя, особенно в первых классах, где не задают домашние задания, просят оставлять учебники в классе, чтобы снизить физическую нагрузку на малышей.
Что касается тихого часа. Это не стандарт образования, а новые санитарные правила и нормы, которые вступают в действие с нового учебного года. В них оговаривается, что при условии того, что ребенок находится в школе полного дня, то есть посещает группу продленного дня, ему рекомендован дневной сон. Но в этих же правилах четко определено, что организация дневного сна должна проходить в специально оборудованных помещениях. Это значит, что дневной сон первоклассников организуется по возможности. К сожалению, пока в нашем городе такие условия есть только у специализированного детского сада-школы.
— Что еще нового принесут СанПины?
— Начальные классы не должны располагаться выше второго этажа. Для них отводится отдельный блок. Этому требованию, кстати, сегодня соответствуют все школы города. СанПины рекомендуют оборудование туалетных комнат кабинами личной гигиены. В столовых, при отсутствии электрополотенец, обучающиеся обеспечиваются полотенцами разового использования.
— Раз уж зашла речь о столовых, не могу не спросить. Меняется ли что-то в этом году в правилах питания школьников?
— Требования четкие и жесткие касаются только детей, посещающих группу продленного дня. Если группа продленного дня функционирует в режиме «класс-группа», то есть до 15.00, то для них обязательно двухразовое питание. Если полный день до 18.00, то обязательно трехразовое питание. Подчеркну, что если дети в этих группах не питаются соответствующим образом, то Роспотребнадзор имеет право группу закрыть совсем.
— Но многие родители, не доверяя школьным столовым, предпочитают давать детям еду в школу с собой.
— Давайте говорить по-честному. «С собой» чаще всего означает бутерброды, печенье, в лучшем случае сладкий йогурт или высококалорийную газировку. Но любой взрослый человек знает, что каждому и особенно растущему организму жизненно важно получать горячее питание. Дома это правило чаще всего соблюдается неукоснительно, а вот когда ребенок находится в школе, родители почему-то решают, что перекуса будет достаточно. Нет же! Такой режим питания обязательно отразится на здоровье школьника.
— Но многим детям не нравится школьная пища.
— Безусловно, намного интереснее и вкуснее жевать чипсы, конфеты и печенье. Сейчас и многие взрослые делают выбор в пользу не здоровой пищи, а откровенного фаст-фуда. Школьное же меню составляется согласно регламенту здорового питания, в котором соблюдаются принципы рационального и сбалансированного питания, непременно присутствуют овощи, рыба, каши, супы.
— Ну, а если не удовлетворяет качество еды в школьной столовой?
— Почему-то немногие родители знают, что в каждой школе в обязательном порядке создается бракеражная комиссия, в которую обязательно должны входить представители родительского комитета. Члены этой комиссии вместе с медицинским работником каждый день снимают пробу с приготовленных блюд и оставляют в соответствующем журнале запись об их качестве. Бракеражная комиссия также пристально отслеживает качество приготовления школьного меню в том случае, если дети массово начинают отказываться от еды, если поступили жалобы от родителей.
Скажу больше. В последнее время в наших школах стали вводить систему заказного питания, которое особенно большой популярностью пользуется у старшеклассников. С учетом всех требований и норм по здоровому питанию составляется меню, из которого ученики могут выбирать и заказывать те или иные блюда. У нас сейчас очень жесткая конкуренция на рынке школьного питания, и поэтому частные предприниматели и комбинат школьного питания не просто следят за качеством приготовления, но и стараются максимально удовлетворить вкусовые пристрастия своих маленьких клиентов.
— Могу я, как родитель, прийти и попробовать приготовленные блюда?
— Можете. Конечно, лучше ваш визит предварительно согласовать, чтобы вас не приняли за постороннего с улицы человека и пропустили в столовую.
— По поводу «пропустили». Уже в прошлом году приходилось слышать, что согласно каким-то новым правилам родителям доступ в школу закрыт. Они должны дожидаться своих детей в вестибюле первого этажа, а то и вовсе на крыльце. Есть такие правила?
— Нет. Никто не может запретить родителям приходить в школу, в класс к своему ребенку или на встречу с учителем. Другое дело, что в связи с обеспечением безопасности учащихся во многих школах повысились требования к пропускному режиму. Охранники на входе могут спросить, как вас зовут, к кому вы идете. При необходимости вызвать учителя на вахту или самостоятельно проводить вас до класса. Такие меры позволяют предупредить появление в образовательных учреждениях посторонних людей, что, согласитесь, в современных условиях очень важно.
— Будут ли введены в школах Дзержинска на уроках физкультуры занятия фитнесом, хореографией, как это предлагает Фурсенко?
— В ближайшее время, скорее всего, нет. Инициатива, конечно, интересная, а главное, она по душе самим ребятам. Но пока, и это надо признать, в Дзержинске, как и во всей России, недостаточно специалистов, которые могли бы проводить и уроки физкультуры, и занятия по фитнесу. Нашим учителям физкультуры требуется дополнительная профессиональная подготовка.
— Ну, а заменить, например, занятия в зале на плавание или лыжи на коньки можно?
— Да. Современные стандарты допускают такие изменения учебного плана по физкультуре. Но вы должны понимать, что посещение бассейна или искусственного катка может лечь дополнительным финансовым бременем на ваши плечи.
— Еще одна страшилка — ЕГЭ в начальной школе. Сказка или реальность?
— Многие путают понятия единого государственного экзамена и итоговой аттестации. ЕГЭ — это одновременно выпускной экзамен за курс среднего (полного) общего образования и вступительный в вуз, поэтому его в принципе не может быть в четвертом классе. Возможно, что первоклассники, поступающие в этом году в школу, будут проходить некую итоговую аттестацию по окончании четвертого класса, но и она будет проходить на базе родных школ и максимально приближенно к традиционным итоговым контрольным. Это может быть и тест, и творческое задание. Пока это неопределенная перспектива, о которой говорить рано. Нынешние выпускники четвертых классов никаких экзаменов сдавать не будут.
— В новых стандартах оговаривается ориентированность детей на будущую профессию. Значит ли это, что начиная со среднего звена начнется фильтрация детей по успеваемости, склонностям, одаренности?
— Снова напомню, что стандарты второго поколения в 2011/2012 учебном году будут реализовываться только в первых классах. Для остальных остаются прежние правила игры, которые, кстати, не отменяют профильных классов. Во многих школах они создаются и успешно действуют. Но набор в эти классы проходит не на основании конкурсного отбора, а по личному желанию школьника.
— Правильно ли я понимаю, что даже слабого успевающего по точным дисциплинам школьника по настоянию родителей возьмут в профильный физико-математический класс?
— Если вы настаиваете, отказать вам только по причине средних оценок не могут. Но подумайте, надо ли это вашему ребенку? Очень часто родители, ослепленные соб­ственными амбициями, переоценивают или принципиально не замечают слабых сторон своих детей. Да, можно гуманитария записать в физмат, но будет ли от этого толк? Ребенок будет неуспевающим, возненавидит школу, предмет, в то время как, например, в гуманитарном классе, напротив, его способности могут раскрыться с новой силой. Это вопрос приоритетов: что вам важнее — любой ценой получить нужные отметки или принять ребенка таким, как он есть, и помочь ему сформироваться полноценной личностью, пусть даже без пятерок по всем предметам.
— К сожалению, не все дети могут быть отличниками. Новая школа, ориентирующаяся на высокий результат ЕГЭ, оставляет место для не совсем успешных учеников?
— Это заблуждение, что новая, как вы сказали, школа ориентируется исключительно на ЕГЭ. В начале нашего разговора я сказала, что в центре образовательного процесса становится личность ученика. Это так. Если ребенок одарен, учителя дополнительно работают с ним. Но и если он отстает, учителя тоже работают с ним. В последнем случае существуют два важных понятия: обучающиеся, испытывающие трудности в обучении, и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не позволяют им успешно усваивать школьную программу в заданном объеме. В первом случае ребят направляют в классы компенсирующего обучения, во втором — в специальные (коррекционные) классы VII вида, причем только с согласия родителей. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в этих классах с ребятами дополнительно работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды. По завершении обучения они получают такие же документы об окончании школы, как и другие ребята из общеобразовательных классов.
Поэтому мы рекомендуем родителям соглашаться на предложения о переводе в такие классы (если есть показания). Лучше ребенок получит знания в оптимальном для него режиме обучения и повышенного учительского внимания, чем станет затравленным двоечником в обычном классе. Тем более направление в эти классы не приговор. В нашей практике есть достаточно много примеров, когда ребята из коррекционных классов переходили в классы возрастной нормы и даже продолжали обучение в старшем звене. Отменять такую тактику пока никто не собирается, и дети выброшенными из учебного процесса ни в коем случае не останутся.
— Если вернуться к стандартам нового поколения, то, наверное, переход к ним будет постепенным и некоторые перемены все-таки затронут сегодняшнее поколение школьников. К чему готовиться?
— Президент дает нам установку на внедрение инноваций и осваивание новых технологий. Это значит, что все больше в нашу жизнь будут входить Интернет и компьютер. Это и реализация новых программ, выполнение заданий и творческих проектов с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, и видеоуроки, и электронные журналы, дневники, и многое, многое другое. Готовьтесь осваивать все технические новинки, которые нам дает XXI век, это требования времени, и мы должны им соответствовать.

Евгения МАКАРОВА

Невидимые помощники

Современный темп жизни таков, что все чаще из-за экономии времени мы в поисках нужной информации обращаемся не в книжные магазины, библиотеки и т. п., а в Интернет. Это утверждение особенно актуально для семей, в которых живут школьники и студенты. В помощь родителям и ученикам мы предлагаем обзор невидимых помощников, которые способны помочь вам решить множество задач, как творческих, так и конкретно учебных.


Сёзнайка
Сайт, ориентированный на детей и родителей, четко мотивированных на успешное обучение. На сайте представлена масса контрольных, проверочных и тестовых работ по всем школьным предметам. Есть тренировочные тесты как для обычной контрольной, так и для успешной сдачи ЕГЭ. Многие ребята используют этот сайт как бесплатный тренажер в подготовке к проверочным работам в школе.

1 Сентября.ru
Очень полезный сайт для родителей — и для тех, кто только готовит свое чадо в школу, выбирая самое лучшее, и для тех, кто тоже готовит, но уже не в школу, а во взрослую жизнь. Здесь есть информация о школах, частных и государственных, о вузах, о подготовке к часто и много критикуемому ЕГЭ. Здесь также можно почитать советы психолога, как наладить контакт с ребенком и как помочь ему в общении с друзьями. А если просто посмеяться, то в разделе «Мои истории» найдете много всего интересного про школьную жизнь!

Alleng.ru
Этот сайт в большей степени ориентирован на выпускников. На нем собраны ссылки на общеобразовательные сайты, учебные материалы и экзаменационные билеты по всем предметам, от астрономии и химии до истории и философии.

Российский общеобразовательный портал
Это просто гигантский каталог интернет-ресурсов для всех, кто учится. Здесь и музыкальная, и историческая, и художественная, и зоологическая, и правовая коллекция. Педагогам сайт тоже может очень пригодиться. Помимо ссылок на полезные сайты здесь есть документы Министерства образования, например: школьные программы, государственные образовательные стандарты. Есть также форум, где можно получить консультацию у специалиста по вопросам образования.


Бибигоша

Сайт для дошкольников и младших школьников. Представляет собой два пересекающихся пласта: с одной стороны, это обучающая онлайн-игра для малышей, а с другой — хороший советчик для родителей. Со множеством интересных идей и ресурсов: от сказок, раскрасок до математических задач и головоломок. Здесь же можно почитать о детской психологии, развитии, воспитании, проконсультироваться с психологами или же обсудить свои взгляды и проблемы с другими родителями.

Детский мир
Отличный сайт для маленьких детей и особенно для их родителей. Здесь есть действительно все, что нужно ребенку, — игры, развивающие смекалку, детские мультики, сказки. Родителям очень кстати придутся описания различных детских мероприятий, книжных новинок. Здесь можно почитать статьи о воспитании, развитии и образовании ребенка.
Напоследок добавлю несколько сайтов, на которых представлены неоценимые идеи для творчества и рукоделия, а также сценарии к всевозможным праздникам: детский портал Солнышко, Страна мастеров и 1000 забавных игрушек.
И, конечно, не забудьте Библиотекарь.ру — самый полный электронный сборник мировой и отечественной (художественной, научно-популярной, архивной, исторической) литературы.

Школа как праздник

До 1 сентября остается все меньше времени. Совсем скоро придется утрамбовывать в ранец учебники и тетради и отправлять расслабленное каникулами чадо в школу. Как избавить школьника от стресса и создать праздничное настроение перед началом учебы? Берем родительские хитрости на заметку.

Устройте из похода по магазинам праздник. Чтобы облегчить переход на школьный уровень, стоит уделить побольше внимания форме, ручкам-тетрадкам и другим мелочам. В выборе должен участвовать и ребенок, чтобы он постепенно начинал чувствовать себя самостоятельным. Выбирая те вещи, которые нравятся ему, а не родителям, ребенок будет более уверенно и комфортно впоследствии чувствовать себя на занятиях. Ведь предметы, окружающие его в школьном быту, будут соответствовать его представлениям об удобстве, красоте и моде. А значит, он с большим удовольствием будет ими пользоваться.
Пишите письма. После долгого лета ребятам может быть сложно вспомнить, чему их научили за прошлый год. Задача родителей — напомнить об этом. Пусть ребенок пишет ручкой и считает в уме. А в крайнем случае пишет письма вам или своим друзьям. Можно попросить ребенка составить список покупок и посчитать затраченную сумму или вычислить, во сколько что обойдется.
В кружки осенью. Начинайте посещать кружки и секции со второй половины сентября.
Ребенок может сам составить себе график домашних дел и подготовки к урокам. Но о том, чтобы он не перенапрягался, заботиться должны все же родители — обговорите расписание дополнительных занятий заранее.
Но чем старше ребенок становится, тем важнее предоставить ему свободу выбора и доверять в этом. И если он захочет уделить чему-либо серьезное внимание, не стоит его ограничивать: пусть сам решает, в какой день, чем и как заниматься.
Последний год — он трудный самый. В 11-м классе ученики настолько запуганы предстоящей сдачей ЕГЭ, что уже заранее начинают готовиться не по программе, а по вопросам тестов. О том, какие навыки помогут получить высокие баллы, учителя обычно рассказывают в самом начале года. И родители порой испытывают даже больший мандраж, чем сами ребята, которые свыклись с мыслью о неизбежном экзамене.
Нужно помнить, что родительские неврозы непременно отразятся на выпускниках. Поэтому главное в этом году — создание спокойной и благоприятной домашней обстановки.

Порядок прежде всего

Порядок в детской — возможно ли это в принципе? Многие родители при этом только скептически усмехаются: у «моего» вряд ли. Не спешите делать поспешные выводы: может быть, стоит произвести пару-тройку изменений в системе хранения вещей и добавить совсем чуть-чуть «военной хитрости» и последовательности. И уже через месяц вы увидите реальные изменения, которые поразят вас самих. Особенно это актуально в преддверии нового учебного года, когда порядок на рабочем столе ребенка и в его комнате может напрямую сказаться на успехах в школе.

Для наведения порядка в дет­ской, отмечают дизайнеры, потребуется «особый подход»:
• Достаточное количество мест для хранения.
• Удобное зонирование мебели — отдельно для каждого вида деятельности. Игрушки всегда должны храниться отдельно от книг, одежды и учебников.
• Группируйте предметы не только по назначению, но и по размерам. Для мелких вещей должны быть отдельные маленькие контейнеры (коробки, корзины).
• Стеллажи, в которые можно поставить такие красочные емкости, — самая удобная мебель для детской, каждый из непрозрачных контейнеров можно промаркировать картинкой или словами, обозначающими, что находится внутри.
• Не гонитесь за цветовым однообразием этих коробок-корзинок. Дети намного лучше усваивают, что и где хранится, именно с помощью цвета контейнера.
• Еще один важный принцип — легкость уборки. Высота полок, на которые складываются вещи, должна быть соразмерна росту ребенка.
• Когда приобретаете стол, чаще обращайте внимание на количество полок и ящиков в нем, чем на дизайн и цвет.
• Поищите легкие многоярусные конструкции, которые состоят из основания с полозьями и съемных ящиков: их легко вынимать, а потом, сложив вещи, ставить на место.
• Для мелочей отлично подходят тканевые «карманы» на прочной основе.
Все эти приемы помогут вашему ребенку приучаться к тому, что вещи должны иметь свое место. Ну, а от вас, родителей, еще потребуется пара «военных хитростей»:
• предупреждайте ребенка о завершении игры и начале уборки заранее: детская психика не позволяет переключаться моментально;
• устройте соревнование, может быть, под музыку и с призами «кто быстрее сложит вещи», его можно проводить только в пределах детской, но можно и выбрать для себя занятие в другой комнате, пока ребенок убирает у себя;
• никогда не ругайте ребенка за медленную скорость и недочеты: гораздо правильнее будет проявить терпение и научить его, как это делать хорошо и быстро. Причем именно в такой последовательности: сначала «хорошо», а уже потом «быстро».
Ну и, конечно, вы знаете о том, что дети — существа весьма разумные и очень мало учатся тому, о чем мы говорим. Гораздо важнее для них то, что мы ДЕЛАЕМ. Поэтому превратите процесс приучения ребенка к порядку просто в увлекательную игру. Для себя — в том числе.

Школьная мода на пике сезона

Одеть ребенка по моде, но в рамках школьных требований не так уж просто. Тем более что пристрастия наших деток порой бывают весьма специфичными.

Родители старших школьников прекрасно знают, что среди подростков по-прежнему преобладает неформальный стиль. Эта тенденция оказывает свое влияние и на оформление школьных принадлежностей: сумок, тетрадок, пеналов, одежды. Специально для них производители подготовили к новому учебному году целую серию канцтоваров в молодежно-подростковых стилях: начиная от мрачных надписей на обложках тетрадей и заканчивая изображениями героев фантастических сериалов.

Проще со школьниками младшего возраста. У девочек занимают твердые позиции в верхних строчках канцелярских хит-парадов мультяшные феи Винкс. Правда, новинка этого года — тетрадки с картинками из мультфильма «Маша и медведь» уже пошатнули позиции розовых рисованных девочек с крылышками. Мальчики все еще любят «человеков-пауков», но и «тачками» не брезгуют.
Первые места в хит-парадах продаж, заявляют продавцы, сегодня занимают бакуганы для мальчиков. Правда, и трансформеры не теряют своих позиций.
У старшеклассников мода тоже делится по половому признаку. Для мальчиков актуальны мотивы спорта, как и в прошлом году. Однако в этом году лидер продаж — футбол.
А у девочек-старшеклассниц вкусы разнообразные. Стабильно первое место в этом сезоне держат сердечки. Неожиданно большой спрос получила новинка сезона — тетради под хохлому. Пожалуй, ее перебить может только креативная придумка производителей школьных канцтоваров — дневники с кармашком для фотографии. При этом такие дневники есть и для мальчиков, и для девочек любого возраста — как для самых маленьких, так и для самых взрослых и модных. Стоит напомнить детям, что на фотографию на дневнике будете любоваться не только вы, но и учителя. Поэтому лучше вставить туда такое фото, которое будет вызывать желание поставить только пятерку.