Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

Первая в первой

  03.04.2015  |    День за днём
06str-1
Легенда музыкального образования города, визитная карточка тогда первой, а ныне Центральной детской музыкальной школы имени Скрябина. Талантливый музыкант, уникальный педагог и просто необыкновенная женщина — красивая, элегантная, изысканная. Основатель фортепианной школы в Дзержинске, почетный гражданин нашего города — Лидия Хвиливицкая.

В Дзержинск — за мужем

Лидочка родилась в смутное для страны время — 5 апреля 1916 года. Её малая родина — город Кременчуг Полтавской губернии. Шла Первая мировая война, потом грянула революция, гражданская война. В общем, было не до музыки. Но только не нашей героине, музыкальные способности которой «прорезались» очень рано.

Лида успешно окончила Ленинградский музыкальный техникум при консерватории. Потом стала студенткой консерватории и одновременно работала там концертмейстером. Все складывалось великолепно: любимая работа, любимый муж — молодой и талантливый инженер-химик. Но снова пришла война — Великая Отечественная. Ленинградскую консерваторию эвакуируют в Ташкент, а супруга — Рафаила Хвиливицкого — направляют в Дзержинск.
06str-2Встала дилемма: либо консерватория, но без любимого, либо муж, но без возможности получить высшее музыкальное образование. Лидия Александровна без колебаний выбрала семью. Так в 1941 году Хвиливицкие оказались в Дзержинске. Рафаила Яковлевича командировали на «Рулон» — для организации выпуска пуленепробиваемого оргстекла. Супруги планировали пробыть здесь месяц-другой, а задержались на целую жизнь…
Первое время Лидия Александровна работала концертмейстером в клубе «XX лет Октября» и детских садах Ворошиловского поселка, занималась художественной самодеятельностью. А в 1949 году Павел Беренков пригласил её в 1-ю музыкальную школу, которой она отдала более пятидесяти (!) лет своей замечательной жизни. Из них, кстати, четверть века она возглавляла фортепианное отделение.
Супруги Хвиливицкие были необыкновенной парой — оба поразительно талантливые, они не старались затмить один другого. А скорее наоборот. Рафаил Яковлевич — инженер-химик, кандидат технических наук, первый в Дзержинске лауреат Сталинской премии — умудрялся находить в своем плотном графике время для школьных концертов. Он всегда был в курсе всех дел «первой музыкалки».
Впрочем, это совсем не удивительно, ведь его мама, Полина Хвиливицкая, была пианисткой, окончила Венскую консерваторию. Музыкальную династию, кстати, продолжила внучка Хвиливицких, названная в честь прабабушки: Полина окончила Дзержинское музыкальное училище и Нижегородскую музыкальную консерваторию. Она сейчас живёт в США, но связи со своей первой музыкальной альма-матер — ныне ЦДМШ имени Скрябина — не теряет.

Высекая огонь из детских сердец

Итак, 1949 год. Лидия Хвиливицкая устраивается в первую музыкальную школу. Мало кто знает, но знаменитый педагог не сразу поняла, что это — её призвание. Читаем воспоминания Лидии Александровны: «…через несколько дней я пришла к Павлу Григорьевичу (Беренкову — директору школы — прим.авт.) и слезно молила уволить меня, так как я не способна к педагогической работе, у меня нет терпения сидеть с учениками, и еще много всяких веских доводов ему выложила. Павел Григорьевич рассмеялся и сказал: „Ничего, матушка, привыкайте!“. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что труд учителя — это самое замечательное поприще для каждого человека, и для меня великое счастье было в том, что Павел Григорьевич уговорил меня остаться в школе». И великое счастье для всех её учеников…
Лидия Александровна часто повторяла слова великого Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». Она обожала музыку и старалась передать эту любовь каждому своему воспитаннику, высекая огонь из детских сердец. Среди воспоминаний её учеников только восторженные отзывы: «Уроки специальности были настоящим праздником», «Её уроки не хотелось пропускать даже по болезни», «Её собственное исполнение в концертах было маяком, мечтой, казавшейся тогда недосягаемой».
Хвиливицкая, увлеченная сама, увлекала за собой и детей — в прекрасный и волшебный мир музыки. Невозможно было оставаться равнодушным на её уроках. Она умела вызвать интерес к любому произведению, чтобы оно стало ясно, прочувствовано. К примеру, перед тем, как приступить к «Русской пляске» Чайковского, Лидия Александровна давала почитать рассказы Паустовского, где описывается, в каких условиях работал композитор, создавая эту вещь.
Её классные концерты всегда были феерией. Ни один из них не был похож на предыдущий, здесь всегда царила атмосфера праздника. Ребята не только исполняли произведения известных композиторов, но и сами сочиняли стихи, песни. Педагог тоже не отставала — закинув на плечо ремень маленького аккордеона, забавляла учеников задорными частушками собственного «производства».
Своих воспитанников она вела в большой мир знаний, но в мир музыки — каждого отдельно. Потому что была уверена, что у каждого туда своя особая тропинка. Дети её обожали, она могла найти подход к любому ребенку.
Вот пример. Поставит рядом уроки старательной ученицы и любителя полодырничать. Последнему предлагает как бы между прочим: «Останься ненадолго — послушаем новую пьесу Наташи». А Наташа, ровесница, играет отлично — глядишь, и ленивец посерьезней станет. А учитель добавляет: «А на следующий урок Наташа придёт пораньше, и мы с ней будем тебя слушать…» Ну как тут, скажите, схалтурничать?
Или вот ещё случай. У девочки — неустойчивый ритм. Однажды Хвиливицкая по дороге к внучке прошла мимо дома своей ученицы: так и есть, Оля неправильно заучивает… Вечером Оля неоднократно уступала место за фортепиано своей учительнице, обе увлеклись — поют, читают. Всполохнулась Лидия Александровна, а к внучке-то уже и идти поздно. Но зато у Оли — явные успехи.
Она не только учила, но и сама училась у своих учеников. И им, и своей работе отдавалась полностью. Ежегодно её ученики поступали в музыкальные училища. Отпуск начался, а она все еще на работе — болеет за своих питомцев, сдающих вступительные экзамены. На вопрос о секрете её педагогического успеха отвечала: «Стараюсь сделать так, как в многосерийном фильме: каждый раз надо кончать на самом интересном, чтобы все с нетерпением ждали следующего урока».

Визитная карточка

«Она была визитной карточкой не только нашей школы, но и музыкального образования всего города, — уверена директор ЦДМШ имени Скрябина Галина Карасёва. — Её педагогические принципы были примером для многих.
Я сама не училась у Лидии Александровны, но всё равно считаю её своим учителем. Потому что она всегда помогала нам, начинающим коллегам. Помню, как-то проходила она мимо моего кабинета, заглянула и говорит: „Как здорово у тебя играют ребята — давай запишем их на городском радио, когда будем делать передачу о школе“. Она просто не могла не заметить то, что ярко, не могла не помочь коллегам, не могла не жить жизнью школы.
Она была во всём примером для подражания. Мы учились у неё не только методике преподавания на фортепиано, но и умению держаться, умению себя показать. Лидия Александровна была очень красивая и импозантная женщина. Как сейчас принято говорить, икона стиля — всегда ухоженна и безупречно одета.
Лидия Александровна была большим энтузиастом методической работы. Она так читала лекции, такие находила необыкновенные слова, что просто дух захватывало. Она постоянно следила за новинками специальной литературы, бывала в лучших музыкальных школах Москвы и Ленинграда. Её опыт перенимали не только дзержинские педагоги, но и со всей области. В её Клубе веселых музыкантов собиралось столько народу, что в зале не помещались».
«Моя жизнь — это музыка и мои ученики, — говорила Лидия Хвиливицкая. - Перестану работать — перестану жить. Когда я работаю, возраст не ощущается, чувствую себя абсолютно, стопроцентно здоровой». Она преподавала и в восемьдесят — до тех пор, пока в 2000-х не уехала к детям, проживающим в США. 26 августа 2007 года её не стало…

В стиле Хвиливицкой

Среди учеников Лидии Хвиливицкой — десятки профессиональных музыкантов: лауреаты конкурсов, члены Союза композиторов, профессора консерваторий и, конечно, такие же, как она, педагоги музыкальных школ. Но имя почетного гражданина и основателя дзержинской фортепианной школы живет не только в сердцах ее коллег и учеников: память Учителя увековечена в названии конкурса юных пианистов.
Первый из них, который носил статус областного открытого конкурса, был приурочен к 95-летию Хвиливицкой. Он состоялся 6 апреля 2011 года — днём позже юбилея Лидии Александровны. Конкурс оказался верен не только памяти этого редкостного педагога и человека, но и ее музыкальным пристрастиям: Лидия Александровна отдавала предпочтение концертам — произведениям крупной формы. И именно с концертами выступали на сцене Скрябинского зала все участники конкурса.
Спустя два года — в 2013-ом — статус конкурса юных пианистов вырос до Всероссийского. А в следующем году — в год 100-летия Хвиливицкой — он станет уже Международным. Причём в нём будут участвовать не только ученики музыкальных школ, но и училищ. В планах руководства школы — к следующему конкурсу подключить ещё и высшую ступень музыкального образования — студентов консерваторий. «Такой размах, такой масштаб, такая грандиозность - это в стиле Лидии Александровны, — уверена Галина Карасёва. — Дело её живёт и приобретает новые формы».
Екатерина КОЗЛОВА
P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала директора ЦДМШ им. А.Н.Скрябина Галину Карасёву.