Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Пасмурно
Завтра
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Снег
Среда
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -5C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 30%.
Пасмурно
Четверг
Пасмурно
Облачно. Повышение -9C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Снег
Пятница
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -11C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 30%. Отложение снега менее 2 см.
Снег
Суббота
Снег
Снегопад утром. Повышение -9C. Ветер ВЮВ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 40%.
Небольшая Облачность
Воскресенье
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -4C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.

Ислам — религия мира

  18.06.2010  |    Персона
alt

Этот человек редко становится героем светских публикаций. Он не выступает на шумных собраниях, избегает громких слов и вовсе не считает себя знаменитой и популярной личностью.
И все же его имя хорошо известно в Дзержинске. Его знают и уважают, к его мнению прислушиваются, часто спрашивают совета, обращаются за помощью. Потому что он — Мансур-хазрат, имам-хатыб Соборной мечети и председатель религиозного объединения мусульман Дзержинска.
— Вы возглавляете Соборную мечеть Дзержинска чуть более года. Уже можно подводить какие-то итоги, говорить об оправдавшихся или, наоборот, несбывшихся надеждах?

— Ни то, ни другое. Вы знаете, что мое избрание состоялось в феврале прошлого года. Для меня это честь и большое доверие. Но я не строил грандиозных планов, не давал громких обещаний. Мой предшественник Гаяз-хазрат — очень уважаемый не только в городе, но и в области человек — оставил мне богатое наследство. Он очень многое сделал на своем поприще в Дзержинске, и мне в первую очередь нужно было приложить усилия, чтобы продолжить его начинания.

— Вы говорите о строительстве религиозно-культурного комплекса, презентация которого состоялась еще при Гаяз-хазрате?
— И об этом тоже. Успешно завершилась стадия проектирования, согласования, был заложен фундамент, отстроен цокольный этаж. Будем надеяться, что работы на этом не закончатся, а продолжат продвигаться вперед.

— До назначения в Дзержинск вы возглавляли религиозное объединение мусульман Арзамаса. На новом месте пришлось обживаться, по-новому все обустраивать…

— Дзержинск мне не чужой город. Я здесь родился, выучился, начал работать. Здесь мой дом, мои родные и близкие. Поэтому правильнее будет сказать, что я вернулся в Дзержинск. Я хорошо знаю свой город, его традиции, нравы, историю, людей. Поэтому обживаться и привыкать не пришлось.

alt
День народного единства. Нижний Новгород

— Как получилось, что вы, родившись в Советском Союзе, избрали путь религиозного деятеля?
— Мои родители были набожными и верующими людьми. Это не значит, что мы были какими-то особенными. Нет. Папа работал на заводе. Мама руководила большим хозяйством, под ее присмотром росли восемь детей. Только успевай поворачиваться! Не могу сказать, что нас воспитывали долгими нотациями, заучиванием правил, назиданиями. Нет. Родители сами служили нам примером. Каждый раз, когда отец отправлялся класть печь — а он был исправный печник, брал меня с собой: поможешь, сынок, разминать глиняные комочки. Прежде чем сесть за стол, мы должны были помочь по дому, во дворе. Увидел на дороге чужое — не бери, не твое. Будь аккуратен и подтянут, в одежде, прическе. Вежлив с окружающими. Не причиняй зла. Все эти простые истины впитывались нами с самых малых лет. Мы видели, что так живут наши родители, и старались соответ­ствовать их требованиям. Вместе с отцом я впервые пришел в мечеть. Он научил меня молитвам.
Конечно, в детстве я и думать не мог, что стану имамом. Это пришло значительно позже, после того как я отслужил в армии, набрался рабочего опыта, стал зрелым мужчиной. Но все же первые зерна веры были заложены в детстве.
И так происходит в каждой семье. Дети намного больше зависимы от родителей, чем принято считать. Если нет почитания бабушек и дедушек, то грубят родителям и дети. Если нет привычки заботиться о самых близких людях, то и нет трудолюбия. Если взрослые сквернословят, вскоре дурная привычка проявится у детей. И так во всем. Только родители, подавая пример благочестия, воспитанности, трудолюбия, могут воспитать благодарных и заботливых детей.

alt
Закладка первого камня дзержинской мечети. 2009 год

— Многие современные родители сосредоточивают свои усилия на том, чтобы дать своим детям блестящее образование. Остальное, по их мнению, второстепенно. И, кстати, в современной среде культивируется образ молодого человека, который может отстоять свои интересы, пробиться вперед.
— Что значит современное общество? Оно чем-то отличается от общества наших предков? Адам и Хавва, разве они не были в свое время современными? Умнейшие ученые, богословы, писатели, проповедники, тоже были не современны? А ведь все они строили общество на общих принципах: уважай старших, не причиняй зла, будь чист сердцем и помыслами. Разве это не современно? Бог все нам дал для жизни: берите, люди, и радуйтесь. И сейчас, как много лет назад, суть человека определяет его внутреннее состояние души. Поддастся ли он искушению и увязнет в своих грехах или будет совершенствоваться, исполнять положенные ему заповеди. Здесь безусловно важно образование. Ведь неслучайно нам дан разум — высший божественный дар человеку. Этим мы и отличаемся от животных. Разумный человек должен мыслить, анализировать, думать. Поэтому ислам приветствует не фанатизм, а вдумчивое учение, которое неразрывно связано с духовным пониманием мира. Как душа не сможет существовать в этом мире без тела, так тело невозможно без души и разума. Все должно быть разумно и взвешенно. По­этому человек должен учиться всю жизнь. Вопрос, чему и куда направить силу своего разума: на бесконечное добывание пищи, материальных богатств, удовольствий или познание мира, самосовершен­ствование, служение Богу? Каждый из нас в свой час будет держать ответ перед Всевышним о том, как он распорядился своей судьбой, своим разумом, душой. Материальные блага, которые нам так дороги в этом мире, здесь и останутся. Духовный багаж, сила и мудрость, ниспосланная нам свыше, навсегда с тобой.

—  Выступая на официальных мероприятиях, вы часто обращаетесь к слушателям со словами мира, добра, пожеланиями заботы о старших. Это ваша личная позиция или вера накладывает отпечаток на ваши слова?
—  Выступая, как вы говорите, на официальных мероприятиях, я не становлюсь другим человеком, как и в любую другую минуту, я не перестаю быть мусульманином. В былые времена мне приходилось совмещать служение в мечети и работу на заводе. Это не мешало мне в положенные часы совершать намаз. И вместе с тем я успевал выполнять свою работу. Одно другое не исключает. Вера живет в сердце, и ты говоришь, думаешь и поступаешь так, как следует тебе поступать по твоей вере.

— Вам не кажется, что в последние годы отношение к исламу стало несколько настороженным?
— Напрасно вы так думаете. Ислам — религия мира и добра. Уже в самом приветствии отражена суть ислама. Вслушайтесь: ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Это значит, что, уже приветствуя гостя, знакомого, друга, мусульманин желает ему мира, блага и милости Бога. Разве будет здравомыслящий человек приветствовать людей другими, ничего не значащими словами: привет, хелло? Конечно, нет, потому что мы желаем добра. Ислам учит почитать родителей. Это важнейшая добродетель, переступить которую немыслимо. Да и как? Отец — защитник, образец для примера. Мама — хранительница дома, наставница детей, верная подруга мужу, помощница. Наши женщины столько выносят на своих плечах, что остается только поклониться им в ноги. В них столько мудрости, добра. И очень многие сейчас стараются обесценить образ женщины. Самое печальное, что некоторые молодые девушки, видимо, не понимая ценности дара быть женщиной, позволяют недостойно обращаться с собой. А ведь женщина — это драгоценность. Она будущая мать. Неслучайно мусульманин, выбирая себе подругу жизни, в первую очередь должен обратить внимание не на ее внешнюю красоту, а внутренние качества. Сможет ли она быть хорошей мамой, доброй хозяйкой, от которой в доме зависит мир, спокойствие, нравственное благополучие. Этого не купишь ни за какие деньги, но из таких простых вещей складывается обычное человеческое счастье.

alt
На заседании Духовного управления мусульман области

— Традиционно в Дзержинске ислам исповедуют представители татарской общины…
— Не только. Чаще всего человек исповедует ту религию, в которой его воспитали. Переезжая на другое место жительства, он, естественно, ищет знакомую среду, братьев и сестер по вере. И замечательно, если есть место, где они могут вместе собираться. В Дзержинске таким местом для мусульман уже давно стала мечеть. Верующие здесь не только молятся, но и учатся (при мечети несколько лет назад была открыта школа), обмениваются новостями, приветствуют друг друга. Мечеть посещают не только татары, которые живут в Дзержинске с первых дней его основания, но и недавно перебравшиеся в наш город узбеки, казахи, азербайджанцы. Есть, кстати, среди мусульман и русские.
Но ведь это совершенно неважно: какого ты цвета, роста, тело­сложения; худой ты или тонкий, богатый или бедный; русский, украинец, англичанин или татарин. В Коране в суре 49 стихе 13 сказано: «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хаввы — и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он сведущ и от Него ничто не скроется». Это значит, что перед Богом нет избранных народов. Тот достойный, кто наиболее богобоязнен, то есть исполняет заповеди, не причиняет зла, чист разумом, сердцем и душой, оберегает свою Родину, заботится о родных и близких. И те люди, которые на национальных признаках пытаются вершить политику, ссорить людей, далеки от веры. Религия объединяет и учит миру, прощению, но никогда наоборот.

— Тем не менее от национальности никуда не уйдешь. В День города на фестивале национальных культур были представлены практически все национальности, проживающие в Дзержинске. Совсем скоро состоится традиционный национальный праздник Сабантуй.
— Фестиваль национальных культур стал украшением городского юбилея. Нужны ли какие другие свидетельства взаимного национального уважения? В парке вместе на праздник собрались русские, татары, казахи, узбеки, армяне, азербайджанцы, представители других национальностей. Каждый смог представить свою национальную кухню, свои традиции, свои песни, танцы, национальные забавы. Ни у кого этот праздник не вызвал отторжения или неприятия. Зрители от души хлопали выступающим на сцене, вне зависимости от того, какой они были национальности. Улыбки, радость. Разве это плохо? Праздник Сабантуй — национальный праздник, давно полюбившийся и ставший традиционным в Дзержинске. На него, как и на Масленицу, приходят многие жители города. Приходят с радостью, миром и в доброжелательном настроении. Так чем лучше мы будем знать друг друга, лучше понимать и поддерживать, тем выше будет культура и взаимоуважение. А без этого человеку не обойтись никак.

Евгения МАКАРОВА

— Вы возглавляете Соборную мечеть Дзержинска чуть более года. Уже можно подводить какие-то итоги, говорить об оправдавшихся или, наоборот, несбывшихся надеждах?
— Ни то, ни другое. Вы знаете, что мое избрание состоялось в феврале прошлого года. Для меня это честь и большое доверие. Но я не строил грандиозных планов, не давал громких обещаний. Мой предшественник Гаяз-хазрат — очень уважаемый не только в городе, но и в области человек — оставил мне богатое наследство. Он очень многое сделал на своем поприще в Дзержинске, и мне в первую очередь нужно было приложить усилия, чтобы продолжить его начинания.
— Вы говорите о строительстве религиозно-культурного комплекса, презентация которого состоялась еще при Гаяз-хазрате?
— И об этом тоже. Успешно завершилась стадия проектирования, согласования, был заложен фундамент, отстроен цокольный этаж. Будем надеяться, что работы на этом не закончатся, а продолжат продвигаться вперед.
— До назначения в Дзержинск вы возглавляли религиозное объединение мусульман Арзамаса. На новом месте пришлось обживаться, по-новому все обустраивать…
— Дзержинск мне не чужой город. Я здесь родился, выучился, начал работать. Здесь мой дом, мои родные и близкие. Поэтому правильнее будет сказать, что я вернулся в Дзержинск. Я хорошо знаю свой город, его традиции, нравы, историю, людей. Поэтому обживаться и привыкать не пришлось.
— Как получилось, что вы, родившись в Советском Союзе, избрали путь религиозного деятеля?
— Мои родители были набожными и верующими людьми. Это не значит, что мы были какими-то особенными. Нет. Папа работал на заводе. Мама руководила большим хозяйством, под ее присмотром росли восемь детей. Только успевай поворачиваться! Не могу сказать, что нас воспитывали долгими нотациями, заучиванием правил, назиданиями. Нет. Родители сами служили нам примером. Каждый раз, когда отец отправлялся класть печь — а он был исправный печник, брал меня с собой: поможешь, сынок, разминать глиняные комочки. Прежде чем сесть за стол, мы должны были помочь по дому, во дворе. Увидел на дороге чужое — не бери, не твое. Будь аккуратен и подтянут, в одежде, прическе. Вежлив с окружающими. Не причиняй зла. Все эти простые истины впитывались нами с самых малых лет. Мы видели, что так живут наши родители, и старались соответ­ствовать их требованиям. Вместе с отцом я впервые пришел в мечеть. Он научил меня молитвам.
Конечно, в детстве я и думать не мог, что стану имамом. Это пришло значительно позже, после того как я отслужил в армии, набрался рабочего опыта, стал зрелым мужчиной. Но все же первые зерна веры были заложены в детстве.
И так происходит в каждой семье. Дети намного больше зависимы от родителей, чем принято считать. Если нет почитания бабушек и дедушек, то грубят родителям и дети. Если нет привычки заботиться о самых близких людях, то и нет трудолюбия. Если взрослые сквернословят, вскоре дурная привычка проявится у детей. И так во всем. Только родители, подавая пример благочестия, воспитанности, трудолюбия, могут воспитать благодарных и заботливых детей.
— Многие современные родители сосредоточивают свои усилия на том, чтобы дать своим детям блестящее образование. Остальное, по их мнению, второстепенно. И, кстати, в современной среде культивируется образ молодого человека, который может отстоять свои интересы, пробиться вперед.
— Что значит современное общество? Оно чем-то отличается от общества наших предков? Адам и Хавва, разве они не были в свое время современными? Умнейшие ученые, богословы, писатели, проповедники, тоже были не современны? А ведь все они строили общество на общих принципах: уважай старших, не причиняй зла, будь чист сердцем и помыслами. Разве это не современно? Бог все нам дал для жизни: берите, люди, и радуйтесь. И сейчас, как много лет назад, суть человека определяет его внутреннее состояние души. Поддастся ли он искушению и увязнет в своих грехах или будет совершенствоваться, исполнять положенные ему заповеди. Здесь безусловно важно образование. Ведь неслучайно нам дан разум — высший божественный дар человеку. Этим мы и отличаемся от животных. Разумный человек должен мыслить, анализировать, думать. Поэтому ислам приветствует не фанатизм, а вдумчивое учение, которое неразрывно связано с духовным пониманием мира. Как душа не сможет существовать в этом мире без тела, так тело невозможно без души и разума. Все должно быть разумно и взвешенно. По­этому человек должен учиться всю жизнь. Вопрос, чему и куда направить силу своего разума: на бесконечное добывание пищи, материальных богатств, удовольствий или познание мира, самосовершен­ствование, служение Богу? Каждый из нас в свой час будет держать ответ перед Всевышним о том, как он распорядился своей судьбой, своим разумом, душой. Материальные блага, которые нам так дороги в этом мире, здесь и останутся. Духовный багаж, сила и мудрость, ниспосланная нам свыше, навсегда с тобой.
—  Выступая на официальных мероприятиях, вы часто обращаетесь к слушателям со словами мира, добра, пожеланиями заботы о старших. Это ваша личная позиция или вера накладывает отпечаток на ваши слова?
—  Выступая, как вы говорите, на официальных мероприятиях, я не становлюсь другим человеком, как и в любую другую минуту, я не перестаю быть мусульманином. В былые времена мне приходилось совмещать служение в мечети и работу на заводе. Это не мешало мне в положенные часы совершать намаз. И вместе с тем я успевал выполнять свою работу. Одно другое не исключает. Вера живет в сердце, и ты говоришь, думаешь и поступаешь так, как следует тебе поступать по твоей вере.
— Вам не кажется, что в последние годы отношение к исламу стало несколько настороженным?
— Напрасно вы так думаете. Ислам — религия мира и добра. Уже в самом приветствии отражена суть ислама. Вслушайтесь: ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Это значит, что, уже приветствуя гостя, знакомого, друга, мусульманин желает ему мира, блага и милости Бога. Разве будет здравомыслящий человек приветствовать людей другими, ничего не значащими словами: привет, хелло? Конечно, нет, потому что мы желаем добра. Ислам учит почитать родителей. Это важнейшая добродетель, переступить которую немыслимо. Да и как? Отец — защитник, образец для примера. Мама — хранительница дома, наставница детей, верная подруга мужу, помощница. Наши женщины столько выносят на своих плечах, что остается только поклониться им в ноги. В них столько мудрости, добра. И очень многие сейчас стараются обесценить образ женщины. Самое печальное, что некоторые молодые девушки, видимо, не понимая ценности дара быть женщиной, позволяют недостойно обращаться с собой. А ведь женщина — это драгоценность. Она будущая мать. Неслучайно мусульманин, выбирая себе подругу жизни, в первую очередь должен обратить внимание не на ее внешнюю красоту, а внутренние качества. Сможет ли она быть хорошей мамой, доброй хозяйкой, от которой в доме зависит мир, спокойствие, нравственное благополучие. Этого не купишь ни за какие деньги, но из таких простых вещей складывается обычное человеческое счастье.
— Традиционно в Дзержинске ислам исповедуют представители татарской общины…
— Не только. Чаще всего человек исповедует ту религию, в которой его воспитали. Переезжая на другое место жительства, он, естественно, ищет знакомую среду, братьев и сестер по вере. И замечательно, если есть место, где они могут вместе собираться. В Дзержинске таким местом для мусульман уже давно стала мечеть. Верующие здесь не только молятся, но и учатся (при мечети несколько лет назад была открыта школа), обмениваются новостями, приветствуют друг друга. Мечеть посещают не только татары, которые живут в Дзержинске с первых дней его основания, но и недавно перебравшиеся в наш город узбеки, казахи, азербайджанцы. Есть, кстати, среди мусульман и русские.
Но ведь это совершенно неважно: какого ты цвета, роста, тело­сложения; худой ты или тонкий, богатый или бедный; русский, украинец, англичанин или татарин. В Коране в суре 49 стихе 13 сказано: «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хаввы — и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он сведущ и от Него ничто не скроется». Это значит, что перед Богом нет избранных народов. Тот достойный, кто наиболее богобоязнен, то есть исполняет заповеди, не причиняет зла, чист разумом, сердцем и душой, оберегает свою Родину, заботится о родных и близких. И те люди, которые на национальных признаках пытаются вершить политику, ссорить людей, далеки от веры. Религия объединяет и учит миру, прощению, но никогда наоборот.
— Тем не менее от национальности никуда не уйдешь. В День города на фестивале национальных культур были представлены практически все национальности, проживающие в Дзержинске. Совсем скоро состоится традиционный национальный праздник Сабантуй.
— Фестиваль национальных культур стал украшением городского юбилея. Нужны ли какие другие свидетельства взаимного национального уважения? В парке вместе на праздник собрались русские, татары, казахи, узбеки, армяне, азербайджанцы, представители других национальностей. Каждый смог представить свою национальную кухню, свои традиции, свои песни, танцы, национальные забавы. Ни у кого этот праздник не вызвал отторжения или неприятия. Зрители от души хлопали выступающим на сцене, вне зависимости от того, какой они были национальности. Улыбки, радость. Разве это плохо? Праздник Сабантуй — национальный праздник, давно полюбившийся и ставший традиционным в Дзержинске. На него, как и на Масленицу, приходят многие жители города. Приходят с радостью, миром и в доброжелательном настроении. Так чем лучше мы будем знать друг друга, лучше понимать и поддерживать, тем выше будет культура и взаимоуважение. А без этого человеку не обойтись никак.
Евгения Макарова