Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Сегодня
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 0C. Ветер В от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Завтра
Облачно
Значительная облачность. Повышение -4C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Снег
Среда
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 30%.
Облачно
Четверг
Облачно
Значительная облачность. Повышение -10C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.
Снег
Пятница
Снег
Снегопад утром. Повышение -13C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность снега 30%.

Учитель учителей

  10.02.2011  |    Персона

В январе 75 лет исполнилось Ефиму Михайловичу Берковичу — учителю, педагогический стаж которого превышает полувековой барьер, бывшему руководителю школы № 27 и просто хорошему, доброму человеку. С юбилеем Ефима Михайловича поздравила вся городская общественность: руководство Дзержинска, коллеги и ученики. Они пришли в этот день к своему другу и наставнику для того, чтобы сказать спасибо: за труд, терпение, понимание, доброе отношение ко всем, за жизнь, которая являет собой яркий пример для подражания многим поколениям дзержинцев.

Родился Ефим Беркович в Румынии в простой трудовой семье. Родители Ефима Михайловича не получили должного образования, так как с малолетства были вынуждены самостоятельно зарабатывать на хлеб. Время было такое. Зато природного интеллекта у них было не отнять. Мать и отец свободно владели восемью языками, старались на каждом из них разговаривать дома, отец читал наизусть стихи — образцы русской классики. Несмотря на это, у отца был математический склад ума. По словам Ефима Михайловича, он мог в уме с легкостью произвести любые арифметические вычисления.

Маленьким ребенком Ефим Беркович попал на войну. Уже 22 июня 1941 года родители поняли, что из Румынии нужно срочно эвакуироваться, иначе все они погибнут. В тот же день Ефим с родителями отправились на восток — в сторону Молдавии.

Всю войну Берковичи трудились в Куйбышеве. Здесь же Ефим пошел в школу.

После окончания войны Берковичи решили вернуться в родной румынский городок, хотя знали — приедут к руинам. Мародеры в самом начале войны грабили и поджигали дома беженцев. В результате жить пришлось вшестером (в семье родились еще дети, приехала бабушка) в маленькой комнатушке, но жили дружно, очень любили друг друга и во всем поддерживали. Родители не ложились спать, пока не поцелуют каждого ребенка и не пожелают ему спокойной ночи. Отец никогда не ругал детей, мама старалась скрасить бедную жизнь семьи: перешивала детям свою одежду, гладила ее бутылками с кипятком.

На родине Ефим Михайлович окончил среднюю школу для русскоговорящих детей. Здесь же с 1953 по 1957 годы работал сначала учителем начальных классов, затем стал вести уроки электротехники и труда. Начинать приходилось с нуля. Предметы электротехника и труд в ту пору только-только вводились в школьную программу, для их проведения не было ни программ, ни учебников, ни мастер­ских, ни инструментов. Но зато это был первый жизненный опыт для начинающего педагога, первая попытка превратить общение с детьми в школе в интереснейший образовательный процесс, своими руками изготовить все то, что для него необходимо. Кроме обязательных предметов Ефим Михайлович взялся вести кино-, фото-, радиокружки, кружки судо- и авиамоделизма. И все это с присущим ему азартом, вовлекая все больше и больше детей, «заражая» их своей любознательностью.

Активный молодой педагог был замечен и отмечен. С 1957 года, сам не имея профессионального образования, он вел курсы для студентов в Молдавском институте усовершенствования педагогических кадров. В этом же году Ефим Беркович был делегирован на I съезд учителей Молдавии, а позже уехал работать на целину.

По возвращении встал вопрос о продолжении учебы. Но здесь возникла проблема: выпускников русской школы не принимали в молдавские вузы. И все же благодаря своим незаурядным способностям он сумел стать единственным русским студентом физико-математического отделения Кишиневского государственного университета.

После окончания учебы произошло знакомство с будущей женой. Тамара Михайловна Калачева приехала в Молдавию в качестве старшего инспектора РОНО. Родом она была из Ардатовского района Горьковской области, и вскоре молодые супруги переехали жить на родину Тамары Михайловны. Работали вместе в сельской школе. Именно здесь Ефим Михайлович впервые в жизни научился ходить на лыжах, плавать, собирать грибы, колоть дрова, копать грядки в огороде.

Всем хороша сельская жизнь в средней полосе России. Но горожанина Ефима Берковича тянуло в город, и в 1966 году вместе с семьей он поселился в Дзержинске. Стал работать учителем в школе № 22.

Тяга ко всему новому, усовершенствование школьного труда, незаурядный организаторский талант и опыт работы прошлых лет позволили Ефиму Михайловичу уже в первые годы работы в дзержин­ской школе стать новатором образовательного процесса, уникальным педагогом, внедряющим инновационные технологии, по пути которых российское образование сегодня пытается делать первые шаги.

Именно Ефим Михайлович Беркович стал первым учителем в СССР, разработавшим и внедрившим так называемую кабинетную систему. Что она из себя представляла? В школьных классах в зависимости от дисциплины, которая в нем преподавалась, были установлены электронные приборы «экзаменаторы-репетиторы», а в кабинете физике, где преподавал сам Ефим Михайлович, был установлен огромный робот для приведения всех автоматических процессов в работу. Под полом каждого кабинета были проложены километры проводов, над которыми часами «колдовали» физик-энтузиаст и его подопечные.

Он успевал все. В школе № 22 помимо преподавательской деятельности занимался профсоюзной работой, выступал с отчетами на педагогических конференциях всех уровней, где передавал свой бесценный опыт, который был тогда многим просто непонятен. За разработку и внедрение кабинетной системы в школе № 22 Ефим Беркович получил звание отличника просвещения РСФСР.

Достигнув небывалых вершин в усовершенствовании образовательного процесса, Ефим Михайлович на этом не остановился. Отправившись для обмена опытом в школы Эстонии, он нашел удивительной организацию процесса преподавания в них музыки. Во многих школах Таллина были свои инструментальные ансамбли, состоящие порой из сотен различных инструментов и занимающие в областных и республиканских конкурсах самодеятельности призовые места. Идея претворить на базе общеобразовательной школы Дзержинска полезный опыт школы музыкальной завладела Ефимом Берковичем на долгие месяцы.

Вернувшись в Дзержинск, он предложил создать большой инструментальный ансамбль в школе № 22, но идея в городском управлении образования показалась сомнительной, да и денег на это никто не предусматривал.

Отказ чиновников не заставил отказаться от своей идеи педагога. Вскоре судьба свела его с директором Дзержинского музыкального училища, который и помог начать организацию музыкального образования на базе простой средней школы: выделил школе несколько музыкальных инструментов.

Лиха беда — начало. У Ефима Михайловича даже на начальном этапе спорилось все. Уже к началу 1971/72 учебного года в школе № 22 появился духовой оркестр на 32 человека, оркестр народных инструментов на 40 человек, а также возможность обучиться игре на скрипке, фортепиано, виолончели, аккордеоне, баяне, саксофоне и других музыкальных инструментах. Школьный хор быстро стал одним из известных детских музыкальных коллективов в Дзержин­ске и за его пределами.

Но и это еще не все. Во время работы в школе № 22 Ефиму Михайловичу предложили возглавить секцию учителей физики города. Начав работать с педагогами, он вскоре решил создать в Дзержин­ске физико-математическую школу и для учащихся: набрать учащихся 8−10 классов, успевающих в точных науках, и на базе одной из городских школ преподавать им физику и математику в качестве дополнительного образования. Среди тех, кто поддержал Ефима Михайловича и стал работать в этом направлении вместе с ним был и Лев Васильевич Пигалицын, ныне — народный учитель России, преподаватель физики, информатики и астрономии. Многие из учеников Ефима Берковича и его коллег стали студентами физико-математических факультетов областных и российских вузов.

Своей работоспособностью и целеустремленностью, любовью ко всему, с чем сталкивает его жизнь, Ефим Михайлович доказал, что ничего невозможного на свете нет.

В 1973 году он возглавил школу-новостройку № 27, начав опять практически с нуля и сделав все для того, чтобы она стала лучшей в городе и области. А в это время физико-математическая школа, о которой он мечтал, стала работать на постоянной основе в школе № 2, и до сих пор школа славится успехами в этой области, а музыкальная школа из школы № 22 после ухода из нее Ефима Михайловича переехала в школу № 30, а затем стала самостоятельной единицей и легла в основу образования в Дзержинске детской музыкальной школы № 3.

Какие смелые эксперименты предпринял Ефим Михайлович Беркович, работая в течение двадцати пяти лет директором школы № 27, — рассказ отдельный, достойный не одной публикации, а их серии, целой книги. Именно здесь он возобновил создание своей знаменитой кабинетной системы, превратив самое заурядное учебное учреждение в Дзержинский коммерческий колледж с высоким уровнем образовательных услуг. Помимо обязательных дисциплин в оборудованных кабинетах здесь в период руководства Ефима Михайловича работал детский центр, был создан музей Мусы Джалиля, открыты тренажерный зал, в котором находилось более ста тренажеров, тир, радиоклуб, автомото­клуб, клуб друзей кино, клуб патриотического воспитания и другие кружки. Многие секции и мастерские были созданы в подвальном помещении школы, которое при строительстве здания оказалось засыпанным песком. Директор первым подал пример, как своими руками расчистить эту площадку и основать здесь классы для получения новых знаний и навыков. Школа № 27 превратилась в большой городской центр дополнительного образования.

Кроме того, школа Берковича, как прозвали ее в народе, стала признанной экспериментальной образовательной площадкой областного уровня: в течение шест­надцати лет в школе проходили семинары, направленные на повышение квалификации руководителей народного образования Волго-Вятского региона.

Ефим Беркович добился колоссальных успехов в укреплении дружбы народов. В школе № 27 регулярно проходили творческие вечера, на которых учащиеся разучивали стихи и песни, надевали национальные костюмы народов из братских республик. Дзержинские школьники ездили в Казань, в музей Мусы Джалиля, чье имя носил их школьный музей, приглашали к себе в гости татарских школьников.

Ефим Беркович не только замечательный организатор и руководитель, это еще и талантливый учитель, глубоко интеллигентный человек, друг и наставник тысяч своих выпускников.

Он искренне считает, что плохих учителей нет и быть не может. А если так, то директор школы — учитель учителей — хороший учитель вдвойне.

Школа № 27, рассчитанная на пятьсот учащихся, в годы растущих рядом микрорайонов вмещала до трех тысяч учеников. Учиться приходилось в три смены, в классах бывало до пятидесяти человек. Но все трудности директор школы, привыкший к ним с детства и воспитанный на примере взаимного уважения и любви в семье, преодолевал со свойственными лишь ему терпением, сердечностью и обаянием.

Ефим Михайлович знал всех учащихся школы по именам, знал их успехи и интересы. Неслучайно монтировать автоматические системы оборудования в каждый класс он брал с собой не коллег, а старшеклассников, зная, что мальчишкам придется по душе это занятие и придаст им уверенности в себе и своих способностях. А они в ответ и сегодня признательны ему за труд и тот жизненный опыт общения и преодоления трудностей, который получили на школьной скамье.

Энтузиазм и организатор­ские способности Ефима Михайловича Берковича, а также желание во всем помогать людям не дают ему сидеть без дела. Сейчас он выполняет важную общественную работу: возглавляет еврейскую общину Дзержинска и делает все для того, чтобы самые разные люди — жители нашего города хранили мир, осознавали ценность человеческой жизни и учились понимать друг друга. Пройдя непростой жизненный путь, Ефим Беркович точно знает — важнее этого нет ничего.

Елена РОДИОНОВА