Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Сегодня
Снег
Дождь, переходящий в снег утром. Повышение 8C. Ветер СЗ от 25 до 40 км/ч. Вероятность дождя 80%.
Небольшая Облачность
Завтра
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 7C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Облачно
Среда
Облачно
Значительная облачность. Повышение 5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 30 км/ч.
Ясно
Четверг
Ясно
Малооблачно. Повышение 7C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Пятница
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 9C. Ветер СВ от 10 до 15 км/ч.
возможен дождь
Суббота
возможен дождь
Проливной дождь днем. Повышение 8C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность дождя 50%.

Элла Груздева: Я мама самой многодетной семьи

  07.04.2011  |    Персона
alt

В Нижегородском кремле губернатор области Валерий Шанцев вручал государственные награды «золотому запасу» нашего края — лучшим учителям, врачам, работникам культуры, энергетики, науки, промышленнности. Среди них — Элла Михайловна Груздева, учитель начальных классов средней школы № 5, неоднократный победитель городских конкурсов профессионального мастерства, а теперь еще и заслуженный учитель России.

— Элла Михайловна, почему педагогика? Не актерское мастерство, не творчество, а именно педагогика? С чего все началось?

— Когда я была маленькой девочкой, у нас был очень хороший и уютный дворик, где все друг друга знали, старшие присматривали за младшими. И я, когда пошла в школу, а училась я в той же пятой школе, где сейчас и работаю, тоже с удовольствием присматривала за малышами: организовывала для них всевозможные игры, конкурсы, представления, играла в детский сад, школу. Кроме того, я так обожала свою учительницу Варвару Андреевну Мотору, что мне хотелось во дворе быть пренепременно Варварой Андреевной. Как и все дети, влюбленные в свою первую учительницу, я хотела быть учителем начальных классов. Мне очень нравилось ходить в школу, потому что там было очень интересно. И так уж случилось, что в моей жизни было много светлых педагогов из пятой школы, из Дворца пионеров, которые оказали громадное влияние на формирование моего мировоззрения, особенностей характера, жизненной позиции.

— Так это во Дворце пионеров вас научили петь, читать стихи, разыгрывать спектакли?
— У меня была очень насыщенная жизнь. В школе меня выбрали председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации. Во Дворце пионеров я занималась сразу в нескольких кружках, в том числе в драматическом кружке, которым руководил Вячеслав Александрович Постнов. У меня самые теплые воспоминания о Галине Савватеевне Туманиной, которая вела занятия в кружке массовиков-затейников и вместе с тем была нам другом, старшим товарищем, самым лучшим советчиком и болельщиком за наши успехи и дела. Во дворце я научилась проводить отличные массовки, писать сценарии праздников и творческих вечеров, спокойно выходить на сцену, выступать перед публикой и вести различные мероприятия. Я ведь много выступала на всевозможных фестивалях и конкурсах, участвовала в театральных постановках. Нередко побеждала. Причем на фестивалях не только городского, но и областного уровня. В старших классах, после того как я выступила на одном из областных конкурсов с Горьковской «Старухой Изергиль», у меня было даже предложение о поступлении в театральное училище.

— Что остановило? Почему мы не пишем сейчас интервью со знаменитой артисткой Груздевой Эллой?
— (Смеется). В юные годы у меня был период, когда я хотела стать актрисой. Но как человек увлекающийся, я также в разные времена при разных обстоятельствах мечтала стать юристом, стюардессой. Когда мы с классом постояли на посту № 1, а мне очень шла военная форма, мне как никогда захотелось стать военнослужащей. И таких желаний было много. Но все-таки основная моя активность была связана со школьной деятельностью и занятиями во Дворце пионеров. Мне настолько комфортно жилось в той атмосфере, что иного я и представить себе не могла, да и не хотела. Мои педагоги видели во мне помимо всего прочего еще и хорошего организатора и всеми силами старались развить эти способности. Мне очень нравилось собирать вокруг себя ребят, готовить с ними выступления, придумывать что-то новое и так далее, и так далее. Все это могло найти отражение, как я думаю, только в учительской работе. Ну где еще человек за один день может примерить на себя столько ролей: и актер, и декламатор, и руководитель, и творец, и заводила, и наставник, и первооткрыватель, и … чего только не приходится еще делать учителю в течение своего рабочего и нерабочего времени! Поэтому к окончанию школы я уже твердо знала, что непременно стану учителем.

— Вы помните свой первый урок?
— Конечно! Я пришла в школу совсем молоденькой девочкой, худенькой, с хвостиком на затылке и очень боялась, что никто мне не доверит детей. Поэтому на первое сентября мы с подружками очень тщательно выбирали костюм. Для солидности (улыбается) мне соорудили на голове огромную прическу «а-ля Анджела Дэвис» и отправили на урок. И конечно, все на меня обращали внимание: смотрите, какая у нас учительница, какая у нее прическа, какой костюм. Но получилось так, что подружка уехала, а сама себе сделать такую же прическу я не смогла, и на первое родительское собрание я отправилась с привычным хвостиком.
Иду я по коридору вся в себе такая уверенная, как вдруг одна из бабушек, ожидавших меня в коридоре, восклицает: «Батюшки! А учителка-то у нас еще совсем зеленая»! И свое первое родительское собрание мне пришлось начать со слов о том, что все когда-то начинали, у каждого были первые шаги, первый трудовой день, первые ошибки и успехи.
Надеюсь, сказала я своим родителям, что наша с вами работа будет построена так, что вы мне будете во всем помогать, поддерживать, а если понадобится, то и подсказывать. И как-то получилось так, что с первого дня и до сих пор я вижу в своих родителях лучших помощников, верных друзей, неравнодушных и активных людей. Нет такого, чтобы кто-то остался в стороне, не отозвался на просьбу о помощи, сослался на отсутствие времени, занятость. Всем интересно, и каждый по первой просьбе готов сорваться с места и прийти на помощь.
Однажды мы были на областном турслете. Так получилось, что нужно было срочно подготовить творческое выступление, а компьютера у нас с собой не было. Ну, не ожидали мы, что на турслете может понадобиться фонограмма и мультимедийное оформление. Несколько звонков — и к моменту выступления у нас все было. Родители совершенно волшебным образом вырвались с работы, нашли машины и примчались на помощь своим детям! Такая поддержка дорогого стоит!


— Элла Михайловна, но ведь тоже нужен талант, чтобы так «построить» родителей.

— Да что вы! Никто никого не строит. Мы живем одной общей семьей. У нас общие праздники, семейные традиции. Мы по-настоящему дружим и поддерживаем друг друга. Мне всегда хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка, пришедшего в школу, была яркой, насыщенной, интересной. Ведь, согласитесь, не каждый ребенок может отлично учиться. Но разве из-за этого его нужно отставлять в сторону? Пусть у него не очень хорошая успеваемость на уроках, зато он танцует, поет, декламирует. Он звезда! Ему интересно в школе, в общем коллективе, он живет общей жизнью и чувствует себя уверенно и на своем месте. И вы знаете, у меня много случаев было, когда ребенок не читал до второго класса, но во втором классе, исполняя главную роль в спектакле, он настолько поражал всех своим талантом, яркой игрой, изумительным чтением стихов, текста, что очень быстро осваивал технику чтения и нагонял своих одноклассников.

— Во Дворце детского творчества говорят, что у вас каждый ребенок — талант. Такого не бывает!
— Почему не бывает? Разглядеть и развить таланты мне помогают педагоги Дворца детского и юношеского творчества. Не проходит ни одного дня, чтобы мы не посещали его: мы и вышиваем, и поем, и танцуем, и ставим спектакли. Через это творчество дети раскрываются: каждый звездочка!
Нужно понимать, что у учителя в классе 20−30 детей, а у родителей он один-единственный и неповторимый (даже если речь идет о многодетных родителях). Неужели можно его пригвоздить суровым приговором: двоечник, разгильдяй? Нет, конечно! Каждый ребенок талантлив! Творчество, общие дела, участие в спектаклях позволяют детям раскрыться, гармонично развиваться. Ну, а если ребенок счастлив, что еще нужно его маме?

— Мы постоянно возвращаемся к театру. Похоже, он так никуда и не ушел из вашей жизни.
— Да, это так. Уже в первом классе мы с ребятами начинаем репетировать небольшие постановки. Для каждого находится своя роль, свое место, свой костюм, своя задача.

alt— Вы не жалеете, что не стали актрисой?
— Ни секунды! Я горжусь тем, что я учитель. И никогда этого не стыдилась, не скрывала. Напротив, считаю, что профессия педагога — одна из самых благородных и благодарных. Наш труд очень кропотлив. Хороший учитель как садовник: заботится о каждом растении. Не бывает такого, чтобы он безжалостно вырвал с корнем слабенькое растеньице, наоборот, он создаст ему максимально комфортные условия для развития. Награда за столь усердный труд — пышный, благоухающий цветник, вызывающий восторг и восхищение у окружающих. И если продолжить аналогию, то я, как тот садовник, горжусь своими учениками, радуюсь их успехам. У меня никогда не было любимчиков и нелюбимчиков. В каждом ребенке есть что-то особенное и неповторимое. Каждый важен, и на каждого хватает внимания и особого подхода.
Что касается театральных постановок, то это игра, в которую с удовольствием включаются ребята любого возраста. Общее дело настолько объединяет, что уже после первого спектакля мы все становимся лучшими на свете друзьями. Кроме того, театр — это творчество. А в нем проявляются лучшие стороны человеческой души. Не забывайте и о содержательной стороне. Если с малышами мы ставим простенькие сказки, то в одиннадцатом классе «выросли» до серьезной, затрагивающей самые глубокие аспекты морально-этической стороны жизни пьесы «Дорогая Елена Сергеевна». С этим спектаклем мы завоевали второе место на областном фестивале творческих коллективов.

— Элла Михайловна, не секрет, что вы единственный в городе учитель, совмещающий два классных руковод­ства: в начальной школе и в одиннадцатом классе. Как удается совмещать одно с другим? Ребята не ревнуют?
— Наверное, и правда этот эксперимент единственный в городе. В тот год, когда по стечении обстоятельств мне пришлось на время остаться классным руководителем у своих бывших четвероклашек, никто не задумывался, что все зайдет так далеко. Но вот я со своими ребятами уже одиннадцатый год, и сколько нами всего пережито, рассказывать — не перерассказывать: и байдарки, и турслеты, и конкурсы, и фестивали, чего только не было! Малыши по-разному воспринимали мое двойное классное руководство. Кто-то откровенно ревновал, бывало, и прогонял старших из класса, а кто-то с удовольствием принимал помощь от старших ребятишек. Я же не разделяла их, все делали вместе, и каждому находилось дело. Было интересно и весело. В этом выпуске у меня и вовсе особенная ситуация: среди малышей и выпускников есть родные братья и сестры. Это значит, что я мама самой многодетной семьи в городе. Под моей опекой 56 ребят плюс их родители.

— А как же ваши дети? Они хотя бы иногда свою маму видели?
— Не буду скрывать, что я из тех учителей, которые готовы проводить все свое время в школе. Это правда. Такая у меня натура, что постоянно нужно придумывать что-то новое, запускать новые проекты, воплощать в жизнь самые невероятные фантазии. Это просто счастье, что у меня такая работа. И я удивляюсь, что родители моих детей с восторгом принимают любую авантюру (разумеется, в хорошем смысле слова) и вместо того, чтобы критиковать, сами меня подначивают на новые подвиги и свершения. Но это не значит, что мои два сына остались в стороне от всех этих подвигов. Мы всегда и везде были вместе.

—  Вы необыкновенно позитивный человек. В чем секрет, где черпаете силы, ведь у каждого в жизни бывают сложные периоды?
— Бывают. Но я должна брать себя в руки, быть примером, излучать хорошее настроение и дарить людям радость. Это как раз тот случай, когда, отдавая, даря себя людям, взамен ты получаешь намного больше: доброту и тепло окружающих.

— Вы чувствуете себя знаменитостью в связи с новым почетным званием?
— Никогда не задумывалась о каких-то званиях и наградах. Мое участие в конкурсах профессионального мастерства больше связано с желанием не подвести родную пятую школу. Тем более что я всегда чувствовала поддержку руководства школы, управления образования. Мне доверяли защищать честь всего педагогического коллектива, и конечно, я старалась выглядеть достойно. Кроме этого, принимая участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года-98», «Профи-2009» и «Профи-2010», я старалась поделиться с коллегами наработанным опытом. А может быть, мои наработки кому-то покажутся интересными и они будут использованы в работе других учителей. Это ведь тоже важно.

— А гордость?
— Церемония награждения у губернатора была очень красивой, торжественной, и мне было радостно и светло. Было удовлетворение от того, что мой многолетний труд получил признание. Но гордость? Нет, пожалуй, этого не было. Это ведь не первая моя награда. Я еще и почетный работник общего образования Российской Федерации. Ни тогда, ни сейчас у меня даже мысли не было поставить себя выше кого-либо из коллег. Я считаю, что когда награждают одного учителя, награду получает все учительское сообщество. Это зачет в копилку всех дзержинских учителей, любимой пятой школы. У нас ведь в городе много заслуженных учителей, и могу сказать, что многие из них помогали мне и поддерживали. И все понимают, что за красивыми фразами и высокими наградами стоит упорный, кропотливый и тяжелый труд каждого учителя. Мне хотелось бы пожелать молодым учителям, идущим работать в школу, никогда не унывать, не зарывать свои творческие таланты и, главное, любить детей. Любовь эта непременно вернется сторицей. Тогда все получится. По-другому и быть не может.

Евгения МАКАРОВА