Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Сегодня
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 0C. Ветер В от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Завтра
Облачно
Значительная облачность. Повышение -4C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Снег
Среда
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 30%.
Облачно
Четверг
Облачно
Значительная облачность. Повышение -10C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.
Снег
Пятница
Снег
Снегопад утром. Повышение -13C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность снега 30%.

Галина Карасева: Живу своим делом

  02.09.2011  |    Персона

В трудовой книжке Галины Александровны Карасевой — директора дзержинской Центральной детской музыкальной школы имени А.Н. Скрябина — всего одна запись. Своей альма-матер — школе, в которой училась в детстве и где получила путевку во взрослую жизнь, она отдает себя без остатка вот уже более тридцати лет.
Чистота и порядок, красота, величие и уют в стенах этого заведения, которые замечают все посетители музыкальной школы и проникаются духом культуры, — это дело рук ее жизни, ее давняя мечта.
«Я счастливый человек, — говорит Галина Карасева. — Я занимаюсь любимым делом и вижу результаты своего труда».
Все тридцать три года трудовой деятельности в детской музыкальной школе Галина Александровна с радостью шла на работу, а с нее с таким же нетерпением спешила домой, где ждали ее не просто члены семьи — помощники и единомышленники в любви к музыке: муж и дочь, а спустя годы и внуки.
«Наверное, поэтому все и получалось в жизни, все ладилось, решались проблемы, которые сначала казались безнадежными», — размышляет сегодня героиня этого материала. Но точку на достигнутом ставить еще очень и очень рано. Ведь впереди у русской культуры и музыкального искусства особая роль. В этом Галина Карасева не сомневается ни минуты и ради этого готова и дальше отдавать свои знания, силы, опыт — всю себя.

— Галина Александровна, где вы родились? Как прошло ваше детство?
— Я родилась Дзержинске. Мое детство прошло в центре «старого» города. Мы с родителями жили в одном из домов на проспекте Кирова. Я росла вместе с липами, которые и сегодня украшают этот проспект. До сих пор именно эти места в Дзержинске — мои любимые. Училась в общеобразовательной школе № 20, окончила музыкальную школу № 1, которая в будущем стала и моей профессией, и любимым делом.
— Вы с детства мечтали учиться музыке?
— О том, чтобы я получила музыкальное образование, мечтала моя мама. Я хорошо помню, как она днем и ночью стояла в очередях, ходила отмечаться в старый универмаг на площади Дзержинского, чтобы купить мне пианино. Зная, с каким трудом был куплен инструмент, я не могла не оправдать надежд и в 1958 году поступила на отделение фортепиано в детскую музыкальную школу № 1.
К слову, у самой мамы не было высшего образования, и музыкального тоже, но она очень любила музыку и была принципиальна в достижении целей, связанных с нашим воспитанием. «Пока ты не окончишь музыкальное училище, а брат — институт, телевизора в доме у нас не будет», — говорила мне мама. И его не было. В нашей семье телевизор появился, наверное, позже всех в городе.
Родители дали нам крепкое правильное образование. Уверена, что во многом благодаря этому мы с братом, который старше меня на пять лет, стали успешными людьми. От родителей мы переняли трудолюбие, это тоже очень важно.
А еще мама всегда считала, что профессию нужно выбирать правильно, чтобы она могла обеспечить и дать независимость в будущем. Но при этом дело свое нужно искренне любить, только при этом условии достигаются понимание, уважение и удовлетворение от того, что ты делаешь.
— После музыкальной школы не осталось сомнений, что именно это образование должно стать вашей профессией?
— Именно так. Я поступила во Владимирское музыкальное училище. Много занималась дополнительно. Все свободное от обязательных занятий время — рано утром и поздно вечером — занималась музыкой, совершенствовала мастерство, хотя этого делать меня никто не заставлял. В итоге фортепианное отделение училища я окончила с отличием. Годы учебы — особенное время. Москва была рядом, мы постоянно посещали концерты ведущих музыкантов страны.
Получив диплом, я пришла работать сюда, в музыкальную школу № 1, и высшее образование получила, уже работая педагогом. Продолжить учебу сразу после училища мне помешала травма — вывих кисти.
— Помните, с чего началась трудовая карьера в родной музыкальной школе?
— Я стала заниматься с девятью учениками, которые не прошли прослушивания. Это был так называемый резерв школы. Уже через год все мои ученики получили оценку «отлично» на экзаменах. Я поняла, что все делаю правильно. В то время мне очень помогали замечательные педагоги, которые когда-то учили меня, а теперь стали моими коллегами. В итоге совсем скоро у меня появились первые достижения — ученики, ставшие лауреатами известных конкурсов; ученики, успешно поступающие в музыкальные училища.
В 1978 году я стала заместителем директора по учебной работе, и сфера деятельности существенно расширилась. Именно в те годы в нашей музыкальной школе открылось духовое отделение, которое не сразу было оценено родителями и детьми по достоин­ству. Приходилось разговаривать, убеждать, напоминать, что духовые оркестры — это наши корни, истоки русской культуры. К счастью, в то время дзержинцы еще знали на собственном опыте, как играл в городском парке духовой оркестр, какие это были замечательные вечера…
В 2004 году я стала директором детской музыкальной школы имени Скрябина. В том же году школа прошла аттестацию и получила высшую квалификационную категорию.
О самой школе я могу говорить бесконечно: всем известно, что наше учреждение сегодня является ведущим в Нижегородской области, это без преувеличения бренд музыкального образования не только Дзержинска и Нижегородской области, но и России. Ведь среди выпускников нашей школы немало тех, кто прославил ее имя на высочайшем уровне.
Дзержинская Центральная детская музыкальная школа имени Скрябина сегодня — это восемьдесят педагогов-профессионалов и более семисот учащихся, среди которых немало победителей городских, областных, российских и международных конкурсов.
— Галина Александровна, такие высокие достижения школы — череда счастливых случайностей или кропотливая работа и вера в успех руководителя и коллектива?
— Я считаю, что это знаковые вехи в истории развития музыкального образования в городе, которые просто не могли не случиться. Давайте вместе посмотрим на историю нашей школы. Она открылась в Дзержинске в 1937 году. Казалось бы, время такое, что не до музыки…
1995 год. Перестройка, дефицит продуктов питания, а у нас реставрируется Скрябинский зал — жемчужина культуры Дзержинска, зал с удивительной акустикой, которую оценили великие мастера, выступавшие на сцене зала, — Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Елена Образцова и многие другие.
2007 год. Проблем в городе более чем достаточно, а город при софинансировании с областью на 70-летие школы покупает нам уникальный белый рояль стоимостью полтора миллиона рублей. Таких роялей, вы знаете, в нашей стране всего два. Первый находится в резиденции Владимира Путина, а второй — в нашем Скрябин­ском зале. Вернее, как мы говорим, второй рояль находится у Путина, а первый — у нас. Ведь на нашем инструменте играют дети.
Я считаю, что все эти знаковые события происходят благодаря воле и желанию руководителей города, благодаря их неравнодушному отношению к культуре, музыке, образованию. Ну и, конечно, большую роль в этом сыграли авторитет самой школы, активная позиция нашего педагогического коллектива.
— Достигнув определенных высот, вы и сегодня продолжаете заниматься музыкой с детьми. Что дают вам практические занятия?
— Руководитель в нашей сфере не может быть только менеджером. Для коллектива очень важен пример. Если мои ученики до сих пор занимают призовые места на самых популярных конкурсах, это дорогого стоит. Именно это дает мне право ставить объективные оценки на экзаменах, наставлять коллег, давать советы родителям.
А еще мне очень важно контактировать с ребенком. В этом зерно нашей профессии. Музыкальное образование — это воспитание чувств. Когда педагог с ребенком проводит по нескольку часов в день и интересуется не только его способностями, но и желаниями, проблемами, происходит та закладка всего хорошего и творческого в душу ребенка, которую невозможно получить даже в общеобразовательной школе.
Дело наше благородное, чистое, светлое. Дети к нам приходят с 5−6 лет, и от нас зависит, какими они станут в будущем. Можно научить их играть механически, а можно с чувством, с душой — проникновенно, с искренними эмоциями. И вот когда твой ученик постепенно доходит до изучения Баха и начинает играть его произведения с интересом, становится ясно: этот ребенок уже не увлечется наркотиками, не посвятит себя бесцельному существованию, не свернет с пути увлечения искусством. Это очень важно. И именно это дает мне и моим коллегам уверенность в том, что мы живем и работаем не напрасно.
— Галина Александровна, музыкальное образование выделяется среди других направлений культуры?
— Уже доказано, что люди, имеющие музыкальное образование, успешнее, увереннее в себе и способны достичь большего в жизни, чем те, кто не изучал музыкальные произведения. У людей с музыкальным образованием выше общий уровень культуры, шире кругозор.
Неслучайно мэр Дзержинска Виктор Федорович Сопин, поддерживая культуру города на высоком уровне, всегда говорит, что без развития культуры в стране не удастся поднять экономику, не будет гармоничного развития государства в целом. Я с этим полностью согласна.
Я не сомневаюсь, что русская культура вернется к уровню прошлых веков, когда она играла ведущую роль в развитии общества. Не хлебом единым жив человек. Человек стремится к достижению карьеры, телесных благ, а душа его хочет большего — того, что никогда не измерить материальными рамками.
— Вы много лет неизменный докладчик на педагогических конференциях разных уровней. С чем это связано?
— Мне всегда есть что сказать коллегам. Многие из них отзываются, что перспектива музыкального образования, которую я обрисовываю в своих выступлениях, сходна с общероссийскими тенденциями. Действительно, я могу предположить, куда пойдет наша школа, например, в ближайшие десять лет. Бог дал мне это чутье, и интуиция меня не подводит.
Думаю, еще немаловажно то, что я всегда стараюсь получить новые знания в своей отрасли, участвуя в семинарах, конференциях, посещая курсы повышения квалификации в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
— Ваша семья всегда поддерживала ваше профессиональное рвение?
— В семье всегда было и есть взаимопонимание в этом вопросе. Муж тоже получил музыкальное образование и всегда гордился, когда у меня что-то получалось. Дочь и внук тоже окончили музыкальную школу имени Скрябина. Имея такое образование, я считала несправедливым обделить этим их.
— Галина Александровна, ваша самая большая несбывшаяся мечта тоже связана с родной музыкальной школой?
— Да. Я мечтаю, чтобы в нашем Скрябинском зале появился орган. Это труднодостижимая, почти нереальная мечта, но я верю, что когда-нибудь она исполнится.
— А ваши планы на ближайшее будущее?
— Расти и развиваться. Беречь, что имею, продолжать совершенствоваться, продолжать искать новые пути развития нашей школы, расставлять правильно приоритеты в музыкальном образовании, оставаться верной своему делу и так же преданно любить все, что с ним связано.

Ирина ТАРАСОВА