Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Сегодня
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -12C. Ветер В от 10 до 15 км/ч.
Снег
Завтра
Снег
Снегопад утром. Повышение -12C. Ветер ЗСЗ и переменный. Вероятность снега 40%.
Пасмурно
Четверг
Пасмурно
Облачно. Повышение -12C. Ветер З и переменный.
Снег
Пятница
Снег
Снегопад. Повышение -12C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность снега 50%. Снегопад 2-3 см.
Снег
Суббота
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -9C. Ветер З от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 40%.
Снег
Воскресенье
Снег
Снегопад с усилением в течение дня. Повышение -9C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч. Вероятность снега 40%.

Как работают законы?

  16.07.2010  |    Общество
alt

Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области ни на один день не останавливают работу над совершенствованием областных законов. Для этого активно ведется их мониторинг с привлечением всех заинтересованных сторон. Понятно, что людей прежде всего интересуют законы, касающиеся непосредственно их жизни. Об этом и не только наша беседа с заместителем председателя комитета Заксобрания по социальным вопросам Виктором СОПИНЫМ.
— Виктор Федорович, что, на ваш взгляд, удалось сделать депутатам Законодательного собрания для защиты населения области от последствий финансово-экономического кризиса?

— Считаю, что в этом направлении сделано немало позитивного. Вообще, с моей точки зрения, в области выстроена достаточно эффективная система социальной защиты людей. Она позволила им чувствовать себя относительно благополучно в условиях кризиса. В частности, на июньском заседании Законодательного собрания были приняты поправки в соответствующий закон, предусматривающие льготы, освобождающие от транспортного налога на автомобили мощностью до 150 лошадиных сил многодетные семьи и семьи, где есть дети-инвалиды. То есть эта система работает и будет работать впредь, потому что и у правительства, и у законодателей есть понимание того, что в любых условиях люди должны быть защищены.

— Наверное, в особенности это касается детей…
— Безусловно. Полагаю, что в Нижегородской области создана одна из мощнейших в России система по охране прав и интересов приемных семей. Мы в прошлом году проводили мониторинг закона о приемных семьях и смогли в этом убедиться. Стало доброй традицией проводить выездные заседания комитетов Законодательного собрания, и члены комитета по социальным вопросам, наверное, наиболее часто отправляются в города и районы области, чтобы изучать эффективность применения законов непосредственно на местах, в живом общении с людьми.

— Насколько я понимаю, работа по мониторингу законов еще не закончилась?
— Она продолжается и будет продолжаться. Есть желание проанализировать максимальное количество законов, но сделать это в короткие сроки физически невозможно, поэтому мы выбираем наиболее, с нашей точки зрения, важные из них.

— Вспомним их поименно…
— Я уже упомянул мониторинг закона о приемных семьях, недавно завершена аналогичная работа в сфере законодатель­ства, связанного с решением проблем детей-сирот, закона о молодежной политике. Как правило, по результатам мониторинга рождаются поправки в действующее региональное законодательство, с которыми мы выходим в Государственную думу. Причем если говорить о поправках в областные законы, то здесь дело обстоит гораздо проще, с федеральными же — намного сложнее.

— Сдержанно реагируют федеральные власти?
— Это мягко говоря. Иногда получаем такие ответы, что становится просто стыдно. Привожу пример: мы проводили мониторинг закона о квотировании рабочих мест. Это важный закон, касающийся инвалидов и несовершеннолетних. При этом должен сказать, что центры занятости достаточно жестко следят за тем, чтобы положения этого закона исполнялись. Так вот, наша поправка, направленная в Государственную думу, касалась очевидного для нас вопроса: есть рабочие места с тяжелыми и вредными условиями труда. Мы прекрасно понимаем, что не всякого даже здорового человека туда возьмут, и наше предложение сводилось к тому, чтобы из среднесписочной численности исключить число работников, занятых на вредных и связанных с тяжелыми условиями труда производствах. Это логично. И соответствующая поправка была отправлена в Москву, где она была по непонятным причинам категорически отвергнута. Таких примеров можно привести множество.

— Виктор Федорович, как я вас понимаю, работа по мониторингу законодательства проводится серьезная, поправок много. Но у меня складывается впечатление, что все они, касающиеся федеральных законов, воспринимаются в Москве чуть ли не в штыки…
— Привожу статистику. До 2009 года принималось от четырех до шести процентов поправок и инициатив, которые приходили в Госдуму из регионов, — капля в море. В 2009 году эта цифра возросла до одиннадцати процентов. Это означает, что там все же озабочены тем, что происходит в стране. Сегодня при фракции «Единая Россия» в Госдуме создан экспертный совет, через который проходят инициативы, исходящие от регионов. Думаю, что ситуация будет улучшаться, потому что положение дел в этой части сложилось ненормальное. Как бы депутатов ни ругали, их подавляющее большин­ство, как говорится, стоит ногами на земле. Каждый из них проводит прием по личным вопросам. И все инициативы и поправки, которые готовил лично я, на 99 процентов являются результатом таких приемов. Люди знают, где именно законодатель­ство не «срабатывает».

— А как вам помогают лоббировать поправки и разного рода идеи в меру своих скромных сил депутаты, избранные в Государственную думу от Нижегородской области?
— Когда в Законодательном собрании рождается поправка, мы, как правило, договариваемся, кто из нижегородских депутатов Госдумы будет ее «продвигать». Но делать им это вовсе непросто. Например, я подготовил поправку в закон о материнском капитале, поддержанную комитетом по социальным вопросам и депутатами Законодательного собрания в целом. В декабре 2006 года я был в Москве на парламентских слушаниях по этому закону между первым и вторым чтениями и рассказал о поправке участникам слушаний. Суть поправки была проста — разрешить использовать материнский капитал или его часть на оплату проведения высокотехнологичных операций для детей. Родители вынуждены ходить по кругу с протянутой рукой и собирать деньги. На слушаниях эта поправка была принята «на ура». Тем не менее Госдума ее не приняла. Поправку защищал депутат Госдумы Анатолий Александрович Козерадский, при обсуждении дебаты были очень бурные, и за нее все-таки проголосовали около 120 депутатов. Значит, работа депутата все же была не напрасной. Но что удивительно, против поправки было и профильное Министер­ство правительства, и профильный комитет Государственной думы. Они посчитали, что эти вопросы должны решаться в рамках других программ, непосредственно связанных со здравоохранением. Но справедливости ради нужно сказать, что впоследствии сфера применения материнского капитала существенно расширилась.

— Как ни крути, срок полномочий депутатов Законодательного собрания этого созыва скоро заканчивается. Успеете завершить работу по мониторингу законов?
— Всех — нет, но эта практика будет непременно продолжаться. Мониторинг законов является серьезнейшим направлением деятельности депутатов областного парламента, поскольку речь идет об их совершенствовании, их реальном применении в повседневной жизни. Что касается меня, то буду стараться реализовать важную идею — разработку закона о качестве жизни. Как мы можем сегодня оценить качество жизни? Наверное, лишь на эмоциональном уровне, исходя из субъективных ощущений. А нужны четкие научные критерии. Определяются показатели, которые характеризуют качество жизни. Это и уровень развития производительных сил, транспортной сети, доходов населения, демографическая ситуация, доступность и качество здравоохранения, образования, благоустройства, экологии и так далее. То есть можно из огромного перечня показателей выбрать 30−40 и «заложить» их в закон. По конкретным цифрам можно будет судить, как мы живем, в каком направлении и с какой динамикой двигаемся. Исходя из этого, можно будет судить и о качестве власти. На мой взгляд, этот закон очень нужен обществу, и подготовку его проекта я уже начал.

Валерий БОБРОВ