Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

Теперь мы учимся по-новому

  24.08.2012  |    Общество

Ровно год прошел с момента введения в образовательную систему страны новых федеральных государственных образовательных стандартов. И прошлогодние первоклашки попали не только первый раз в первый класс, но и в новый ФГОС. О том, как приживаются образовательные стандарты в дзержинских школах, а также какие обязанности накладывает новый подход в построении учебного процесса на учителей, рассказывает начальник сектора общего образования управления образования администрации Дзержинска Татьяна Вилкова.


Татьяна Вилкова

- Татьяна Федоровна, какова статистика по Дзержинску в отношении первоклашек? Сколько детей в сентябре пойдет первый раз в 1 класс, сколько в 11 класс? Какова динамика в сравнении с прошлым годом?
- По прогнозам, которые были сделаны в июне, в новом учебном году за парты сядут 21 тысяча 705 обучающихся. В данном количестве учтены обучающиеся не только муниципальных общеобразовательных учреждений, но и негосударственных, у нас их два (православная гимназия и школа им. Н. И. Лобачевского), а также вечерней (сменной) общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида. В муниципальных дневных общеобразовательных школах в наступающем учебном году будут обучаться 20 тысяч 835 детей. Из них мы ожидаем 2070 первоклассников и 1181 одиннадцатиклассника. Если сравнить со статистикой прошлого года, то общее количество первоклашек в муниципальных учреждениях составляло 2134 ребенка. Однако надо учитывать, что на сегодняшний день мы имеем прогноз комплектования первых классов и в начале года цифры будут подкорректированы.
- Какие изменения, связанные с введением новых образовательных стандартов, ждут детей и родителей с наступлением нового учебного года?
- В текущем учебном году обучаться по новым стандартам будут ученики не только первых, но и вторых классов, то есть те дети, которые в прошлом учебном году впервые пришли в школу и начали обучение по ФГОС. Каких-то существенных изменений в учебном плане в этом году не предусмотрено. Единственный момент состоит в том, что со второго класса вводятся предметы компонента образовательного учреждения. Это так называемый школьный компонент, отражающий специфику конкретного образовательного учреждения. Родители могут выбрать по желанию тот или иной предмет для своего ребенка. Кроме того, могут быть организованы факультативные и групповые занятия для обучающихся. Также увеличивается на один час в неделю количество часов по физической культуре. В остальных классах будет продолжена реализация стандартов первого поколения.
- Давайте напомним нашим читателям, в чем заключается основной смысл введенного в 2011 году в систему образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с которым все первоклашки отныне будут обучаться по-новому?
- В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Учитель должен изучить, что интересно ребенку, и обеспечить достижение социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся. Для этого на каждого ребенка заводится так называемое портфолио, куда заносятся личные достижения каждого ребенка, которые копятся до выпускного класса и отслеживаются в динамике. Соответственно по материалам портфолио будет производиться более тщательный отбор в группы занятий с психологом по профориентационной работе, чтобы ребенок мог уже в школе определиться с дальнейшей профессией. Ведь не секрет, что это не всегда бывает своевременным. Сколько выпускников поступают наобум в какое-то образовательное учреждение, а потом бросают его, повторяя избитое выражение: «Это не мое».
Таким образом, стандарты нового поколения направлены на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
А для того чтобы ребенок попробовал себя в разных видах деятельности, в учебный план включено 10 часов внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям развития личности, но не менее чем по пяти: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общеукрепляющее, спортивно-оздоровительное. Все это является неотъемлемой частью учебного плана и должно обеспечиваться общеобразовательным учреждением в обязательном порядке.
- Татьяна Федоровна, на что нацелен новый образовательный процесс?
- Основной упор здесь сделан на творческий подход учителя к процессу обучения и на формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Мы переходим к системе развивающего обучения, к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, когда новая тема ребенку явно не открывается, а ученик в процессе исследования к нужному моменту сам доходит до истины. То есть учитель, используя уровень знаний учеников, в игровой форме подводит их к теме урока.
В этом и заключается мастерство учителя, чтобы ребенок сам сделал открытие. Благодаря такому подходу к обучению дети уже к 4 классу начнут самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать необходимый материал, делать выводы. Они научатся делать доклады, будут участвовать в научно-практических конференциях внутри школы, в интернет-проектах, будут создавать свои проекты, участвовать в исследовательских работах. И я уверена, что к 4 классу мы увидим детей с совершенно иным мышлением.
- Прошел год с момента введения ФГОС в начальную школу. Какие можно сделать выводы на сегодняшний день? Какие выявились проблемы за этот период?
- В связи с тем что школы обязаны предложить большой перечень кружков дополнительного образования, внеурочной деятельности или факультативных занятий, понятно, что в стенах школы это не всегда представляется возможным. При всем желании мы не найдем такого количества специалистов в рамках школы, поэтому сейчас большое внимание уделяется совместной деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, которые имеют богатый опыт работы по внеурочной деятельности. Это Дворец детского (юношеского) творчества, станция юных техников, центр художественных ремесел, эколого-биологический центр, спортивные школы и, конечно, музыкальные школы и школы искусств. Надо отметить, что школы реализуют совместную деятельность с учреждениями дополнительного образования на их базе. Организация дополнительного образования реализуется в рамках группы продленного дня.
- С какими трудностями в процессе работы по новым образовательным стандартам столкнулись учителя? Какую помощь они могли получить при возникновении затруднений?
- Дело в том, что мы несколько раз проводили диагностику учителей. Так, перед началом обучения в апреле 2011 года мы пытались выяснить, какие затруднения испытывает учитель при подготовке к переходу на ФГОС. Нам это было очень интересно. И самыми распространенными оказались трудности в психологической перестройке учителя к новому построению урока. Ведь прежде всего учитель должен изменить методы своей работы. И тем, кто уже достаточно долго работает по традиционной системе, было сложно перестроиться. Но все учителя, участвующие в этом эксперименте, прошли курсовую подготовку в Нижегородском институте развития образования (а это 88 педагогов).


Через неделю школьники снова сядут за парты

Кроме того, в Дзержинске при МБОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» создана проблемная группа для учителей, которые работают по новым стандартам, так сказать, «скорая помощь» для педагогов. Здесь аккумулируются все проблемные вопросы и на их основании разрабатываются методические рекомендации. Также своим опытом делились те учителя, которые раньше вошли в этот эксперимент.
И, пожалуй, самый сложный момент касается оценки личностных достижений каждого ребенка. Все остальные оценки знаний детей традиционно отработаны. Так, за знания ставятся отметки. А чтобы оценить личностные качества ребенка, требуется не только деятельность учителя, но и работа психолога. И дальше в большей степени работа психолога. Только он может дать грамотную оценку личностных достижений учеников и показать учителю, что и где у ребенка «западает». В связи с этим работа школьных психологов значительно усложняется.
- Известно, что с внедрением образовательных стандартов нового образца изменились и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в том числе касающиеся школьной мебели и оборудования. Насколько на сегодняшний день классы оборудованы под новые СанПины?
- Да, действительно, вместе с учебным процессом по новым образовательным стандартам меняются и требования к школьной мебели. Так, это должны быть не просто парты, к которым мы все привыкли, а парты с определенным наклоном, чтобы дети не портили осанку. Также это требования к освещению над доской и, конечно, требования к наглядным пособиям. По новым СанПинам каждый кабинет начальных классов должен быть оборудован компьютерной техникой, как минимум — на столе учителя. А по максимуму — на каждом столе у учеников должен быть либо ноутбук, либо нетбук. И если на начало прошлого учебного года не все кабинеты были укомплектованы в соответствии с минимальными требованиями, то на конец года все кабинеты первых классов, реализующих стандарты нового поколения, были укомплектованы необходимым оборудованием и школьной мебелью. Что касается наступающего учебного года, то здесь дела обстоят еще лучше. К 1 сентября в восьмидесяти процентах первых классов и в пятидесяти процентах вторых классов уже будет обеспечен максимальный уровень оборудования учебных кабинетов.
- Татьяна Федоровна, к государственной (итоговой) аттестации в 9 классе в новой форме неоднозначное отношение. На ваш взгляд, в чем ее плюсы?
- Уверена, что государственная (итоговая) аттестация в 9 классе, когда осуществляется независимая оценка знаний обучающихся, необходима. Потому что, перед тем как ученикам предстоит сдавать ЕГЭ, дети должны почувствовать себя в новых условиях, когда они находятся не в стенах школы и на экзамене присутствуют учителя из других школ. Ребята должны подготовить себя к ЕГЭ психологически. Стоит отметить, что в Нижегородской области идет только еще апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации в 9 классах. Если в других регионах девятиклассники сдают все экзамены по новой форме, то у нас только часть предметов. И каждый год по одному предмету прибавляется. В этом году их было уже семь, добавился иностранный язык.

Беседовала
Ирина ЕРОШКИНА