Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Четверг
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Ясно
Пятница
Ясно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Небольшая Облачность
Воскресенье
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.

Государство и СМИ: взгляд в будущее

  20.06.2014  |    Общество
Средства массовой информации, наверное, уже с момента своего появления стали важным связующим звеном между органами власти и общественными институтами. Пресса знает интересы граждан, доводит проблемы до сведения руководителей, формирует общественное мнение, обеспечивая властям поддержку или, напротив, консолидируя протест. Естественно, настоящим и будущим СМИ власти не могут не интересоваться. На площадке Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО) недавно прошел «круглый стол», к участию в котором пригласили районных журналистов, а также областных руководителей и экспертов. Его тема: «Тенденции развития средств массовой информации и их взаимодействие с органами государственной власти».

Запросы власти

Открыл «круглый стол» председатель ЗСНО Евгений Лебедев. Он поблагодарил журналистов и редакторов «районок» за труд, высказал надежду на плодотворное сотрудничество.
«Вы не избалованы вниманием власти и денежными средствами, тем не менее делаете важную работу, — отметил Евгений Викторович. — Ваше влияние на общественное мнение велико, и многое может зависеть от того, куда вы направите острие своего пера. Разумеется, меня беспокоит общественное мнение о том, что происходит в регионе. Поэтому наше с вами взаимодействие должно быть плотным и эффективным».
По мнению Лебедева, через прессу законодательная власть может доносить до читателей свое мнение по множеству важных вопросов, волнующих земляков. Такая открытость для областного руководства — способ улучшить отношения с обществом, а для авторов правовых инициатив на местах — возможность реально и взвешенно взглянуть на потенциал проекта.
«Инициатива не станет законом, если она не удовлетворяет ряду требований, — констатировал спикер. — Во-первых, она должна быть не популистской, а направленной на решение проблем в обществе. Во-вторых, она предусматривает некие компромиссы, потому что должны быть учтены требования, в том числе контролирующих органов. И, наконец, мы не обещаем того, чего не можем сделать, и принимаем закон, только если есть средства для его исполнения. В противном случае он не будет работать».
Кстати, по закону, как отметил председатель ЗСНО, две тысячи жителей Нижегородской области могут объединиться вокруг какой-то идеи и, соблюдая все необходимые процедуры, трансформировать ее в законодательную инициативу. Законодатели в свою очередь обязаны будут рассмотреть этот документ и даже готовы подготовить под него финансово-экономическое обоснование. Между тем, напомнил Евгений Лебедев, на Нижегородчине уже более миллиона человек получают различные областные льготы. Усиления такого рода нагрузки бюджет может просто не потянуть.
«Рациональное, эффективное использование бюджетных средств, чтобы эти средства работали на будущее области, — это то, что нам сегодня нужно, — подчеркнул спикер. — И при этом необходимо сохранять те социальные льготы, которые уже установлены».

Прогнозы науки

Средства массовой информации не стоят на месте, они меняются вместе с обществом. Причем не только содержательно, но и технически. Это необходимо учитывать как самой прессе, так и взаимодействующим с ней органам власти.
О тенденциях развития современных СМИ участникам «круглого стола» рассказала преподавательница кафедры Нижегородского лингвистического университета Вера Романова. В основе ее доклада — официальный прогноз развития масс-медиа до 2020 года. Суть: масштабный переход печатных и эфирных СМИ на электронные носители, в Интернет и, в частности, в социальные сети.
«Никогда еще в истории человечества не было условий, чтобы в режиме реального времени можно было распространить информацию по всему миру, — констатировала Вера Николаевна. — Сейчас это произошло. Это беспрецедентные условия, которые, естественно, скачкообразно перемещают человечество в новую реальность. СМИ уже нельзя не входить в социальные сети. Потому что, если не идти этим путем, скорее всего, останешься не только без читателя, радиослушателя или телезрителя, но и вообще без жизни».
По информации Романовой, сегодня доступ к Интернету в России составляет чуть более 50%, в крупных городах эта цифра достигает 70%. Во всех отечественных школах, включая сельские, есть доступ в глобальную сеть. Согласно исследованию «Левада-центра», количество россиян, узнающих новости из Интернета, за четыре последних года выросло с 9% до 21 %. Учитывая, что темпы изменения жизни ускоряются, естественно предположить, что и этот фактор узнавания новостей из Интернета будет изменяться.
«Интернет уверенно обогнал по уровню доверия людей радио и бумажные СМИ, и Сеть стала для россиян вторым после телевидения окном в мир, — полагает преподаватель. — Если тенденции, которые существуют, сохранятся, то Интернет потеснит телевидение с первых мест рейтингов уже через 5−6 лет. Есть и более жесткие оценки. Количество СМИ, которые будут идти прежним путем, сократится».

Примеры практики

У практикующих журналистов и редакторов успешных СМИ свой взгляд на развитие прессы. Ближайшее будущее своих информационных ресурсов они связывают, в частности, с подготовкой новых, молодых и компетентных кадров. В ходе «круглого стола» своими наработками в этом плане поделилась главный редактор газеты «Московский комсомолец» в Нижнем Новгороде" Татьяна Михайлова.
«Привлечение в журналистику молодых кадров — большая проблема, — считает Татьяна Владимировна. — Я каждый год принимаю на практику студентов вузов, учу их. Многие приходят со слабыми знаниями. Почему-то большинство готово писать исключительно на тему культуры, напрасно думая, что это просто. Вообще, стараются идти по пути наименьшего сопротивления: пришел, увидел, написал. Не вдаваясь в подробности, не разговаривая с людьми».
Попыткой подготовить квалифицированных репортеров для газеты стало открытие полосы «Молодой корреспондент». Случилось это пять лет назад, и результаты не заставили себя ждать. Сегодня возможностью публиковаться пользуются многие: от пятиклассников до 25-летних юношей и девушек. В течение нескольких лет нижегородская редакция «Московского комсомольца» проводила специальные конкурсы, организовывала стажировки для ребят в столице. В прошлом году появился клуб журналистики «Молодой корреспондент», участники которого подумывают о том, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь со СМИ. Впрочем, важно не только это.
«Многие из тех, с кем мы начинали проект, работают в нижегородских и областных СМИ, — делится Татьяна Михайлова. — Но главное, чего мы этим добились, — создание вокруг редакции группы заинтересованных молодых людей. Не все из них станут журналистами, но они хотят участвовать в акциях по продвижению бренда нашей газеты, в различных акциях. Сделать это исключительно силами редакции мы были бы не в состоянии».
Алексей СЕРГУНИН