Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Понижение 8C.
возможен дождь
Завтра
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 25 км/ч. Вероятность дождя 60%.
Пасмурно
Четверг
Пасмурно
Облачно. Повышение 11C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч.
Небольшая Облачность
Пятница
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 16C. Ветер Ю от 10 до 15 км/ч.
Небольшая Облачность
Суббота
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 12C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
возможен дождь
Воскресенье
возможен дождь
Проливные дожди. Повышение 10C. Ветер С от 10 до 15 км/ч. Вероятность дождя 60%.

На берегах далекого Байкала. У рубежей родного государства

  31.08.2017  |    Молодёжь, Общество
Посольский-монастырь

В царские времена Забайкалье называли Даурией. Освоение этих земель русскими началось лишь в XVII веке. Поразительно, но отклики тех дальних времен до сих пор можно увидеть и услышать на байкальской земле. Дзержинские скауты, побывавшие в августе на Байкале, с удивлением открыли для себя многие, увы, почти неизвестные страницы героического освоения Сибири.

Люди несгибаемой воли
Впервые в русских письменных источниках Байкал упоминается в 1643 году. Енисейский казак Курбат Иванов дошел до озера, о котором так много рассказывали местные, и сразу оценил его красоту и … экономическую выгоду. В последующие десятилетия прибайкальские земли активно осваиваются русскими. Строятся многочисленные остроги (в том числе Улан-Удэ и Иркутск). Их главной задачей стала оборона вновь установленных границ русского государства. Местное население — буряты, эвенки, тунгусы, кочевые монгольские племена хоть и не были рады приходу русских казаков, но были вынуждены подчиниться: сил спорить с грозным казачьим войском у разрозненных кочевых общин не было.
А вот казаки неустанно жаловались в столицу на свою «худую долю». В богатейшем птицей, рыбой, зверем крае они будто бы голодали от отсутствия привычного печного хлеба.
Потому-то, уверяют местные экскурсоводы, Екатерина II приняла решение направить в байкальские земли простых крестьян. Опальные нашлись довольно быстро. Ими стали семьи старообрядцев, проживавших на окраинах Российской империи, ныне современной Украины, Польши, Белоруссии. Ссылали неугодных целыми семьями, поэтому в Забайкалье их прозвали семейскими. Пройдя под конвоем тысячи верст, потеряв в дороге от болезней, голода, невзгод множество родных и близких, эти люди не лишились твердости духа. Они поселились в самых неплодородных районах, где никто никогда всерьез не занимался земледелием. Через год о семейских заговорили как о великих кудесниках и людях невероятной силы, трудолюбия и упорства. За одно лето они выстроили добротные дома, перепахали каменистые и неприветливые целинные земли, посадили рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, привычные для русских овощи. Прослышав о семейском чуде, иркутский губернатор с восхищением воскликнул: «Они и камень сделали плодородным».
Это действительно так. До сих пор земли, на которых проживают семейские, считаются житницей Забайкальского края.
Как и в былые годы, они по-прежнему свято хранят заповеди своих предков. Большинство нынешних семейских все так же остаются староверами. Они с большой любовью хранят особенные наряды, доставшиеся им в наследство от прадедов и прабабок. Широкие белорусские мужские рубахи, яркие цветные женские сарафаны с непременным белорусским поясом и запоном (фартуком). Богато расшитые бисером и стеклярусом головные уборы дополняются на украинский манер разноцветными лентами. Непременный атрибут семейской модницы — янтарные бусы. Местные уверяют, что благодаря им семейские женщины избежали дефицита йода и болезней щитовидной железы.
На самом деле, считают ученые, богатырское здоровье семейских — результат правильного питания, увлечения витаминизированными чаями, воздержания от вредных привычек, высокой нравственности и гармоничных семейных отношений.
А еще семейские очень гостеприимный народ. Несмотря на то что в Забайкалье еще есть старообрядческие деревни, где согласно старинным укладам живут очень замкнуто и строго, о хлебосольстве семейских ходят легенды. Они любят угощать гостей чесночными пампушками, ароматными и сочными буузами (бурятские пельмени), душистым медом, цветочными чаями, диковинными вареньями. При желании вас здесь научат лепить пельмени, выпекать вкуснейшие пироги, заваривать удивительно ароматный из уникального целебного разнотравья особенный байкальский чай.
А после застолья в ярко расписанной цветами горнице или на такой же жизнерадостно-цветной веранде семейские угощают гостей особенным изыском — традиционными песнями своих предков. Фольклорное наследие семейских в 2001 году специальной комиссией ЮНЕСКО отмечено высоким званием «Живые сокровища».

Духовный щит
Если старообрядцы в царские времена были живым щитом на рубеже границ России с Монголией и Китаем, то первые православные миссии стали щитом духовным.
Дзержинские ребята побывали в двух монастырях Забайкалья. И каждый из них уникален и удивителен. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь стал самым первым православным монастырем в Забайкалье. Он был основан в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича. Главной задачей монастыря стало распространение православия среди местных жителей. Собственно говоря, из Даурской духовной миссии, открытой в монастыре, выросла богатая историей современная Бурятская православная епархия.
На территории монастыря сохранились два каменных храма XVIII века. Один из них добротно отреставрирован и ослепительно сияет белизной в ярко-голубом небе Бурятии. Второй еще ждет реставрации, но все равно вызывает восхищение. К счастью для верующих, храм сохранил все черты изящного сибирского барокко.
Ярчайшим образцом сибирского белоснежного барокко являются и храмы Посольского монастыря. Эта обитель была основана на берегу Байкала в 80-е годы XVII века. Поводом к основанию стала печальная участь московских послов, которых зверски убили монгольские кочевники. На месте невинно убиенных сначала основали пустынь, а затем возвели монастырь. В отличие от Троицкого монастыря Посольскому приходилось выполнять роль щита в прямом смысле слова. На протяжении многих десятилетий православные путники, купцы, служилые люди, казаки, представители посольских миссий находили в стенах монастыря приют и защиту от воинствующих кочевников. С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь. Монастырь стал местом встречи всех посольств России в Китай и Монголию, дипломатов, а также участников экспедиций по изучению Байкала. Через монастырь держали путь домой многие декабристы. Бывали здесь известнейшие люди России, в том числе представители царской семьи.
Любопытно, что экскурсию по Посольскому монастырю проводил для ребят иеромонах Лука, бурят по происхождению. Он настолько трепетно и любовно рассказывал о деятельности православной миссии, жизни монастыря, духовных основах, что вызвал искреннее уважение всех слушающих.
Как тут не вспомнить слова апостола Павла о православном человеке: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».
Между прочим, как и раньше, оба монастыря продолжают держать духовный щит над Забайкальем. В последние годы эта тема стала особенно актуальна для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Местные с тревогой рассказывают о том, что Китай обсуждает проекты по мирному освоению байкальских земель. Через деловое партнерство, трудовую миграцию, туристические потоки, внедрение элементов своей культуры. Потому единство Российского государства, его вековые традиции, устоявшиеся отношения с многочисленными национальностями, духовные скрепы имеют такое большое значение для сибиряков. Просто удивительно было обнаружить, насколько значима для местных жителей эта тема. Сомнений нет — все они горячие патриоты родной земли. А потому приложат все силы, чтобы сохранить для потомков и для России уникальное наследие богатейшего байкальского края.

Евгения МАКАРОВА

(Продолжение следует)