Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

Лучший разведчик авиаполка

  24.04.2015  |    К 70-летию Победы!
20str
Рассказывая о героях войны, невозможно обойти стороной Героя Советского Союза подполковника авиации Николая Сергеевича Конышева. Награжденный множеством правительственных орденов и медалей, Николай Сергеевич стал для дзержинцев образцом мужества, героизма и отваги.

Дорога в небо

Родился Николай Конышев 9 ноября 1916 года в селе Ляхи ныне Меленковского района Владимирской области в обычной крестьянской семье. По окончании пятого класса он перебирается в рабочий поселок Шиморское Выксунского района, где на судоремонтном заводе работал его отец. Здесь Николай окончил 7 классов, поступил в Горьковский техникум речного флота.
Уже в те годы проявился боевой и задорный характер будущего героя. Пришедший на Шиморский судоремонтный завод учеником токаря, Николай быстро завоевывает авторитет товарищей. Смышленый и работящий парень стал одним из первых стахановцев завода. Его избирают секретарем комитета комсомола. С октября 1936 года по комсомольской путевке работал пропагандистом в политотделе Московско-Окского речного пароходства.

Примерно в это время к Николаю пришло увлечение авиацией. Живя в Рязани, он регулярно посещал занятия аэроклуба. В 1937 году Николай Сергеевич Конышев окончил Ульяновскую летную школу Осоавиахима. Работал в ней инструктором.
В 1939 году летчика направляют в качестве инструктора в дзержинский аэроклуб. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией. Здесь стал командиром отряда нашего аэроклуба. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
В октябре 1941 года, спустя четыре месяца после начала Великой Отечественной войны, командир отряда самолетов У-2 Николай Сергеевич Конышев надел военную форму. Вместе с летным составом на самолетах аэроклуба он перелетел в Чувашию. Здесь из экипажей У-2 (позднее стали называть ПЕ-2) был сформирован 708-й бомбардировочный ночной авиаполк ближнего действия.

Боевой путь

В феврале 1942 года летчик Н.С. Конышев был направлен в действующую армию. Боевой путь начал на Калининском фронте в составе летного бомбардировочного полка. На биплане ПЕ-2 он совершил около 50 вылетов. Летал на связь с партизанами в глубоком тылу в районе города Ржева, доставлял им необходимые продукты, медикаменты. Им была обеспечена связь командующего Калининским фронтом с конным корпусом генерала Тимофеева.
Свою первую награду Николай Сергеевич получил за дерзкий, отважный и вместе с тем благородный вылет. Ему вместе с напарником пришлось выручать из беды бомбардировщик, севший из-за недостатка горючего в тылу врага. Отважный экипаж пробился сквозь шквал огня, нашел беспомощный бомбардировщик, снабдил его всем необходимым и не покинул до тех пор, пока самолет не поднялся в воздух и благополучно не прибыл на советский аэродром. За этот подвиг Николай Конышев был представлен к ордену Красной Звезды.
По предложению генерал-полковника Громова Конышев отправился на курсы летчиков-истребителей. Уже в октябре 1942 года Николай Сергеевич получил назначение в 163-й истребительный авиационный полк. В составе полка он воевал на Центральном, 1-м Белорусском, 1, 2, 3 -м Прибалтийских фронтах. Был командиром звена, старшим пилотом, заместителем и командиром эскадрильи. Принимал участие в сражении на Курской дуге, освобождении Белоруссии, Польши. Был не только хорошим летчиком-истребителем, мастером ночных полетов, но и отличным разведчиком.
К марту 1945 года командир эскадрильи майор Конышев совершил 287 боевых вылетов, провел 41 воздушный бой, в которых сбил 18 самолетов противника.

Задачу выполнил

Николай Сергеевич особенно гордился тем, что, совершив 76 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, ни разу не допустил потери от противника. Иногда выполнение боевой задачи было даже более важным, чем сохранение собственной жизни.
В один из дней командование поставило сверхважную задачу: разбомбить мост в тылу немцев. В воздух поднялись 90 советских бомбардировщиков. Эскадрилья Конышева прикрывала последнюю девятку. Первые звенья, отбомбившись, уходили домой. Последним пришлось вступить в бой с «фоккевульфами», поднявшимися в воздух по тревоге. Два истребителя четверки Конышева были подбиты врагом. Николай Сергеевич отважно бросился в бой, стараясь отвлечь вражеских пилотов от бомбардировщиков. Мужество и упорство советского летчика, который каким-то чудом ускользал из-под огня «фоккеров», заинтересовали врага. Около 20 фашистских самолетов, забыв о бомбардировщиках, устроили охоту на неуловимый «Як». Отважный истребитель не отступал, сбил один из вражеских самолетов. Но в атаке на второй был «прошит» пулеметной очередью. Самолет загорелся и резко пошел на снижение. Николай Сергеевич выпрыгнул из самолета в самый последний момент, когда земля уже была близко. Благодаря этому фашисты решили, что летчик погиб вместе со своей боевой машиной.
Но он ушел от преследования в лес. Попал к скрывавшимся в лесу беженцам, затем партизанам, откуда был переправлен на Большую землю. «Да, меня сбили, — признал спустя годы Николай Сергеевич, — но задача-то была выполнена».

Сюжет для фильма

В советские годы был очень известен фильм «Звезда». В основу сюжета фильма была положена реальная история, произошедшая с Николаем Сергеевичем Конышевым.
Группа советских разведчиков обнаружила в тылу врага в районе Ржева крупную концентрацию танковых войск. За ценные сведения героям войны пришлось заплатить своими жизнями. Для подтверждения полученных данных требовалась дополнительная разведка. В воздух поднялись
ПЕ-2. Летчикам в заданном квадрате обнаружить ничего не удалось. Тогда на поиски отправили истребителей. Но и они вернулись ни с чем. Тогда Конышев, принимавший участие во второй разведке, принял решение лететь на рассвете, надеясь обнаружить танки по теням. Над селом Новоселки самолеты появились на бреющем полете. Немцы были застигнуты врасплох. Сараи, в которых были спрятаны танки, стояли открытые нараспашку и вся боевая техника была как на ладони. Для точного счета истребители пошли на второй круг и были жестоко обстреляны спохватившимися фашистами. Тем не менее Конышев насчитал около 40 танков. Добытые сведения оказались очень ценными. Вскоре концентрация танков была обнаружена и в других населенных пунктах. Планы немцев о наступлении в районе Ржева были сорваны.

Пример для товарищей

В характеристике на Николая Сергеевича Конышева сказано: «В воздушных боях с врагами прославил советское оружие, показав себя достойным Сталинским соколом, идущим на самоотверженные и героические подвиги… Лучший разведчик на самолете Як-9, всегда ставившийся в пример всем летчикам в шестой воздушной армии на 1-м Белорусском фронте и в третьей воздушной армии на 1-м Прибалтийском фронте. Его разведданные, передаваемые немедленно с борта самолета и подтвержденные фотографированием, всегда представляли огромную ценность в принятии решений командного состава. …Умело передает товарищам свой большой боевой опыт, личным примером воодушевляет на подвиги и героизм».
В течение войны майору Конышеву приходилось выполнять самые разные задания. Он обеспечивал безопасность бомбардировщиков, поддерживал связь с партизанами, не допускал вражеские самолеты в советский тыл, а также предотвращал проникновение фашистских самолетов, пытающихся оказать помощь немецким частям, попавшим в окружение.
В иные дни ему приходилось совершать по 4−5 боевых вылетов. Особенно напряженной была обстановка в боях под Орлом, где практически каждый вылет сопровождался 40-минутным боем.
За исключительно ценные данные разведки Николай Сергеевич Конышев получил 12 благодарностей от командиров воздушных и наземных войск. За отличную боевую деятельность — 13 благодарностей от комполка, дивизии и армии, а также 9 благодарностей Верховного главнокомандующего.
9 марта 1945 года командир части подал представление о присвоении Николаю Сергеевичу Конышеву звания Героя Советского Союза. Рассмотрев все представленные документы, а также многочисленные свидетельства геройских вылетов Н.С.Конышева, президиум Верховного Совета СССР 18 августа 1945 года издал указ о присвоении высокого звания.
К этому времени Николай Сергеевич все еще продолжал службу в армии в освобожденной Прибалтике.
Вплоть до 1960 года он жил в столице Латвии городе Риге. Работал в Латвийском управлении гражданской авиации. По выходу в запас вернулся в родной Дзержинск и прожил здесь еще 12 лет.
В запасе подполковник Конышев продолжал вести активную общественную деятельность. Он уделял много внимания вопросам патриотического воспитания, публиковался в общественных, а также специализированных военных изданиях. Имя Николая Сергеевича было хорошо известно всем дзержинцам.
Умер Герой Советского Союза 15 августа 1972 года. К счастью, на этом история Николая Сергеевича не закончилась.
Память о герое бережно хранят в его большой семье. Жена Николая Сергеевича, почетный гражданин Дзержинска, заслуженный ветеран Нижегородской области Мария Васильевна Конышева продолжает патриотическое дело своего мужа.
Татьяна СОРОКИНА
P.S. В статье использованы документы из архива Марии Васильевны Конышевой.