Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

Радость души Александра Бородачёва

  22.05.2015  |    К 85-летию Дзержинска
06str
Радость, удовлетворение и полет души — только такие ощущения испытывает в процессе работы Александр Бородачёв. Работы, конечно, любимой и ставшей смыслом жизни. «Нет ничего на свете лучше моей Гимназии» — так уважительно, с большой буквы называет своё детище директор 38-й гимназии, которая по праву считается одним из лидеров дзержинского образования. Неслучайно заслуженный учитель РФ Александр Бородачёв в этом году выдвинут на награждение почетным знаком «За заслуги перед г. Дзержинском».

«Язык любви» и фигурное катание

Александр Васильевич родился в дзержинской многодетной семье в 1953 году. Мама работала на заводе Свердлова аппаратчиком, папа — проводником (сопровождал грузы) на «Капролактаме». Будущий директор начал учиться в школе № 3, оттуда «всем участком» был переведён в 33-ю. Так бы там и остался, если бы не дворовый приятель, который взахлёб рассказывал о замечательной учительнице французского в школе № 2 Нине Федоровне Карповой. «Друг говорил на красивом незнакомом языке, — вспоминает Александр Васильевич. — И я попросил родителей: „Отведите меня во вторую школу — я хочу изу­чать французский язык“».
По секрету, заговорщически улыбаясь, нынешний директор признаётся, что успеваемость далеко не всегда была такой, как хотелось. Особенно в старших классах, когда Александру — успешному фигуристу (!) приходилось ездить на тренировки в город Горький: уроки успевал только в электричке делать. А результаты в спорте были значительные: победитель областного первенства, зоны Поволжья, участник Спартакиады народов России, кандидат в мастера спорта.
В выпускном классе Александру пришлось делать сложный выбор между фигурным катанием и французским языком. Взвесив все «за» и «против», он отдал предпочтение иностранному. Правда, с первого раза на переводческий факультет Горьковского иняза (как мечталось) он не поступил. И год тренировал ребят в секции фигурного катания. «Ставить малышей на коньки было здорово, — улыбается Александр Васильевич. —  Я, как ребенок, радовался вместе с ними, когда у них что-то получалось!». Этого недолгого тренерского опыта хватило, чтобы будущий студент определился со своим призванием. И в итоге он поступил не на переводческий, а именно на педагогический факультет.

22-я школа в люди вывела меня

Горьковский институт иностранных языков имени Добролюбова Александр Бородачёв закончил в 1977 году. И хотя в то время свободные учительские места были почти на вес золота, у него с трудоустройством проблем не возникло: администрация 22-й школы увидела в студенте-практиканте перспективного учителя. В школе с углубленным изучением французского языка Александр Васильевич проработал двенадцать лет.
«Пройти школу Александра Николаевича Токарева (тогдашнего директора 22-й — прим.авт.) дорогого стоит, — уверен Александр Васильевич. — Когда я сам стал руководителем, многие вещи у него позаимствовал». О своем первом уроке вспоминает: «Конечно, страшновато было, что скрывать. Когда начинал работать, все конспекты уроков прописывал вплоть до каждого слова. Но интересно было с самого начала. И по душе. Я не знал слова скука: с ребятами каждый день в радость».
Выпускники с благодарностью вспоминают своего учителя. «Мы каждый раз, когда садимся за праздничный стол, поднимаем за вас тост, — признаются многие. — Благодаря вам мы стали успешными людьми». У него был свой, особый стиль общения — без сюсюканья, на равных. Он был для учеников с одной стороны старшим товарищем, но с другой — всегда умел держать дистанцию.
Важным этапом в жизни и становлении будущего руководителя стала работа за границей: год переводчиком в Африке, в Гвинее, и два во Франции, ассистентом преподавателя русского языка. Во Франции Бородачеву довелось преподавать русский язык не только в учебных учреждениях самого разного уровня — начальной школе, колледже, лицее, но и в ассоциации «Франция — Россия».

На позициях лидера

Александру Васильевичу со статусными школами вообще очень везло: учился во 2-й, преподавал в 22-й, а руководить стал 38-й — с углубленным изучением английского языка. Новое назначение он получил сразу после возвращения из командировки — в августе 1992-го. Когда через два года было принято решение придать 38-й школе статус гимназии, заграничный опыт молодому директору очень пригодился.
Начинать было сложно. 90-е — перестройка, экономический кризис и новый закон об образовании: новая документация, связанная с учебным процессом, новые требования к учебному плану. И… новое для дзержинского образовательного пространства учебное учреждение — гимназия. «Ломать традиции школы с углубленным изучением английского языка очень не хотелось, — вспоминает Александр Васильевич. — Поэтому было решено придать ей статус гимназии, который как раз и предполагает гуманитарный акцент в образовании. Параллельно были введены новые предметы: „Мировая художественная культура“, „Основы риторики“, „Зарубежная литература“, „Культурология Великобритании и США“, второй иностранный язык — французский — с 7-го класса».
Быть в тренде, как сегодня модно говорить, дело непростое. Молодому директору приходилось много учиться самому и растить коллектив гимназии. И коллеги поддержали новаторский курс, взятый директором: в гимназии стали внедрять новые методики. «Первые десять лет у меня не было отпуска, — рассказывает Александр Васильевич. — Но мне не жалко ни отданного времени, ни затраченных сил, потому что сегодня я вижу результат и горжусь своей гимназией».
Гордиться директору Бородачёву, бесспорно, есть чем. Первый успех — победа на областном конкурсе «Школа года» в 1997 году. Под руководством Александра Васильевича гимназия четырежды (!) побеждала в нацпроекте «Образование» и дважды — в городском конкурсе «Профи». Начиная с 2009 года гимназия входит в число 100 лучших образовательных учреждений национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». А в прошлом году она была включена в ТОП 500 — список 500 лучших школ России.
Современная материально-техническая база, высокопрофессиональный педагогический коллектив — это тоже гимназия № 38. Последние пятнадцать лет гимназисты возглавляют рейтинг муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, являются победителями и призерами регионального, всероссийских этапов предметных олимпиад и международных конкурсов. Сегодня гимназия — участник федеральной инновационной площадки Нижегородского института развития образования «Проектно-сетевой институт инновационного образования».
«Гимназия — инновационный ресурсный центр поддержки талантливых детей» — так называется разработанная под руководством Александра Васильевича Бородачёва программа развития гимназии. «Я горжусь тем, что наше образовательное учреждение удерживает лидерские позиции», — признается Александр Васильевич. Директор видит перспективу и вместе с коллективом педагогов-единомышленников идет к намеченным целям.

Непростое искусство

«Быть хорошим педагогом — это непростое искусство, — уверен Александр Васильевич. — Оно заключается в полной самоотдаче, растворении себя как личности в других людях, становление которых только начинается. Педагогическое искусство — это умение общаться с учениками и их родителями и подавать пример порядочности и принципиальности. Я отошел от преподавания, когда понял, что не успеваю делать это на должном уровне. Проблемы руководителя, которые не терпят отлагательства, мешают работать учителем с полной отдачей, и поэтому я принял решение заниматься только административной работой».
Директор школы — это классный руководитель каждого ее ученика. «Я считаю себя успешным и счастливым человеком, — признается он, — потому что делаю своё любимое дело».

Екатерина КОЗЛОВА