Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Снег
Четверг
Снег
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Пятница
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Ясно
Воскресенье
Ясно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..
Небольшая Облачность
Вторник
Небольшая Облачность
Сегодня, по прогнозам,почти такая же температура как вчера. Снегопад..

C любовью к детям

  29.05.2015  |    К 85-летию Дзержинска
19str
Школа, которой она руководила, — № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла — была флагманом дзержинского образования. Профильное управление администрации, которое она возглавляла, дважды получало Почетный штандарт губернатора. И это не везение и не случайное совпадение. Это — итоги её работы, которую она всегда выполняла на высочайшем профессиональном уровне и… с любовью к детям. Людмила Трофимова — заслуженный учитель России, очаровательная женщина и просто замечательный человек.

Помочь ребенку

«Вообще-то, я очень любила точные науки и училась в классе с углубленным изучением математики. Но, видимо, под конец с „царицей наук“ случился перебор, и в итоге я поступила в институт иностранных языков имени Добролюбова, — объясняет выбор профессии моя собеседница. — Наверное, оказали влияние замечательные учителя 29-й школы, где я училась. Где-то на подсознательном уровне я догадывалась, что педагогикой будет заниматься интересно». И будущий преподаватель немецкого и французского языков не ошиблась. Она до сих пор помнит, с какими гордостью и трепетом бежала, ещё практиканткой, на уроки.
Правда, в школу Людмила попала не сразу. По причине рождения дочери и отсутствия свободных учительских вакансий. Свою педагогическую деятельность Трофимова начала в 1975 году директором клуба по месту жительства. «Мне там очень нравилось, — вспоминает она. - Не пугало, что в основном приходилось работать с так называемыми трудными подростками. Общение с детьми — всегда радость. Какими бы они ни были, они — дети. И воспринимать их надо такими, какие они есть. И к каждому находить особый подход».
А через год её пригласили учителем французского языка в 14-ю школу. «Я всегда старалась реально оценивать способности своих учеников. И требовать с них соответствующе, — говорит Людмила Анатольевна. — Да, есть сильные детки, а есть и такие, кто „звезд с неба не хватает“. Для меня главным было вызвать интерес к своему предмету. Я никогда не „ловила“ ребёнка, чтобы показать его неуспешность: ну, не выучил урок — всякое бывает, в следующий раз подтянется. Я стремилась помочь ребенку и убедить в первую очередь его самого в том, что он молодец, что он многое может».
Забегая вперёд, расскажем одну примечательную историю. Людмилу Трофимову, уже заместителя начальника управления образования, попросили преподавать немецкий в двух седьмых классах 10-й школы: в городе не хватало учителей иностранного. После 2-й статусной школы тамошние ученики её, мягко говоря, удивили. «Когда я выходила из класса, по спине текло, но я понимала, что всё равно не донесла до них то, что была должна, — вспоминает Людмила Анатольевна. — И я решила отказаться». «А разве высшую категорию учителям дают только за работу с хорошими детьми?» — сказала на это директор школы Татьяна Петровна Ерина. И Трофимова осталась. По ночам готовилась к урокам, каждому давала индивидуальную программу, но добилась стопроцентной посещаемости и успеваемости. И довела два своих класса до выпускного.

Подарок судьбы

Два года, с 1979-го, Людмила Анатольевна не работала: жила в Югославии, куда супруга направили в командировку. Но и здесь про педагогику не забывала. Готовя свою дочку Свету к школе, заодно организовала занятия и для югославских ребятишек — лепили, рисовали, клеили.
В 1981-ом, по возвращении в Дзержинск, она получила неожиданное предложение — стать организатором внеклассной и внеурочной работы во 2-й школе (эта должность вскоре была переименована в замдиректора по воспитательной работе — прим.авт.). «Я очень переживала, — вспоминает Людмила Анатольевна. — Всё-таки эта школа всегда была флагманом системы образования: страшновато было идти в такой звездный коллектив. Я считаю, что вторая школа для меня подарок судьбы. Именно здесь я узнала, каким должен быть настоящий педагог. На всю жизнь я запомнила слова замечательного директора Нины Тимофеевны Балашовой: „Какая бы ситуация ни возникла, она всегда должна решаться в пользу ученика. А конфликтов между учеником и педагогом не должно быть вообще, поскольку он — ребенок, а мы — взрослые, имеющие высшее педагогическое образование. И если у вас вдруг часто случаются такие ситуации, то подумайте: на месте ли вы?“»
Через семь лет, когда Нина Тимофеевна уходит на заслуженный отдых, в её преемники пророчат, конечно, Трофимову. «Я долго не соглашалась, — рассказывает моя собеседница. — Понимала, какой это груз ответственности — не уронить планку второй школы. Но когда меня попросили педагоги, не смогла отказаться. Без коллег я бы не справилась. Их не надо было ни на что мотивировать: любую идею они схватывали на лету и реализовывали грамотно и профессионально».
Тяжело дался директору переезд школы в новое здание на улицу Гагарина: в историческом, что на площади Дзержинского, оставаться было опасно. «Я верила, что года через 2−3 мы вернемся домой, — говорит Людмила Анатольевна. — Был готов проект реконструкции, были деньги, но начавшаяся перестройка порушила все наши планы». Надо было привыкать жить в новых, стеснённых условиях. И сделать их максимально комфортными для ребят. Весь груз ответственности за «новый дом» лёг на хрупкие плечи нашей героини.
«Помню, как чуть ли не под ночь привезли новую мебель, выгрузили всё и уехали, — рассказывает она. — Выбор был небольшой: или охранять добро до утра и жечь костры, чтоб согреться, или самим таскать». Они выбрали второе и вчетвером — директор, завхоз и их мужья — перенесли всю мебель. «Мне вообще с супругом очень повезло, — улыбается Людмила Анатольевна. — Леонид меня всегда поддерживал. У нас в коридоре стояли два чемоданчика. Когда я просила его вечером забежать в школу, он просто спрашивал: «Чемодан со столяркой или слесаркой брать?»
1995 год. В области проходит смотр-конкурс на лучшую школу. От Дзержинска выдвигается, конечно, физико-математическая. Но на первом этапе конкурса, где оценивалась материально-техническая база, 2-я получает… «ноль» баллов. Здесь ведь не было ни столовой, ни спортзала, ни мастерских. Трофимова взмолилась: снимите нас с дистанции — почему мы должны терпеть позор, да ещё по не зависящим от нас обстоятельствам? Не сняли. Но зато на оставшихся этапах конкурса — за содержание образования и презентацию учреждения — дзержинская школа заработала максимальное количество баллов! И в итоге вышла на третье место, галантно уступив «серебро», с таким же количеством очков, сельской школе. Так-то, знай наших!

Программа развития

«Разве можно уходить оттуда, где вас любят?» — эти слова, сказанные учеником, были как соль на рану. Решение оставить любимую и родную школу Трофимовой далось ох как нелегко. Не единожды она отказывалась, да уговорил-таки тогдашний начальник управления образования Евгений Рубинский пойти к себе в замы. И в 1997 году наша героиня сменила место работы.
В 2004 году Людмила Трофимова уже сама стала возглавлять «большущее беспокойное хозяйство». Через год к власти пришла команда Виктора Портнова, и в сфере, которую курировала наша героиня, начались кардинальные перемены. Долгие годы зажатая рамками жесточайшего недофинансирования, начальник управления образования (УО) не могла поверить в своё счастье: ей не просто предложили написать программу развития на три года, но и подкрепили слово делом. 38 миллионов рублей — невиданная доселе для дзержинского образования сумма!
«Тогда ведь состояние материально-технической базы наших школ оставляло желать лучшего, — рассказывает Людмила Анатольевна. — Знаете, почему некоторые школы продолжали работать в две смены? Да потому что элементарно мебели детям не хватало. Дзержинск занимал последнее место в области по обеспеченности компьютерной техникой: у нас был один компьютер на 79 учеников! А учебники, а спортивное оборудование… Одним словом, было туго…»
За три года дзержинскому УО, возглавляемому Трофимовой, удалось сделать не просто огромный рывок, а в корне изменить ситуацию. Из отстающих Дзержинск выбился в лидеры. Управление образования работало как чётко слаженный механизм: директора боялись не инспекций и проверок, а подвести её, Людмилу Анатольевну. С ней система школьного образования пережила самые сложные нововведения — ЕГЭ и подушевое финансирование, приведшее к жесткой оптимизации учреждений.
И не просто пережила, а продолжала развиваться дальше. Методическая служба дзержинского УО, как лучшая в области, была отправлена на всероссийский конкурс защищать честь Нижегородчины. И Трофимова не подвела: дзержинцы заняли третье место, уступив только Санкт-Петербургу и Томску, опередив даже Москву. Два года подряд, в 2009-ом и 2010-ом, наше УО, как лидер по экономической эффективности, получало Почетный штандарт губернатора области.
«На пенсию в 2010-ом я уходила со спокойной душой: наша система образования была в лидерах, — признаётся моя собеседница. — Конечно, на заработанных бонусах можно было «катиться» и дальше, но я не стала. Школа не терпит стагнации: здесь без развития нельзя. Плохо работать я никогда не умела, а держать ту заданную планку уже физически не могла…»
По заслугам
Но не такой Людмила Анатольевна человек, чтобы сидеть без дела. Не успела она порадоваться заслуженному отдыху, как поступило неожиданное предложение — стать заместителем руководителя отдела образования Нижегородской епархии. Год она проработала на этой должности, но порядок на новой «целине» навести успела, решив проблему «трёх китов» — нормативно-правового обеспечения, финансирования и содержания образования. Тогда средняя зарплата педагогов православных гимназий с шести тысяч выросла до семнадцати, а денег из епархии дополнительно не было взято ни копейки. Вот такая оптимизация по-дзержински.
Людмила Трофимова и сегодня на посту. Она возглавляет комиссию по образованию общественного совета при главе города. И по-прежнему работает «на благо и пользу» Дзержинска, что подтверждает одноименный памятный знак, которым она была награждена. А к юбилею родного города Людмила Анатольевна получила ещё один почетный знак — «За заслуги перед Дзержинском». И, согласитесь, совершенно заслуженно.

Екатерина КОЗЛОВА