Дзержинские ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Четверг
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Ясно
Пятница
Ясно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Суббота
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Небольшая Облачность
Воскресенье
Небольшая Облачность
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Завтра, по прогнозам, Значительно Холоднее, чем сегодня.

Отец Сергий Муратов: Власть видно по делам

  07.10.2010  |    Духовность
alt

В августе этого года дзержинскому священнику отцу Сергию Муратову выпала почетная миссия в течение целого месяца служить в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Там он жил, молился, выполнял миссионерскую работу, главным смыслом которой была помощь в решении духовных проблем православных людей — русских и украинцев, евреев и молдаван, грузин и армян, по разным причинам и в разное время эмигрировавших в Израиль и старающихся на Земле обетованной сохранить свою веру христианскую или, случалось и такое, заново её обрести.
За это время отцу Сергию в составе группы паломников из России выдалось также посетить и Египет. Здесь в самом старом христианском храме на Синай­ской горе Хорив, где пророк Моисей получил от Бога основные заповеди православной веры, священник совершил богослужение.

По возвращении в Дзержинск отца Сергия Муратова ждало назначение духовником в православную гимназию имени Серафима Саровского. Педагогическая стезя в нашем городе уже изрядно проторена батюшкой Сергием: он является членом епархиального совета по образованию, куратором дзержинского благочиния по вопросам взаимодействия с управлением образования Дзержинска, педагогом-консультантом школы № 15, а также духовником православных групп детского сада № 126 и общественной организации православной интеллигенции «Общее дело», которая уже год как осуществляет свою деятельность среди учителей, воспитателей дошкольных учреждений, врачей.
Мы встретились со священником, чтобы поговорить о его новом назначении, привычных обязанностях и, конечно, православии в Дзержинске в целом.

alt— Отец Сергий, чем отличается православная гимназия от обычной школы и какую миссию вы выполняете в этом учебном заведении?
— Во-первых, в православной гимназии есть такие факультативные дисциплины, как церковно-славянский, латинский, греческий языки, основы православной веры, очень развита музыкальная составляющая — разработана программа для обучения клиросному пению. Есть секция шахмат и самбо. Моя задача — смотреть, чтобы в школе не было «перекосов» в преподавании предметов с духовно-нравственным компонентом, и помогать учителям в использовании богатейшего опыта православной педагогики. Ведь педагоги гимназии — обычные светские специалисты. По их просьбе я беседую с ними, консультирую, помогаю усвоить вероучительные и обрядовые особенности Церкви.
Много работать придется и с родителями. Ведь некоторые из них, отдав сына или дочь в православную гимназию и ожидая от них соответствующего поведения, правильного образа жизни и мыслей, сами совершенно отстранены от церковного общения. Придется помогать в православном образовании родителям, стараться объяснить, что они должны знать и на что обращать внимание. Бывает, родители ропщут, что они заняты на работе, устали, но создается впечатление, что просто не хотят ничего менять в своем образе жизни. Но так не бывает, чтобы ребенок в школе получал одни знания и понятия о мироустройстве, а дома видел и слышал совершенно иное и при этом не чувствовал дискомфорта. Рано или поздно в этом случае у него разовьется внутренний конфликт. Именно поэтому все родители учащихся православной гимназии должны, по крайней мере, иметь элементарные сведения об основах православной культуры.

alt— А что можно сказать про обычные школы? Ведь во многих из них сейчас также введены предметы, связанные с православной культурой.
— Во всех без исключения общеобразовательных школах нашего города в последнее время произошел существенный качественный скачок, причем не только из-за наполняемости учебного плана, а именно введения в него предмета «Основы православной культуры». Посещая школы, я заметил, что и в техническом оснащении заметно улучшение. В школах отремонтированы столовые, туалеты, в классных комнатах появилась новая мебель, современная техника. Все это способствует желанию учащихся впитывать знания больше и лучше. И конечно, восприятие таких дисциплин, как «Истоки», «Основы религиоведения» и так далее, также происходит доступнее в чистом и уютном помещении, какими сейчас выглядят большинство классов в дзержинских школах.

— И у самих учителей, наверное, появилась потребность в новых знаниях для грамотного преподавания предметов православия…
— Конечно. Благодаря как раз этой потребности в прошлом году впервые в истории Дзержинска на базе школы № 15 прошел курс лекций, организованных благочинием по согласованию с руководством управления образования на темы, связанные с православным вероучением, для педагогов. Учителя истории, обществознания, литературы, столкнувшись с новыми предметами, поняли, что не владеют достаточным количеством знаний, чтобы преподавать подобные дисциплины на высоком уровне. А так как любой педагог, так же как и врач, в своей работе должен помнить основное правило «не навреди», школьные учителя обратились к нам за помощью, чтобы не навредить незнанием и неправильной трактовкой христианской терминологии своим ученикам, и эту помощь в простой и удобной форме каждый из них сегодня получил.

— Когда предмет «Истоки» только вводился в россий­ских школах, многие родители, в том числе и в Дзержинске, сомневались, нужны ли подобные знания их сыну или дочери. Почему так случилось?
alt— Изменять любую устоявшуюся систему всегда сложно. Когда несколько лет назад я приходил в наши городские школы и предлагал, по благословению благочинного того периода иерея Сергия Жабуры, добровольную помощь в получении азов православного образования, мне, мягко говоря, указывали на дверь, потрясая перед лицом Конституцией Россий­ской Федерации, где написано, что церковь отделена от государства, а значит, и школы, и мне в ней делать нечего. Сейчас те же учителя сами пришли за подобной помощью. Прошло пять лет со времени отказов до сотрудничества, и сомневающиеся в необходимости преподавания такого предмета, как «Истоки», родители с интересом изучают его дома вместе с детьми.
Статистика говорит о том, что с введением в школах православного компонента в нашем городе снизилась криминогенная ситуация с участием несовершеннолетних. Вот вам доказательство необходимости этой работы, с которым уже не поспоришь.

— Значит, церковь просто не может быть отделена от государства?
— Церковь не вмешивается в дело управления государством, равно как и государство не должно вмешиваться в управление церковью, в чем, собственно, и есть разделение. Но что такое Православная церковь? Это народ, граждане России, которые желают и стремятся жить правильно, по заповедям. Что такое государство? Это народ. Нельзя отделить народ от народа. Церковь можно сравнить с сердцем государства, а само государство — с головой. Отделите сердце от головы, и получится труп. И такой «труп» в истории нашей страны, причем совсем недавней, уже был. Сейчас страна пытается себя реанимировать. Поэтому любая власть в любом отдельном городе, области, районе могла бы (так бы мне хотелось) существовать в содействии, сотрудничестве, созвучии с Православной церковью.

— В Дзержинске такое сотрудничество есть?
— Да, слава Богу. С любой просьбой о проведении православных мероприятий, таких, как, например, крестные ходы, мы запросто обращаемся к руководству города и знаем, что нам помогут, все разъяснят и обеспечат сопровождение и безопасность прихожан на таких мероприятиях. Крестные ходы в Дзержинске всегда под защитой милиции, военных, скорой помощи. А при другом отношении, обратись я — не светский человек к властям с заявлением о проведении крестного хода, могло бы быть и так, что сроки для подачи прошения уже прошли и мне бы просто сказали, что проводить мероприятие нельзя, и все. Так во многих населенных пунктах и бывает. А кто пострадает от этого равнодушия? Простые люди, которые хотели пройти крестным ходом, помолиться и попросить у Бога заступничества или совета.

alt— То же самое можно сказать и про открытие православных ярмарок «Нижегородский край — земля Серафима Саровского», которые стали в Дзержинске традицией и полюбились горожанам, а также магазина православной книги на проспекте Ленина?
— Безусловно. Организация всех этих мероприятий напрямую зависела от отношения к ним городских властей. И смотрите, что опять же получается. Некоторые посетители ярмарки спрашивали меня, при чем здесь вера и продажа, например, платков, носков, того же меда. Одно то, что ты купишь все эти вещи у продавца верующего, доброжелательного, а не на рынке, столкнувшись при этом с возможным хамством, матюками или обманом продавцов, дорогого стоит. Есть такое слово «впечатление» — это то, что впечаталось в память человека, оставило след в его душе и сердце. Вещь, приобретенная у недоброжелательного человека, в духовном смысле может повредить тому, кто будет ее носить, потому что каждый раз, надевая ее и глядя на нее, он будет вспоминать о том, при каких обстоятельствах она к нему попала. Продавцы на выставке-ярмарке неподдельно приветливы к людям и обязательно желают каждому: «Спаси вас Бог». Есть разница? А сколько раз я видел, как необразованные в духовном плане люди интересовались православной атрибутикой только лишь потому, что зашли на ярмарку или в магазин православной книги. Пусть зашли из простого любопытства, но и это уже хорошо. Это может стать НАЧАЛОМ духовной жизни.

alt— Отец Сергий, так много копий было сломано, что в Дзержинске существует избыток культовых сооружений и в новых город не нуждается. Что вы думаете на этот счет?
— Как священник храма в честь Воскресения Христова и исполняющий обязанности настоятеля храма в честь иконы Владимир­ской Божией Матери, что на Святом озере в Пушкино, могу сказать, что количество прихожан превышает возможности храмов не только в дни больших праздников, но и порой во время обычных богослужений. Поэтому открытие храма в честь Антония Великого у Северных ворот, строитель­ство храма в честь Серафима Саровского на перекрестке Ленина — Самохвалова, установка поклонных крестов, киотов, строительство часовни, работа храма Всех Святых на городском кладбище меня как священника только радуют. Как гражданин, горожанин, отец и потенциальный дед, я тоже вполне удовлетворен тем, что сейчас происходит в Дзержинске. И усовершенствование систем образования и здравоохранения, и развитие маршрутов пассажирского транспорта и его обновление, и благоустрой­ство площадей и скверов — все осуществляется по решению городских властей. Как говорится, от добра добра не ищут, и при нынешней установившейся стабильности власть на власть менять только время терять. А еще, всегда памятуя слова Иисуса Христа: «По делам их узнаете их», я применяю эти слова к каждому человеку (в том числе и к себе, чтобы не сбиться с пути), чьи дела находятся на виду. Сегодня в Дзержинске многое делается для горожан, и для меня это очевидно. Конечно, хотелось бы сразу все и в одном флаконе, как нам очень часто обещают, но я в Дзержинске живу ровно 55 лет и за это время повидал достаточно, чтобы понять: когда говоришь «халва-халва», во рту сладко не будет.

Елена РОДИОНОВА