Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Облачно
Суббота
Облачно
Значительная облачность. Понижение -10C.
Небольшая Облачность
Завтра
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение 0C. Ветер ВЮВ от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Понедельник
Облачно
Значительная облачность. Повышение -3C. Ветер СЗ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Вторник
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 15 до 25 км/ч.
Пасмурно
Среда
Пасмурно
Облачно. Повышение -5C. Ветер ЗСЗ от 10 до 15 км/ч.
Облачно
Четверг
Облачно
Значительная облачность. Повышение -11C. Ветер ССЗ от 10 до 15 км/ч.

Постимся постом приятным

  07.03.2014  |    Духовность
3 марта начался Великий пост. По этому поводу мы задали несколько вопросов благочинному Воскресенского округа, настоятелю храма в честь Воскресения Христова отцу Иоанну МИНИНУ.
— Отец Иоанн, Великий пост - это ведь событие в жизни христианина?
— Да, вы правы. Время поста — это особое время для православного человека. Но порой, в силу отсутствия религиозного опыта и церковной практики, люди принимают за пост то, что постом, по сути, не является. Очень часто можно услышать: «Что-то я располнел (располнела), а не попоститься ли мне» или: «Я и так ничего не ем, зарплата маленькая, какое там мясо — на хлеб не хватает».

— Но ведь понятие поста — это совсем другое?
— Совершенно верно. Прообраз его мы найдём уже на первых страницах Священного писания: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16−17). То есть человеку было предписано воздерживаться от того, чтобы вкушать с недозволенного дерева. Всё можно — всё съедобное в раю твоё, говорит Адаму Творец. Но ведь нужно как-то поучаться в воздержании, в смирении и терпении, вот и дана заповедь и предмет, который на данный момент употреблять нельзя. Воздержание — вот одна из составляющих поста.
Как мы знаем, эта заповедь первыми людьми была нарушена, они не послушались Бога и тем самым согрешили. Грех вошел в их природу. Нарушилась благодатная связь, которая давала возможность человеку непосредственного общения с Творцом. И впоследствии пост стал средством, чтобы осуществить покаяние перед Богом за совершенные прегрешения, о чём мы также можем узнать из Священного писания, например, в книге пророка Ионы: «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион. 3:1−5).
— Отец Иоанн, а мы знаем, что постился и Спаситель, Господь наш Иисус Христос, но Ему-то зачем нужно было поститься, Он же безгрешен?
— Да дело в том, что, будучи Богом, он «вочеловечился», и как человек, имел ограниченные силы. Он уставал, изнемогал, нуждался во сне, как мы видим это, например, из евангельского эпизода: «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии» (Мк.4: 37). Так вот пост — это ещё и средство к духовному возрастанию и, приготавливаясь к Своему служению, Господь Сам постился сорок дней и ночей в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1−2).
— Батюшка, это так, кажется, сложно и недосягаемо современному человеку, может, есть какие-то советы опытных людей, как пройти по этому поприщу?
— А давайте послушаем, что нам говорят о воздержании опытные подвижники: «Естественно чувствовать человеку голод, однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Естествен человеку сон, но не до сытости и изнеможения тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные стремления тела. Избыток сна делает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности, бдение, напротив, утончает и очищает их. Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но более удобное служение душевным потребностям». (Из Отечника, составленного святителем Игнатием). А Святитель Василий Великий говорил, что «воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, принимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью».
altВ Православной церкви постом называется время сугубого покаяния человека, но покаяния, как духовного преображения. Плач и сокрушение о грехе — это составная часть процесса, а не конечная цель. Пост — это радостное время для православного человека, ведь если он осуществляется правильно, то это приводит к тому, о чём говорили, пережив это, праведники: «Пост охраняет младенцев, делает целомудренным юного, почтенным старца. Ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост — это самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества. Примите пост, здоровые, — это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные, — это матерь здоровья. Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны. Бог повелевает, чтобы грешные люди постились, если хотят получить милость Его» (Василий Великий).
Конечно, это еще и великий труд. Вот как Священное писание свидетельствует о посте царя и пророка Давида его же словами: «одевался во вретище, изнурял постом душу мою» (Пс.34,13) или в другом псалме: «Колени мои изнемогли от поста» (Пс.108:24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему. Ещё раз вспомним слова св. Василия Великого: «Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживает язык от праздно­словия, сквернословия, пусто­словия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия».
А преподобный Ефрем Сирин, чью молитву мы произносим «во дни печальные Великого поста» [Пушкин], утверждает: «Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя». Всё это основано на словах Господа нашего Иисуса Христа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:24). Безусловно, с постом всегда должна быть соединена молитва: «ничего не будет невозможного для вас; сей же род [бесы] изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Святитель Иоанн Златоуст предупреждает нас о том, что пост — это лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз полезное, может быть бесполезным для тех, кто не знает, как им пользоваться".
alt— Отец Иоанн, исходя из того, что мы с вами сегодня узнали, следует то, что вегетарианство, диета, отсутствие денег, чтобы купить те или иные продукты, и т. п. постом не являются? Но как быть тем, кто поставлен в условия, когда пост соблюдать кажется невозможным? Беременная женщина или кормящая мать, малолетние дети и немощные старики, труженики, применяющие много физических сил для работы, больные, путешествующие — вот далеко не полный перечень состояний человека, когда действительно «говеть» не удаётся.
— Что касается немощей наших, то Церковь регламентирует послабление в посте больным, беременным, кормящим матерям, расходующим много физических сил людям, малолетним и престарелым. Но лучше всего, чтобы это было по благословению и именно в ту меру, чтобы не нарушался принцип поста. Диабетику необходима белковая пища. Мясо — это как составная его «лекарственного» питания, и если оно ему необходимо, он его вкушает не как «увеселяющее гортань», а как необходимость. Повышенная кислотность предполагает, прежде чем поесть, принять в утробу кусочек сыра (продукт молочного происхождения), и человек вкушает сыр (конечно, по благословению) не как лакомство, а как «таблетку». Я могу приводить множество примеров, когда приятие скоромной пищи во время поста обусловлено состоянием человека, но это не главное. Важно понять, что Церковь не даёт разрешения на нарушение поста, а, понимая немощь человека, благословляет ему вкушать скоромное, но с осознанием своей немощи, в силу которой приходится всё-таки нарушать пост.
Я не буду давать какие-либо советы заочно, так как это опасно и может повредить. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не станем просто судить о делах, но будем тщательно вникать во время, причину, намерение, в различие лиц и во все другие обстоятельства — иначе нельзя дойти и до истины». Самое лучшее, если те православные, у которых возникают по этому поводу проблемы, решали всё со священником своего прихода. Если такой возможности нет, то исходя из того, что мы сегодня узнали, будем поступать согласно своей совести. Самое строгое время Великого поста — это первая и последняя недели (седмицы). В монастырях в эти дни некоторые даже совсем воздерживаются от еды, но, конечно, это касается лишь здоровых людей, духовно готовых к столь строгому посту. Для новоначальных христиан, а также для людей со слабым здоровьем меру поста необходимо согласовывать, как уже говорилось, с духовником.
Вопросы задавала
Людмила ТРОШАНИНА