Дзержинские Ведомости
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА
Небольшая Облачность
Сегодня
Небольшая Облачность
Переменная облачность. Повышение -10C. Ветер ССЗ и переменный.
Облачно
Завтра
Облачно
Значительная облачность. Повышение -10C. Ветер ВЮВ от 10 до 15 км/ч.
Ясно
Воскресенье
Ясно
Малооблачно. Повышение 2C. Ветер ЮВ от 10 до 15 км/ч.
Пасмурно
Понедельник
Пасмурно
Облачно. Повышение -16C. Ветер СЗ от 15 до 30 км/ч.
Облачно
Вторник
Облачно
Значительная облачность. Повышение -15C. Ветер СВ и переменный.
Облачно
Среда
Облачно
Значительная облачность. Повышение -13C. Ветер ССЗ и переменный.

На берегах далекого Байкала. Солнечная Бурятия

  24.08.2017  |    Молодёжь

За особые успехи в деле патриотического воспитания Министерство образования России наградило три скаутские дружины Российской Федерации путевками на Байкал. Наравне с москвичами и петербуржцами награду получили юные разведчики Дзержинска. На этой неделе ребята вернулись из двухнедельного путешествия и рассказали о красотах Восточной Сибири.

Гостеприимный Улан-Удэ
Самое известное и самое красивое в мире озеро Байкал находится в центре Азии на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Именно поэтому знакомство с Забайкальем для ребят началось с посещения солнечного Улан-Удэ — столицы Бурятии.
Небольшой город — всего 430 тысяч населения — отличается особенным колоритом и невероятным гостеприимством. И хотя климат Бурятии считается довольно прохладным, в Улан-Удэ очень много солнца. Оттого пестрота местных улиц не вызывает отторжения, скорее, легкое удивление от смешения эпох, стилей и резкого контраста делового центра с захолустными дворами окраин.
Здесь еще сохранились обветшавшие деревянные дома, напоминающие о дореволюционном Верхнеудинске (так Улан-Удэ назывался до 1934 года). Некоторые из них отреставрированы и превращены в музеи, в каких-то еще продолжают ютиться местные жители. В центре города монументальные постройки советской эпохи: высокий азиатско-орнаментальный театр оперы и балета, помпезная центральная площадь Советов с обязательным и весьма типичным Домом Советов и огромной головой Ленина. Этот памятник, установленный в 1971 году, является самой большой в мире скульптурой вождя мирового пролетариата. Ее вес превышает 40 тонн.
Громадная голова Ленина стала своеобразной визитной карточкой Улан-Удэ и неплохо вписалась в местный фольклор, который здесь очень любят.
Город гармонично украшен колоритной городской скульптурой, напоминающей о традициях бурятского народа, местных сказках и истории. Например, мост через реку Селенгу украшают скульптуры тигров и легких косуль. На бульварах и в скверах можно встретить фигуры былинных батыров, символические образы — «Юность Бурятии», «Мать Бурятии», «Студент» или памятники реальным историческим персонажам. На въезде в город туристов встречает 8-метровая фигура бурятской девушки, которая гостеприимно предлагает гостям отведать традиционного чая с молоком.
Между прочим, согласно статистическим данным, 2/3 населения Бурятии составляют русские. Исконные буряты — всего 30 процентов. Это никак не мешает двум народам крепко дружить и заботливо сохранять доставшиеся от предков традиции. Это чувствуется во всем: в речи, национальной кухне, обычаях, философском восприятии жизни, религии.
В городе действуют православные храмы. Самый величественный из них — Кафедральный Одигитриевский собор 1785 года постройки стал первым каменным строением Улан-Удэ. Он до сих пор привлекает множество туристов и прихожан, среди которых встречаются и русские, и украинцы, и буряты.
Но тут же неподалеку открыт буддийский дацан, который так же привлекает внимание туристов и верующих. Удивительно было увидеть в православных монастырях батюшек-бурятов и слышать от представителей славянских народов глубочайшие размышления о проникновенности буддийского учения. Видимо, все в этом городе переплелось настолько, что взаимное проникновение двух учений воспринимается многими местными жителями как само собой разумеющееся положение дел.

Центр российского буддизма
И все же Бурятия славится как центр российского буддизма. Именно здесь в 36 км от Улан-Удэ в селе Верхняя Иволга располагается знаменитый на весь мир Иволгинский дацан. В российской традиции дацанами называют буддийский монастырь-университет. Это значит, что помимо совершения культовых обрядов монахи и послушники могут получить высшее духовное образование. В Иволгинском дацане преподавание ведется на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. Не будем забывать о том, что в буддийском восприятии мира медицина очень тесно связана с философией и правильным восприятием жизни. Болезни тут принято лечить избавлением от вредных привычек, выправлением характера, добрыми мыслями, позитивным настроем.
Для дзержинских ребят столь плотное знакомство с другой культурой было очень интересным. Оказывается, и в буддизме есть очень много добрых посылов, перекликающихся с христианским учением. Экскурсоводы, проводя ребят мимо храмов-дуганов, напоминали: не храни зла в сердце, будь чист в мыслях, словах и делах, почитай старших, будь трудолюбив и скромен в желаниях. Доброе отношение к жизни откликается доброжелательностью окружающих. Помни: все, что ни делается, все к лучшему.
Позитивный настрой к жизни ярко выражен в архитектуре буддийских монастырей. Они необычно ярки, жизнерадостны. Украшены причудливыми мифическими животными, цветами, затейливыми орнаментами. Внутри храмов — огромные золотые будды, скульптурные изображения буддийских божеств, яркие флаги, причудливая ритуальная утварь.
А вот домики, в которых живут монахи и студенты, совсем простенькие. Попадая в этот квартал, чувствуешь себя жителем самой обычной, но крошечной и аккуратной деревушки. Лишь студенты, одетые в необычно яркие одежды, напоминают о том, что ты находишься в одном из самых необычных мест России.

Верны традициям
Вообще в Бурятии очень бережно относятся к истории и традициям. Местные очень чтут образование, культуру, воспитанность и крепкую память о предках. Дзержинские ребята могли убедиться в этом неоднократно.
В крошечном музее, посвященном Агвану Доржиеву, разведчики были сражены невероятным оптимизмом и любовью к родной истории экскурсовода. Ведущая с увлечением рассказывала о жизни и судьбе крупного буддийского ученого, общественного, политического и религиозного деятеля бурятского народа — Агвана Доржиева. Оказывается, это с его подачи был построен буддийский дацан в Санкт-Петербурге. Именно он был учителем Далай-ламы XIV. Его последователи также добились высоких духовных званий. Всего из Ацагатского дацана, в котором располагается музей, вышло 7 буддийских лам. Их восковые скульптуры размещены в стенах музея. В экспозиции множество фотографий, документов, копии страниц тибетского атласа медицины, книги-мантры и многое другое.
Но каково же было удивление ребят, когда они узнали, что буддизм не является традиционной религией бурятов. Тибетские ламы пришли в Бурятию лишь в XVI веке, когда в окрестностях уже вовсю строили православные храмы. В это время значительное большинство бурятов исповедовали шаманизм.
Об этой стороне истории бурятского народа ребятам рассказали в этнографической деревне «Степной кочевник». Встречали делегацию скаутов как самых дорогих гостей: с барабанным боем, исполнением заздравных песен, низкими поклонами и подношением чаши с молоком — священного для бурятов напитка. Перед глазами путешественников раскинулась небольшая бурятская деревушка: около десятка низеньких и очень уютных на первый взгляд юрт, небольшие загончики для домашней птицы, скромные грядки с зеленью, открытая площадка для национальных игр и забав.
«Бурятская юрта, — рассказывает экскурсовод, — собирается и разбирается за несколько часов. Погруженная на телегу, она перевозится на новое место, где снова собирается и служит приютом для семьи». Как и в традиционных избах, в юртах тоже есть зоны, отведенные для молитв, красный угол — для почетных гостей, мужская и женская половина. В центре круглого жилища — священный очаг. На стенах развешаны одежда, охотничье снаряжение, женское рукоделие. Нотку уюта в кочевой дом привносят ярко разук­рашенные сундуки, низенькие табуреточки, лавки. Все в жизненном укладе бурятов имело свой смысл. Например, юрту всегда ориентировали по солнцу. Благодаря этому падающий через дымовое отверстие солнечный луч подсказывал хозяйке, сколько времени. Купол юрты символизировал небо. Нередко на нем рисовали звезды, о которых сложено множество красивых сказок и по которым буряты-кочевники ориентировались в бездонных просторах степей.
Сохранились в Бурятии традиции стрельбы из лука, наездничества, особая национальная кухня и увлекательные игры, в которые по сей день с удовольствием играют как туристы, так и местные жители. В некоторые из них теперь умеют играть и дзержинские скауты.

Евгения МАКАРОВА

(Продолжение следует)