Фото мастера


13.02.20 07:36

До конца февраля в Доме книги открыта выставка художественной фотографии Николая Осоки «От начала…». На выставке представлены 140 работ в

Культура

До конца февраля в Доме книги открыта выставка художественной фотографии Николая Осоки «От начала…». На выставке представлены 140 работ в жанре портрета, пейзажа, жанровые зарисовки фотохудожника за долгие годы.

Без претенциозности

На выставке в Дзержинске представлены в основном работы, которые экспонировались на персональной выставке мастера в Нижнем Новгороде, приуроченной к 70-летию Николая Осоки. Отобрать фото на выставку – процесс для автора непростой. Потому что глаз на свои работы «замыливается», какие-то из них просто перестают нравиться, а какие-то раскрываются по-новому. Работы на выставке должны дополнять друг друга, подчеркивать отличия, отличаться по настроению, мироощущению. В итоге фотографии на выставку Осоки отбирали и друзья, и знакомые, и профессиональные искусствоведы. К выставке, прошедшей в Нижнем Новгороде, добавлено еще 40 работ.

Большинство фотографий не имеют названия. Это принципиальная позиция автора. «У зрителя свои ассоциативные связи, — мне хочется, чтобы он сам проникся атмосферой работы и поучаствовал в творчестве, «изобретая» историю и название», — говорит Николай Михайлович. На выставке преобладают пейзажи и портреты. И это не случайно.

— Мне интересно наблюдать людей,- говорит автор. — Человек – это загадка, которую никогда не расшифруешь. Мне важно попытаться уловить хоть малую толику этой загадки и донести ее и до портретируемого, и до зрителя. Глаза – зеркало души, поэтому все портретируемые смотрят на зрителя с моих работ прямым взором.

В экспозиции представлены как цветные, так и черно-белые фотографии. Считается, что в черно-белых снимках больше драматургии, чем в цветных. Сегодня, когда каждый может пойти и нащелкать цветных фото на телефон, черно-белые композиции Осоки смотрятся особенно ярко и необычно.

Николай Михайлович считает, что принципиальной разницы между сегодняшним временем, когда каждый «сам себе режиссер», и ситуацией 30-40-летней давности не существует: «В 70-е годы шла дискуссия на тему, является ли фотография искусством или нет, — рассуждает фотохудожник. — Сейчас это безусловная истина: конечно, фотография это — искусство. Как бы не изощрялись фотографы и какая бы совершенная техника ни появлялась, суть фотографии остается прежней: запечатлевать окружающий нас мир глазами своей собственной души».

— Что-то есть в фотоработах Осоки неуловимо значительное, — уверена искусствовед Ирина Маршева. — Выбор мотива, техники, цветности и, самое главное, композиции кадра свидетельствуют об особенностях его собственного взгляда на мир. В нем напрочь отсутствует претенциозность, заявка на оригинальность и прочие амбициозные штучки. Но глаз его устроен так, что многие работы приобретают драматургическую законченность, живой импульс действия в неподвижном фотокадре.

Юбилейный фотоальбом

Жизнь фотохудожника неразрывно связана с нашим городом. В 1980 году Дзержинску исполнялось 50 лет. Николай Осока в то время заканчивал учебу на режиссерском факультете в Московском государственном институте культуры. Николай Михайлович предложил руководству Дзержинска издать к юбилею фотоальбом с видами города. Это был новый проект для города. Партийное и хозяйственное руководство города химиков «загорелось» идеей Осоки. Но выпустить фотоальбом 40 лет назад было гораздо труднее, чем сегодня. Во-первых, такой проект можно было реализовать только в московских издательствах. Во-вторых, типографии требовали слайды, выполненные на пленке фирмы «Кодак», которой в продаже, естественно, не было. Осока достал нужную фотопленку через своих знакомых и друзей, к процессу был подключен даже министр внешней торговли СССР Николай Патоличев, ставший дважды Героем Социалистического Труда. Благодаря общим усилия идея была воплощена в жизнь. Осенью 1979 года виды города для фотоальбома были отсняты, а сам альбом напечатан в Финляндии.

Я прекрасно помню свое детское впечатление от этого альбома. Вроде бы хорошо знакомые виды Дзержинска, но снято так здорово, словно где-нибудь за границей.

Первопроходец

Осока постоянно живет в Дзержинске с конца 60-х годов. По его словам, «много чего натворил в этом городе». Например, директорствовал в городском драмтеатре, организовывал первый в Нижегородской области компьютерный класс, детскую киностудию и создавал на развалинах прачечной в поселке Свердлова дом юного техника. В 1988 году Николай Осока провел в Дзержинске первый Всесоюзный детский фотофестиваль «Юность России», всесоюзную выставку детской фотографии. Участвовал в 1990 году в создании Союза фотохудожников России.

В 90-е годы Осока организовал группу дизайнеров, которая занималась дизайном, разработкой фирменных стилей, и товарных знаков. Имеет патенты на изобретения.

…Николай Михайлович давно на пенсии. Тем не менее продолжает заниматься любимым увлечением – фотографией.

— Жаль, что мало снимков города в моей коллекции,- сетует Николай Михайлович. – А сейчас очень сложно снимать Дзержинск. Во дворах много личного автотранспорта. В воздухе – бесчисленные провода, столбы и навязчивая реклама. Нужно либо ретушировать на фото все ненужное, либо находить особые точки съемки, для которых нужна специальная техника. Да и заказчиков нет на такую работу. Зато остается природа, люди и любимая фотография.

23 февраля Николаю Осоке исполняется 73 года. Сердечно поздравляем одного из самых известных в регионе и стране жителей Дзержинска и желаем Мастеру долгих лет жизни.

Сергей АНИСИМОВ

Справка:

Николай Осока – почетный член Союза фотохудожников и Союза дизайнеров России. Живет и работает в Дзержинске с 1968 года. Преподавал в школе, работал в НИИ и фоторепортером в газете «Дзержинец». В Дзержинском филиале политехнического института создал студенческий клуб, студенческий театр миниатюр. Работал в литературно-драматической редакции Горьковского телевидения, руководил Дзержинским драматическим театром. Николай Осока – один из организаторов и куратор всероссийского фестиваля фотографического искусства «Черноречье» (2016, 2017).

Оставить комментарий