Муниципальное унитарное предприятие «Прометей» в апреле станет лицензированной домоуправляющей компанией (УК) и сможет полноценно управлять многоквартирными домами в Дзержинске. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» обратился к директору «Прометея» Константину Фокину за подробностями.
Обслуживают тех, от кого другие отказались
— Константин Юрьевич, почему ваше муниципальное предприятие расширяет свои полномочия?
— Главой города Иваном Николаевичем Носковым поставлена задача получения МУП «Прометей» лицензии на управление многоквартирными домами (МКД). Чем это вызвано? Многие жители города недовольны работой своих управляющих компаний и хотели бы их сменить. А куда реально можно уйти, если в городе работают частные УК, деятельность которых мало отличает их друг от друга? У жителей должно быть право выбора – либо дом остается у частника, либо переходит на облуживание в городу.
— Насколько я знаю, «Прометей» уже обслуживает 33 дома, от которых отказались управляющие компании…
— Мы обслуживаем эти дома, когда у них случаются аварийные ситуации, связанные с инженерными коммуникациями (вода, отопление, электрика). Делаем небольшие кровельные работы. После взрыва на «Кристалле» заделали фасады на трех домах по улице Свердлова, заменили выбитые стекла и рамы. А с 1 декабря 2019 года прилегающую территорию больших МКД (их у нас восемь) убирают по графику дворники. Кроме того, мы вывезли и вывозим много крупногабаритного мусора, который несознательные граждане выбрасывают прямо у дома.
— А почему эту работу не выполняют частные управляющие компании?
— Из 33 домов, обслуживаемых МУП « Прометей», часть домов – бывшие ведомственные общежития. В них, как правило, живут малообеспеченные люди. В том числе и асоциальные личности (чаще всего сильно пьющие и нигде не работающие). Собираемость денег на коммунальные услуги с этих домов примерно 30-50 процентов. Это не очень много, но достаточно, чтобы поддерживать инженерные коммуникации в рабочем состоянии.
Самый проблемный из обслуживаемых нами домов — это, наверное, дом №7 по улице Грибоедова, бывшее общежитие. Мы заказали экспертное исследование, которое установило 70-процентный износ кровли и фасада с отмостками. В ходе недавнего специального совещания в администрации города инициирован перенос сроков капитального ремонта этого МКД на 2021 год.
В «Прометее» подобраны опытные кадры
— Когда конкретно произойдет переход муниципального предприятия «Прометей» в управляющую компанию, и что это будет означать для города?
— Ориентировочно до 10 апреля будет получена лицензия на право управления домами. После чего МУП «Прометей» вносится в реестр и автоматически превращается в управляющую компанию. С этого момента мы получаем право брать любой дом на обслуживание.
— Готовы к этому событию?
— Конечно. В «Прометее» подобраны очень опытные профессиональные кадры, перешедшие к нам из разных ДУКов города, имеется необходимое оборудование. Сейчас у нас шесть аварийных машин, буквально на днях мы завершили капитальный ремонт фронтального погрузчика, подаренного нам другим муниципальным предприятием.
— Скептики могут возразить: а зачем менять шило на мыло? Чем новоявленная управляющая компания «Прометей» будет принципиально отличаться от частных ДУКов?
— Мы – предприятие с прозрачной экономикой, которое контролируется городской администрацией. Все собираемые с жильцов деньги за коммунальные услуги вкладываем в обслуживание и развитие этих домов. Мы ведь понимаем, что главная задача любой коммерческой фирмы – получение максимальной прибыли. И если мы посмотрим публикации на эту тему в СМИ различных российских регионов, то увидим, что учредители частных УК получают значительную часть от сбора платежей населения — в зависимости от аппетитов и уровня жадности конкретных лиц.
В муниципальных структурах такого не может быть по определению. Наш учредитель – город. Поэтому все собранные с собственников деньги остаются, что называется, «на дому»: на зарплату и производственные расходы. Опять же, размер фонда оплаты труда утверждается администрацией, и самолично нельзя его изменить. Повторю, создание УК, подконтрольного администрации города, не самоцель. Просто у жителей должно быть право выбора.
— Можем сказать, что администрация города делает решительный шаг в наведении порядка в сфере ЖКХ?
— Безусловно. С начала 2000-х годов в администрации города наметилась тенденция к распродаже муниципального имущества. В развитие муниципальных предприятий предыдущие градоначальники не вкладывали ресурсы. Так же и с «Прометеем». Например, пять лет назад волюнтаристским решением были необоснованно снижены в два раза тарифы на обслуживание социальной сферы для МУП. В результате стала стремительно расти кредиторская задолженность предприятия. Когда я пришел сюда в мае прошлого года, у предприятия были долги в размере 3,5 миллиона рублей. Долг по зарплате составлял 8 (!) месяцев. Дело доходило до отключения отопления и электричества.
И лишь с приходом в мэрию Ивана Николаевича Носкова к дзержинским МУПам власть повернулась лицом. В частности, «Прометею» был возвращен тариф на обслуживание детских садов 2011 года, санированы долги в размере 2,3 млн рублей. Была большая помощь от КУМИ, департаментов финансов и ЖКХ в организационных моментах.
Репутация зарабатывается конкретными делами
— Что изменилось с вашим приходом в «Прометей»?
— Прежде всего мы создали боеспособный рабочий коллектив, избавились от балласта. Это позволило оптимизировать время реагирования на заявки. Говорят, что раньше наша «аварийка» приезжала через несколько дней после поступившего звонка. Теперь максимальное время прибытия на аварийную заявку составляет 30 минут. На текущую – в течение рабочего дня или, по согласованию с обслуживаемым учреждением, на следующий день (если это не связано с аварией, подчеркну).
В июне у нас было всего две аварийных машины и два звена, поэтому часто им приходилось ездить из одного конца города в другой. Это занимало много времени. К началу осени у нас на ходу стало четыре аварийных машины, и с сентября мы разделили Дзержинск на три района, а с января (когда у нас увеличились объемы и мы отремонтировали еще две машины) – на четыре, каждый из которых обслуживает конкретная бригада. Поэтому сейчас на аварийную заявку наши люди добираются за 10-15 минут.
До моего прихода в «Прометей» у предприятия была ужасная репутация. На меня смотрели как на сумасшедшего, когда я согласился его возглавить. А я собрал коллектив и сказал: «Наша с вами задача — поднять предприятие до такого уровня, чтобы, когда каждый из нас говорил своим друзьям и знакомым, что он работает в «Прометее», люди уважительно воспринимали этот факт». Тогда сотрудники недоверчиво ухмыльнулись, а сейчас к нам просятся на работу из других компаний. Ну, и за восемь месяцев у меня лично и у мастеров более 20 благодарностей от руководителей детских садов и школ — это тоже показатель результатов нашей работы. Так что, думаю, «Прометей» идет по верному пути.
Сергей АНИСИМОВ
Справка
Константин Фокин родился 18 февраля 1970 года в Дзержинске. В 1993 году окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. В 2004 году получил второе высшее образование, окончил Волго-Вятскую академию государственной службы по направлению «Государственное и муниципальное управление». С 2007 года работал на руководящих должностях в строительных организациях, а с 2009 года в организациях сферы ЖКХ, в том числе руководил городской аварийной службой