Окская набережная


11.06.20 12:15

На месте Окской набережной когда-то было много деревянных домов

Город Прогулки по городу

Чуть подальше, в зарослях, несли свои воды речки с выразительными названиями Ржавка и Канатка (возможно, так называлась одна и та же река), и многие горожане ходили сюда купаться. А ближе к Круглому озеру была еще речка, имевшая не очень благозвучное название – Бездонка. Сейчас от них остались водоемы или небольшие озера. Но сохранился затон. К нему и выходит Окская набережная.

Следует отметить, что набережная в ее нынешнем оформлении появилась сравнительно недавно, а ранее долгие годы здесь был просто заросший берег.

Дом Попова

На доме №5 по Окской набережной можно увидеть мемориальную доску в память о том, что на этом месте находился дом, в котором в 1889-1898 годах периодически проживал изобретатель Александр Степанович Попов. У меня эта доска вызывает невеселые чувства. На мой взгляд, деревянный особнячок, располагавшийся в селе Черное и целое десятилетие служивший дачей семейству Поповых, можно и нужно было сохранить! Памятники Александру Попову украшают многие города, в том числе Нижний Новгород. Для Дзержинска создание музея имени Александра Попова имело бы огромное значение. Но сиюминутные соображения взяли верх.

Мне могут возразить, что сейчас об этом не стоит вспоминать, а я уверен: напомнить необходимо. Подобные страницы из прошлого должны научить нас бережнее относиться к истории города, а главное — к людям, которые много сделали для нашего края. Александр Попов оказался в этом месте не случайно. В конце XIX века район села Черного называли «Нижегородской Ялтой». Окские берега, дубовые рощи и живописные просторы привлекали в эти места знаменитых людей.

К тому же сюда ходил поезд, что было очень удобно. Здесь часто бывал Владимир Галактионович Короленко — выдающийся писатель и общественный деятель. И Александр Попов любил отдыхать на берегу Оки, ловить рыбу, которая в те времена здесь водилась в изобилии.

Прагматизм и эстетика

Окская набережная появилась в Дзержинске в 70-е годы прошлого века и строилась очень долго. Видимо, у города химиков находились более важные дела.

В разные годы жизни мне доводилось общаться с людьми, которых когда-то называли научно-технической интеллигенцией. Среди них было много достойных. Но еще в юности я впервые услышал слова «технократ» и «прагматик». Разумеется, не собираюсь обсуждать эти понятия, но уже тогда я уловил, что стремление быстро получить практическую пользу не всегда сулитуспех, а порой приводит к печальным последствиям. И потом, давно подмечено, что за внешней и бодрой деловитостью часто прячется низкий уровень культуры. Многие склонны обесценивать то, что им не близко.

Но вернусь к набережной. Почему она так долго строилась? Наверное, как раз поэтому. Городу нужно выполнять пятилетний план, а какая польза от того, что дзержинцы будут гулять по набережной? Разумеется, прагматикам не объяснишь, что красота городского ландшафта влияет на психологию и настроение людей и, в конце концов, создает стимул для работы и творчества.

Меня радует, что за последнее время на Окской набережной появились цветущие клумбы, аккуратные лужайки со скульптурами сказочных персонажей, светильники с круглыми плафонами и удобные деревянные скамейки. Приятно, что все это сделано с фантазией. А моей внучке Арине очень понравилась детская площадка в виде корабля. С учетом того, что прибрежный микрорайон за последние годы активно застраивается, эта зона отдыха оказалась особенно востребована, и гуляющих здесь родителей с детьми становится все больше и больше.

Каток под крышей

Несколько лет назад, в октябре 2009 года, на Окской набережной начал свою работу физкультурно-оздоровительный комплекс «Ока», в котором есть кинотеатр, игровой зал, бассейн и ледовый каток.

Полвека назад открытые катки были во многих дворах Дзержинска, но каток под крышей я впервые увидел лет в 17. Это был Дворец спорта, и в нем проходил не хоккейный поединок, а выступление Муслима Магомаева…

В юности я немного катался на коньках, а потом, как говорится, жизнь закрутилась, и долгие годы вставать на коньки мне не приходилось. Но время от времени к нам из Нижнего Новгорода приезжает внучка, и ее нужно как-то развлекать. Однажды мы отправились в ФОК «Ока» на массовое катание, и я решил снова встать на коньки. Честно говоря, боялся, что у меня ничего не выйдет, но все получилось неплохо.

Оказывается память — это не только интеллектуальное понятие. Сейчас с нетерпением жду окончания пандемии, когда жизнь, пусть и с некоторыми нюансами, вернется в прежнюю колею.

Старая пристань и речной вокзал

Особенно живописно Окская набережная выглядит со стороны реки. Люди, проплывающие на теплоходе мимо нашего города, видят современные многоквартирные дома, с раскрашенными в разные цвета фасадами.

Когда-то по Оке ходило много пароходов и теплоходов. Я помню деревянную, по-своему интересную пристань. К ней подходили довольно большие суда. На них можно было доплыть до Москвы. Это занимало определенное время. На пароходах были каюты, где можно было поспать, а вечером выйти на палубу и полюбоваться открывающимся видом.

Неподалеку от пристани находился причал поменьше. К нему подходили небольшие теплоходики, на которых мы часто плавали на другой берег Оки — в Дуденево. Об этих поездках у меня сохранились очень яркие воспоминания. Кстати, с дуденевских гор открывается изумительный вид на Дзержинск.

Еще были теплоходики, которые плавали до Дудина монастыря.

Пишу эти строки и вспоминаю удивительные для сегодняшнего дня подробности. В те времена (речь о 60-х и 70-х годах прошлого века) у многих жителей Дзержинска были свои лодки. У кого-то обычные с веслами, а у кого-то — с мотором. Тогда это свидетельствовало об определенном уровне зажиточности. Состоятельный человек мог купить автомобиль, правда, перед этим нужно было несколько лет постоять в очереди, а товарищ с более скромными доходами мог приобрести лодку, благо купить ее было намного легче.

На другом берегу Оки, в районе Дудина монастыря, у многих были своеобразные шалаши. Люди с удовольствием жили там целое лето. Не мной первым будет замечено, что в нашей стране всегда хватало парадоксов. В определенные годы власть пыталась контролировать моду и длину волос, но если ты построил себе шалаш и никому не мешаешь, то почему бы и нет?

С детства люблю Оку. Кажется, Михаил Пришвин назвал ее «самой русской рекой». Лет в 16 я путешествовал по Подмосковью и побывал в Тарусе. Удивился, увидев там другие берега «нашей» Оки.

Течение реки часто сравнивают с течением времени. С Окой связаны многие страницы русской истории. Об этой реке написаны стихи Николая Заболоцкого. В Тарусе долгие годы жил Константин Паустовский. Там он написал «Золотую розу» — яркое и новаторское произведение. Для нашего молодого города, который в нынешнем году отметил свое 90-летие, очень важна связь с историей и культурой.

Последний раз я плавал по реке из Нижнего Новгорода в Дзержинск где-то в начале 90-х. Тогда же или чуть раньше, если мне память не изменяет, в нашем городе появился речной вокзал. Это современное и выразительное здание. Но жизнь полна парадоксов. Когда была деревянная пристань, по Оке ходило много судов, в том числе и знаменитые «Метеоры», созданные великим конструктором Ростиславом Алексеевым. И вот построили новый речной вокзал, а теплоходов, грузовых барж и «Метеоров» на Оке не стало. Правда, появились красивые частные катера, но это уже другая история.

Впрочем, то, что по Оке перестали ходить тяжелые баржи, может быть, и к лучшему, а вот маленьких теплоходиков мне жаль. Но я надеюсь, что со временем все образуется.

На днях еще раз прошел по Окской набережной. Обрамленная красивым парапетом верхняя часть с ее мощеными дорожками, пригодными как для пеших прогулок, так и для катания на велосипеде, выглядит достойно, а та, что ближе к воде, нуждается в дополнительном благоустройстве. Но главное, что в городе есть набережная — это замечательное место для неторопливых прогулок.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Фото Алексея Калкуна

Оставить комментарий