Здесь можно увидеть сооружения разных лет. Я уверен, что своеобразие любого города заключается в сочетании различных архитектурных стилей. Проще говоря, одни дома строились в 30-е годы, другие в 60-е, а какие-то в конце 80-х. Все эти здания дополняют друг друга, создавая своеобразие городской среды.
Пожарная часть
В самом начале улицы на месте девятиэтажного многоподъездного дома №5, в котором расположен магазин «Природа», когда-то стояли деревянные дома с палисадниками.
На другой стороне находится пожарная часть с четырехэтажным современным зданием. А я вспоминаю далекое время, когда пожарная часть базировалась рядом с тем местом, где решено было строить Дворец культуры химиков. Однажды, гуляя во дворе, я вдруг услышал от ребят постарше, что скоро будут убирать старое пожарное депо. Событие вызвало у них огромный интерес, и они большой компанией собирались идти смотреть. Судя по всему, это было в начале 60-х годов, я тогда был в очень юном возрасте, но здание пожарной части сохранилось в моей памяти.
Центральный рынок
Пожалуй, самым главным объектом на улице Октябрьской был и остается центральный городской рынок. Возможно, покажется странным, но рынок в 60-е и 70-е годы играл куда более важную роль в жизни города, чем сейчас.
Это было очень колоритное место. За многочисленными прилавками, которые ломились от овощей и фруктов, стояли люди разных национальностей, в основном из Средней Азии и с Кавказа. Они эмоционально и громко зазывали покупателей, недостатка в которых, конечно же, не было.
Продуктовые магазины в те годы представляли собой, мягко говоря, странное зрелище. Возле пустых прилавков неподвижно стояли продавщицы. На их лицах лежала печать кастовой исключительности. Впрочем, бывали моменты, когда в магазине что-то «выбрасывали», и тогда возникала длинная очередь, в которой люди толкались и бранились. Порой из толпы звучали магические слова: «В одни руки больше не давать».
А в это время на рынке мужчины с пышными усами предлагали покупательницам выбирать свежие фрукты, орехи, ягоды, и каждой подошедшей женщине не забывали говорить комплименты. Иногда случались споры из-за цены, но и эта проблема решалась к обоюдному удовольствию.
Полагаю, что люди молодого возраста могут спросить: «Можно ли было какие-то продукты купить по более низкой, чем на рынке, цене в магазине?» Да, можно. Но для этого нужно было съездить в Москву. Хотя и в столице купить в магазинах можно было далеко не все. Кстати, под словом «все» я имею в виду не заморские фрукты, а клубнику и грецкие орехи.
Неслучайная ассоциация
К городскому рынку примыкают шесть однотипных четырехэтажек, образующих общий двор. С виду дома №24, 24А, 26, 28, 30 и 30А — это обычные «сталинки», но мне они нравятся. Даже не знаю почему.
Иногда какое-то место может вызывать самые неожиданные ассоциации. Мне было лет 10 или 12, когда вместе с отцом мы ходили в кинотеатр «Ударник» смотреть американскую ленту «Этот безумный, безумный, безумный мир». Тогда фильм произвел на меня впечатление своей зрелищностью и бешеной гонкой автомобилей. Став взрослее, я посмотрел его еще раз и понял, что за внешней занимательностью скрывается глубокий смысл. Режиссером киношедевра был великий Стэнли Крамер.
Но осознание случилось позднее, а тогда я, еще ребенок, шел по улице Октябрьской, посмотрел на знакомые здания возле рынка и вдруг вспомнил последнюю сцену из фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир», когда старый полицейский пытается спрятаться в пустом доме и поднимается все выше и выше. Дом, в котором проходила погоня, напомнил мне здание возле рынка. Он был массивным, суровым, но что-то в его облике будило воображение.
Сейчас я думаю, что ассоциация возникла неслучайно, упомянутые дома построены еще до войны и обладают определенной выразительностью. Во всяком случае это — часть нашей истории.
Уютные домики
На стороне улицы Октябрьской, где расположены дома с нечетной нумерацией, можно увидеть невысокие здания, которые, соседствуя с многоэтажками, добавляют в городскую атмосферу свой колорит.
На Октябрьскую выходит Парковая аллея. Она мне всегда нравилась, а за последнее время ее благоустроили, здесь появились красивые фонари. И все это не может не радовать.
К сожалению, в истории нашей страны был период, когда в угоду сиюминутным интересам уничтожались замечательные улицы и переулки. Например, в Москве от изумительного Арбата осталась только небольшая улочка, а на Калининском проспекте, к которому я так и не смог привыкнуть, сиротливо приютилась маленькая церковь. Конечно, хорошо, что она уцелела, но как она выглядит на фоне безликих зданий!..
Для Дзержинска сохранение старых домиков и поддержание их в надлежащем состоянии — задача ничуть не менее важная, чем возведение современных многоэтажек в новых микрорайонах.
Кукольный переулок
Этот переулок ведет к театру кукол, который находится в городском парке. Свое название он получил в 1992 году. В это время в городе уже работала топонимическая комиссия во главе с ее первым председателем Исааком Борисовичем Фельдштейном. С тех пор перед тем, как назвать улицу, переулок или просто дорогу, проходит обстоятельное общественное обсуждение. И вот появился переулок с хрупким, изысканным именем. Да и сам он — небольшой, но очень уютный.
При всем уважении к героям революции и Гражданской войны хотел бы отметить, что название городских объектов должно соответствовать времени, месту, да и просто здравому смыслу. Названия улиц сохраняют аромат истории и память минувшего. Помните, в песнях Владимира Высоцкого часто звучат названия из старой Москвы: «Охотный ряд», «Большой Каретный». Поэт писал о них с грустью и ностальгией, в те времена они назывались по-другому. Так случилось, что Высоцкий не дожил до дней, когда многим улицам и переулкам столицы были возвращены исторические названия…
Николай Гусельников – художник и музыкант
В доме №43А по улице Октябрьской, неподалеку от пересечения с улицей Клюквина, находится музыкальная школа №3 имени Николая Гусельникова. Это был яркий, разносторонне одаренный человек и талантливый музыкант. Очень приятно, что музыкальную школу №3 назвали его именем. Надеюсь, это послужит хорошим примером для других учреждений культуры, которые пока безымянны.
Жизнь и творчество Николая Гусельникова были связаны с нашим городом, и поэтому его имя в названии музыкальной школы воспринимается вполне естественно. Кстати, многие объекты в Дзержинске названы именами людей достойных, но никак не связанных с городом химиков. Например, центральная детская музыкальная школа, расположенная на улице Кирова, получила имя А.Н.Скрябина. Я очень люблю музыку Александра Скрябина (особенно мне близка его «Поэма экстаза»), но великий композитор родился и умер в Москве, причем не стало его в 1915 году. Дзержинск на карте страны появился, как известно, значительно позднее.
Разумеется, и до основания города здесь жили разные люди. Так, в недавних «Прогулках» по Окской набережной я вспоминал о доме, где жил великий ученый А.С.Попов. Он был непосредственно связан с Черноречьем. При желании можно вспомнить и других деятелей науки и искусства, так или иначе связанных уж если не с Дзержинском, то хотя бы с Нижегородской областью.
Возвращаясь к творчеству Николая Гусельникова, хочу заметить, что он был еще и талантливым художником. На мой взгляд, одним из лучших за всю историю Дзержинска. Лет 25 назад в краеведческом музее проходила выставка его живописных работ. До сих пор помню многие его полотна. Например, здание кинотеатра «Ударник», увиденное художником с неожиданной точки зрения. Под картиной стояла дата 1947 год. Следует отметить, что в то время в чести были творения в стиле ложного академизма. А Гусельников сохранял свою самобытность. Радует, что в нашем городе существует музыкальная школа, носящая его имя.
Анатолий МОВШЕВИЧ
Фото А.Калкуна