Работа не ради награды


03.07.20 10:01

На счету старшего лейтенанта Кузнецова только в этом году – пять раскрытых преступлений. «Кто если не мы?» — с этим

Город Общество

На счету старшего лейтенанта Кузнецова только в этом году – пять раскрытых преступлений. «Кто если не мы?» — с этим вопросом он ездил в командировку в республику Дагестан, с этой установкой вызволял людей из горящей квартиры в Дзержинске. В канун профессионального праздника наш рассказ – об Андрее Кузнецове, старшем инспекторе отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД Управления МВД России по г.Дзержинску.

«Чтобы человеком вырасти»

Андрей Кузнецов, как он сам говорит, из обычной рабочей семьи. Отец занимался строительством, мама трудилась на «Заводе имени Я.М.Свердлова». Хоть Андрюша и был третьим, младшим ребенком, но особо его никто не баловал. Отсюда его юношеская серьезность и основательность.

После 11-го класса школы парень получил сразу два документа: аттестат о полном среднем образовании и красный диплом об окончании кадетского класса. «Чтобы человеком вырасти», — отвечает он на вопрос, почему решил стать кадетом. Когда его сверстники отдыхали после уроков, он приобщался к азам военной науки и пожарно-прикладного искусства – сборы, соревнования, турпоходы. К отличной физической подготовке прилагались даже занятия по этикету. Дисциплина, гражданская ответственность, желание учиться и чего-то достичь в жизни – все это он вынес из кадетского класса.

В 2005 году Андрей Кузнецов поступил в университет имени Н.И.Лобачевского, конечно, на юриспруденцию. С выбором будущей профессии определился сразу, поэтому и специализацию выбрал соответствующую – уголовно-правовую. Со студенческой скамьи, без единой доли сомнения, пошел в армию. В мулинскую часть, после учебки, поступил младшим сержантом. А демобилизовался в звании сержанта.

— Не понимаю тех, кто боится трудностей, тех, кто не хочет служить, — признается Андрей Иванович. — Армия, как это ни избито звучит, делает из молодого человека мужчину.

О культуре поведения водителей

О работе сотрудников ГИБДД существует некое однобокое представление, сетует старший лейтенант полиции. Мол, инспекторы просто патрулируют дороги и выписывают штрафы.

— А ведь наш круг обязанностей много шире, — поясняет Андрей Иванович. — Помимо дорожно-патрульной службы это — регистрация транспорта, приемка экзаменов и выдача прав, розыск, дознание, технический и дорожный надзоры, пропаганда и профилактика. Мы такие же сотрудники полиции, как и все. Поэтому нередко ездим по вызовам и заявкам, которые не связаны с дорожным надзором.

В подтверждение этих слов среди раскрытых в этом году старшим лейтенантом Кузнецовым преступлений – распространение и сбыт наркотиков.

— Все приходит с опытом, — приподнимает завесу служебной тайны полицейский. — У меня уже глаз наметан – сразу вижу человека, употребляющего запрещенные препараты.

Андрей Кузнецов в отдельном взводе дорожно-патрульной службы дзержинской ГИБДД – с 2012 года. В прошлом году, после присвоения очередного звания, назначен старшим инспектором этой службы.

— Мой рабочий день начинается так, — рассказывает Андрей Иванович. – Приходишь, вооружаешься. Дальше – развод подразделения, где доводится оперативная информация – угоны, ориентировки и прочее. Затем экипажам определяется маршрут патрулирования, и они выезжают — контролируют соблюдение ПДД, выявляют недостатки дорожно-уличной сети, проводят плановые проверки.

В первую очередь они работают на предупреждение!

— Наказание — не наша первоначальная задача, — поясняет старший лейтенант полиции. — Профилактика – одно из важнейших направлений нашей работы. Вспомните, буквально несколько лет назад водители практически не пропускали пешеходов, а сейчас – всегда пожалуйста. Культура поведения дзержинских водителей на дороге — выше среднего. Это, считаю, результат профилактической работы. Но есть такие правонарушения, когда создается угроза жизни людей, которые просто не могут оставаться безнаказанными. Поверьте, без сотрудников ГИБДД не будет порядка. Как пример. В одной из бывших советских республик на несколько лет упраздняли аналогичную службу – так у них на дорогах анархия началась.

Думать о себе было некогда

«Не ради славы, не ради забавы, не ради власти, не ради награды» — эти строки из известной песни группы «Любэ» как нельзя лучше характеризуют отношение нашего героя к «такой работе». «Кто если не мы?» — задал он себе вопрос и поехал в служебную командировку в Дагестан.

— Там все по-другому, — вспоминает Андрей Иванович. – Там не выйдешь в простой форме, как здесь. Только при полной экипировке – бронежилет, каска. Там остались приверженцы радикального ислама – у них совсем другая психология и совсем другое отношение к людям.

В числе его обязанностей – проверка машин и граждан на блокпостах. Причем каждую такую проверку страхуют пулеметчики и снайперы. Полицейский Кузнецов участвовал в контртеррористических операциях, ему присвоен статус «ветеран боевых действий».

Чувство долга и чести – это святое. И даже когда ты не на работе, все равно нельзя забывать, что ты — офицер!

…Конец декабря прошло года. Был первый час ночи, дежурная смена закончилась. Вдруг коллега сигнализирует: «Ребята, квартира горит!» В доме на улице Черняховского — прямо напротив служебного здания. Здание наполовину жилое, наполовину заброшено. Огонь пылал как раз в квартире заброшенного подъезда.

Три сотрудника ГИБДД, в числе которых и Андрей Кузнецов, рванули к месту пожара. По стонам определили, что в комнате люди. В окно забраться было невозможно, забежали со стороны подъезда, распахнули дверь. Полыхало все – пол, потолок, стены и… люди. Полицейские вытащили пострадавших из горящей комнаты. И побежали в соседний, жилой подъезд, чтобы, не создавая паники, эвакуировать жильцов. К моменту прибытия пожарных расчетов люди из здания были выведены. Дом потом часа четыре проливали: здание старое, дранка загорается мгновенно.

Было ли ему страшно в тот момент?

— Да как-то не было времени о себе думать, — отвечает старший лейтенант Кузнецов. — Просто набираешь воздуха в легкие и ныряешь в огонь. Мысль одна: надо спасти людей! Разве могли мы, сотрудники органов внутренних дел, пройти мимо горящей квартиры?

«После работы вы меня не узнаете»

Без надежного тыла в правоохранительных органах сложно. И здесь Андрею Кузнецову очень повезло. Супруга Марина с уважением и пониманием относится к его работе. «Она у меня молодец!», — улыбается мой собеседник.

Марина поддерживает мужа и в увлечениях. Члены семьи – большие любители мототехники. В прошлом году на своей «Ямахе» даже на юг гоняли – 2,5 тысячи километров туда и столько же обратно.

— После работы вы меня не узнаете, – смеется Андрей Иванович, имея в виду свою байкерскую экипировку.

А еще он обожает «тягать железо» в тренажерном зале. Мечтает когда-нибудь выступить и на профессиональных соревнованиях.

Наш герой – счастливый человек. Он и домой возвращается с радостью, и на работу ходит с удовольствием.

— Я общительный и не устаю от службы, — говорит старший инспектор. — У меня нет такого: мол, прихожу домой и все, не трогайте меня. Нет никакого желания побыть одному, посидеть в тишине. Полицейский должен быть хорошим психологом и дипломатом. Все люди разные, нужно уметь найти подход к каждому человеку. И общаться с каждым только в рамках правового поля. Просите рассказать вам о каких-нибудь исключительных случаях? Задержания, сопротивления…  Не буду, ведь это не остросюжетный детектив, а моя повседневная работа. И, поверьте, в ней не все так интересно, как в кино. Давайте лучше вместо этого поздравим моих коллег с профессиональным праздником, который мы будем отмечать 3 июля. И пожелаем им терпения, крепкого здоровья, успехов по службе!

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Дмитрия Кукушкина и из архива А.Кузнецова

Оставить комментарий