Как у всякого жителя нашего города, у меня много воспоминаний, связанных с городским парком. Когда-то качели и карусели располагались там, где сейчас находится торговый центр. Я был тогда ребенком, поэтому карусели и качели запомнились мне как нечто диковинное…
Парк, каким я его помню
Со стороны площади Дзержинского попасть в парк можно было через ворота, за которыми открывались живописные места. А подальше был котлован, который можно видеть до сих пор. Одно время среди горожан ходили разговоры, что на этом месте появится пруд. Я с нетерпением ждал, когда чашу котлована заполнят водой, и мы сможем кататься там на лодках. Увы, этот заманчивый проект так и не осуществился. Будучи постарше, я одно время ходил в лыжную секцию, и во время занятий мы использовали склон котлована как естественный спуск — с удовольствием катались вниз с небольшой горки. Кстати, дети и сейчас зимой катаются в парке на лыжах.
Множество аттракционов, расположенных ближе к парадному входу, привлекали всеобщее внимание. Один из них — «Комната смеха». Наверное, люди сохраняли тогда больше наивности и простодушия, и их очень забавляло смотреть на свое увеличенное или уменьшенное отражение в разнообразных кривых зеркалах.
А рядом был тир. Однажды, лет тридцать назад, в воскресный день я зашел туда с дочерью, взял пневматическое ружье и, выстрелив несколько раз, попал в одну из фигур-мишеней. Моей радости не было предела. Когда мы пришли домой, то я первым делом похвастался метким выстрелом, но жена не поверила и стала иронизировать надо мной. Выйдя из комнаты, я услышал, как дочь выговаривает супруге: «Папа в уточку попал, а ты смеешься…»
Неподалеку от тира в парке находилась еще одна «забава для сильной половины человечества» — бильярдная. По вечерам солидные мужчины играли в ней на деньги, что, разумеется, не поощрялось, но аромат чего-то запретного витал над зеленым сукном.
Парашютная вышка
Когда-то в центральном парке находился весьма примечательный объект — парашютная вышка. Кстати, в своих заметках о парке известный дзержинский краевед Борис Терехов написал, что она стояла на месте, где потом расположилось «Колесо обозрения». Это не так. Парашютная вышка размещалась гораздо дальше, в небольшой низине, рядом с дорожкой. Обращаю на это внимание потому, что с годами многое забывается, и горожане, даже взрослого возраста, об этом сооружении ничего не слышали.
Между тем, парашютная вышка отражала дух времени. В нашей стране первый подобный объект появился в 1929 или 1930 году в Москве в парке Горького. Видимо, с помощью таких вышек старались вызвать у молодежи интерес к авиации. Вышку в Дзержинске оборудовали позже — в середине 50-х.
Это сооружение всегда вызывало у меня большое любопытство. Ее было хорошо видно из разных концов города. Иногда вход на вышку был открыт, и я несколько раз поднимался наверх, порой не один. Это было очень романтично. Воздух юности хранит неведомую магию, которая всему вокруг придает очарование, даже такому прозаическому сооружению, как парашютная вышка.
Сверху открывался очень интересный вид. На востоке пред тобою представал пейзаж, напоминающий сцену из кинофильма Микеланджело Антониони «Красная пустыня», а с юга красовался живописный берег Оки. Однажды я видел, как некто прыгал с вышки с парашютом. Зрелище, надо сказать, выглядело странно и больше напоминало аттракцион, нежели настоящий прыжок (мой отец в годы войны был летчиком и не раз рассказывал, как прыжки проходили на самом деле).
Здание Театра кукол
По дзержинскому парку можно изучать историю. Например, в нем находится здание, где сейчас расположен Театр кукол. У жителей нашего города он пользуется большой популярностью. Во многом это заслуга Владимира Казаченко, который долгие годы был главным режиссером театра. Когда Казаченко ушел на заслуженный отдых, его преемником стал Сергей Зицер.
До 1980 года в этом здании находился драматический театр. В моей памяти сохранились детские спектакли, но от людей почтенного возраста я слышал, что посещение театра в послевоенное время было большим событием.
Несомненную ценность представляет здание театра, построенное по проекту Алексея Федоровича Кусакина. Интересно, что сезон 1948-1949 года открылся спектаклем «Вас вызывает Таймыр» по пьесе Александра Галича и Константина Исаева. Эта пьеса с огромным успехом шла во многих театрах страны и была поставлена в нашем провинциальном театре.
В истории дзержинского драматического театра есть очень яркое событие – это спектакль по повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Автором сценария и постановки был Теодор Исаакович Лондон, человек разносторонне одаренный. И созданный им спектакль имел огромный успех. Однажды, уже в 80-е годы, я слышал запись этого спектакля на всесоюзном радио.
Теодор Лондон обладал редким чувством юмора. Исаак Борисович Фельдштейн, лично знавший Теодора Лондона, вспоминал: «Инсценировку (спектакля) сделал замечательный артист театра Теодор Исаакович Лондон, который про себя говорил так: «Я, друзья мои, Теодор, который не Драйзер, и Лондон, который не Джек». Но именно такие люди остаются в памяти и привносят новые краски даже в трудные и хмурые времена.
Танцплощадка
В 70-е годы в нашей стране были очень популярны танцплощадки. Одна из них находилась в городском парке Дзержинска. Так случилось, что, проходя мимо, на саму танцплощадку я не заходил. Конечно, посещать это место мне никто не запрещал, родители об этом никогда не говорили, хотя в том кругу, где я рос, о танцплощадках отзывались насмешливо. Но с годами все становится историей. В 1985 году Самсон Самсонов снял кинофильм «Танцплощадка». Кстати, мне посчастливилось беседовать с известным режиссером, только говорили мы в основном о кинофильме Андрея Тарковского «Ностальгия».
Долгие годы от танцплощадки оставались живописные развалины, напоминающие что-то очень древнее (видимо, сооружалась она из крепких материалов). Надеюсь, что теперь на ее месте возникнет нечто более интересное.
Каким будет парк?
Сейчас центральный парк культуры и отдыха меняется. Появляются заасфальтированные пешеходные дорожки, сносятся отжившие свой век неуклюжие строения, обновлен забор, укладывается брусчатка на будущих интерактивных площадках, в ближайшей перспективе здесь должно появиться освещение, будет построен фонтан и отреставрирована входная арка, серьезно не ремонтировавшаяся с момента открытия парка.
Я несколько раз был на мероприятиях, где рассказывалось о переменах, которые ждут парк. Несомненно, эта территория нуждается в благоустройстве, но не следует забывать, что до 1940 года здесь был лес. Нужно отдать должное тогдашним руководителям города — они в те времена подумали о парке. Это, говоря словами классика, дорогого стоит.
Потом в разные периоды нашей истории в парке появлялись сооружения порой очень странные, но отражавшие дух времени. Иногда это было чьим-то волевым решением. Например, сравнительно недавно возле Театра кукол стоял танк. Проходя мимо него, мне всякий раз хотелось себя ущипнуть, не во сне ли это. Но кто-то же принял такое решение…
Я бывал во многих парках Лондона, Амстердама и других старинных городов Европы. Недавно посетил парк Ораниенбаума, где находится дворец князя Меншикова и единственный в России дворец в стиле рококо. Мне могут возразить: с чем я сравниваю? У нас провинциальный город. Но в том-то и дело, что главным в парке любого города всегда были и будут старые и молодые деревья, заросшие кустарники и клумбы с цветами. Парашютная вышка и танцплощадка представляют интерес как часть нашей истории, а городской парк, в котором уютные лужайки и тенистые аллеи, должен стать нашим будущим.
Анатолий МОВШЕВИЧ
Фото Дмитрия Кукушкина