Дворец культуры и не только химиков


13.08.20 09:52

Дворец культуры химиков находится в центре Дзержинска и создает определенный образ

Город Культура Прогулки по городу

Это солидное здание появилось во времена, когда я еще не ходил в школу. Разумеется, дзержинцы к нему привыкли и не могут представить родной город без его античных колонн. Но однажды, это было более сорока лет назад, из Горького приехал приятель и, встретившись на вокзале, мы пошли через центр. Мы о чем-то оживленно беседовали, когда мой друг внезапно изменился в лице и, глядя на ДКХ, громко воскликнул: «Это что за пирамида?» Я ничего не ответил, но испытал чувство, похожее на обиду.

Монументальное здание ДКХ навевает мне воспоминания о разных событиях, о которых постараюсь рассказать.

Не всегда нужно размахивать руками

Вспоминается такой случай. Я учился в начальной школе, и наш класс привели во Дворец культуры химиков на встречу с двумя гостями города, которые рассказывали, как в молодые годы встречались с Владимиром Ильичом Лениным. Их встреча с главой только что появившегося государства была недолгой и во многом случайной, но со временем у этих людей появилась своеобразная профессия — ездить по городам и весям и рассказывать, как однажды они видели живого, как тогда говорили, «вождя мирового пролетариата». Я думаю, что Владимир Ульянов был человеком сложным, но, несомненно, обладавшим чувством юмора, и мне интересно, как бы он отреагировал на подобную ситуацию. Впрочем, сейчас мы можем об этом только гадать.

А тогда дзержинские школьники послушали, что Ленин был доброжелательным, приветливым и очень любил детей. После обстоятельного рассказа лекторов в зале погас свет и начался кинофильм. Что показывали — забылось, но хорошо запомнилось, что, когда над нашими головами возникла полоса света от кинопроектора, кто-то из мальчишек вскочил и стал размахивать руками. Его примеру последовали и другие. Возникшие на экране тени от детских рук мешали остальным зрителям видеть полную картинку. Мне никогда не забыть, как вдруг появилась билетерша, схватила меня и моего ровесника за руки и поволокла с наших мест. Все произошло так быстро, что я не успел даже испугаться. Какое-то время мы в темноте пробирались по зрительному залу, а потом прозвучала команда: «Сидите здесь и никуда не ходите». Женщина усадила нас на самые крайние места — видимо, чтобы не шалили, и мы спокойно досмотрели кинофильм.

Уютный зал старого кинотеатра

Долгое время в Дзержинске было три кинотеатра: «Ударник», «Родина» и кинозал в ДКХ.

Однажды я увидел афишу, анонсировавшую, что в кинозале ДКХ несколько дней будет идти кинофильм «Зеркало», и решил, что речь идет о фильме Андрея Тарковского. К тому времени «Зеркало» Тарковского я уже видел, но был не прочь посмотреть его еще раз и пригласил в кино девушку, за которой тогда ухаживал. Мы подошли к кинотеатру и увидели знакомых. Они тоже пришли смотреть кинофильм Андрея Тарковского. Однако когда зрители расселись по местам в кинозале, выяснилось, что будут показывать совсем другую картину — восточную мелодраму с таким же названием. И хотя этот фильм мы смотреть не стали, вечер все равно был замечательным.

Позднее, где-то в конце 80-х, я посмотрел в кинозале ДКХ потрясающий фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана «Фанни и Александр», завоевавший четыре премии «Оскар» и премию «Золотой глобус»…

К более ранним воспоминаниям об этом кинозале относится впечатление от американского фильма о приключениях Одиссея. Я уже писал в «Прогулках по городу» о том, что посещение кинотеатра в 60-е годы становилось определенным событием для многих дзержинцев, особенно для детей отроческого возраста. В то время было принято говорить, что в нашей стране есть один класс, имеющий привилегии, — это дети. Слова произносились замечательные, при этом школьникам нужно было не только учиться, но и посещать большое количество мероприятий (классные собрания, различные лекции, политинформации), которые были не всегда радостными.

В одном классе тогда учились по сорок человек. Вторая смена заканчивалась, когда на улице давно стемнело. В этих обстоятельствах пойти в кино воспринималось как праздник. А увидеть цветной кинофильм, полный невероятных приключений, было особенно здорово! Помню, когда Одиссей подплывал к острову сирен и приказал своим спутникам привязать себя к мачте, а всем остальным залепить уши воском, сеанс неожиданно прервался — видимо, оборвалась старая пленка в кинопроекторе. Что тут началось в зале! Мальчишки кричали так, что вполне могли бы дать фору киношным сиренам.

Концерт Мстислава Ростроповича

Январь 1973 года. В ДКХ прошел концерт Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Это было время, когда великий музыкант находился в опале. Позднее, в книге воспоминаний, Галина Вишневская подробно рассказала об этом времени. А тогда точной информации не было, но ходили разные слухи. И многие пришли на концерт не только из любви к классической музыке.

К тому времени я часто слушал в записи концерты с участием Мстислава Ростроповича, но то, что довелось услышать в зале, стало счастливым потрясением. Галина Вишневская исполнила арию из оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Какой-то мужчина-зритель выбежал на сцену и в буквальном смысле слова осыпал ее цветами. Мстислав Ростропович играл концерт Лютославского для виолончели с оркестром.

Я тогда впервые слушал живьем атональную музыку. Давно уже стало историей творчество Арнольда Шенберга, совершившего грандиозный переворот в музыкальной культуре. Во всем мире исполнялись произведения Альбана Берга и Антона Веберна, но у нас к атональной музыке относились настороженно, примерно так же, как к абстрактной живописи. И вот в зале Дзержинска вместе с горьковским оркестром Мстислав Ростропович исполнил сложнейшее произведение!

Произошло чудо, провинциальный оркестр преобразился, музыканты превзошли самих себя. Не раз приходилось слышать об изумительном качестве Мстислава Ростроповича вдохновлять своим примером других исполнителей, но здесь довелось воочию увидеть это перевоплощение. С тех пор я побывал в Альберт-холле и в концертном зале Барбикан, однако то, что услышал в зимний день в нашем ДКХ на концерте Мстислава Ростроповича, не забудется никогда.

Балетная студия

В ДКХ всегда было много разных кружков и секций. В середине 80-х моя дочь, например, несколько лет занималась в балетной студии. Мы с женой не думали, что увлечение станет ее профессией, но полагали, что ей это будет полезно, тем более что Анна росла девочкой стеснительной.

Руководила студией Эльза Юрьевна Муратаева. Сейчас это известный педагог, имеющий многочисленные награды, а тогда она только начинала свою работу. Жаль, что техника в то время не была так развита, как теперь, и у нас остались только черно-белые фотографии. Но когда я слышу «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», я вспоминаю, как наша Анна танцует его вместе с другими детьми на сцене ДКХ.

Театральный бенефис

В 90-е годы Дзержинский драматический театр продолжал работу, артисты выходили на сцену, а зрители приходили на спектакли. Но театр переживал сложные времена. С одной стороны, там брались за интересные пьесы, поставили даже произведение Ж.П.Сартра «За закрытыми дверями». С другой стороны, в те годы даже столичные театры пытались привлечь зрителя любой ценой, будь то внешние эффекты или сцены сомнительного вкуса. На этом фоне наш театр в целом сохранял приличия. Но многие артисты с богатым опытом оказались, как говорится, не у дел. В том трудно кого-либо винить, но так было.

Некоторые актеры пали духом, другие пытались найти выход из положения. Я вспоминаю бенефис замечательной актрисы Беллы Чуркиной. Она долгое время была примой дзержинской драмы, но в какой-то момент стала меньше играть. Обладая сильным и волевым характером, Чуркина подготовила интересную программу и выступила с бенефисом на сцене… ДКХ. В программе в основном были произведения классического репертуара, в том числе замечательные сцены из пьес А.Н.Островского.

Бенефис проходил несколько дней в зале ДКХ. После одного из спектаклей я прошел за кулисы и увидел, в каком воодушевлении находилась Белла Юрьевна. А для себя сделал вывод: человек может быть сильнее обстоятельств!

В давнее и относительно близкое время я часто бывал на различных спектаклях, которые проходили во Дворце культуры химиков. Помню замечательное выступление театральной труппы из Латвии. Нередко приезжали знаменитые артисты из столицы, и чувствовалось, что они тронуты теплым приемом дзержинских зрителей. Увидев за последние годы разные представления, я не сомневаюсь, что подлинное искусство не уйдет с провинциальной сцены, тем более что этот зал помнит много прекрасного.

Анатолий МОВШЕВИЧ

Фото Дмитрия Кукушкина

Оставить комментарий