Газета Город
20.08.20

Наталья Садкова: «Обновление автопарка — это комфорт и безопасность пассажиров»

Общественный транспорт – одна из важнейших систем жизнеобеспечения любого мегаполиса. Сколько бы ни колесило по улицам личных автомобилей, автобусы и троллейбусы не потеряют своей актуальности. Что касается Дзержинска, существует проект превратить его в «Умный город». План этот поэтапно реализуется в самых разных сферах. Коснется ли он муниципального транспорта? Вопрос актуальный: ведь транспортная сеть в городе химиков – это 250 километров дорог. Ежедневно в рейсы выходит 54 троллейбуса и 80 автобусов. Вот такое хлопотное хозяйство уже около года находится в ведении директора МУП «Экспресс» Натальи Садковой. С ней мы и говорим о настоящем и будущем городского транспорта во втором по величине городе Нижегородской области.

В конкурсном реестре жесткие правила

— Наталья Вячеславовна, какие маршруты обслуживает МУП «Экспресс» и сколько рабочих мест предоставляет предприятие?

— На наших троллейбусах и автобусах можно объехать весь город. Это автобусные маршруты №1, 3, 5, 8, 8а, 15, 22, 23 и 33. Автобусы МУП «Экспресс» ходят и в пригород: маршруты №103 (Дзержинск — Нагулино), 105 (Дзержинск — Бабино), 106 (Дзержинск – Юрьевец), 107 (Дзержинск — Игумново), 113 (Дзержинск – Пыра), а также в Нижний Новгород (№201). Троллейбусные маршруты — это хорошо знакомые дзержинцам «тройка», «четверка» и «пятерка». Всего у нас в штате числятся 535 человек, а кондукторов мы нанимаем по аутсорсингу.

— Какие вакансии сейчас есть на предприятии?

— У нас всегда востребованы водители автобусов и троллейбусов. Не откажем в трудоустройстве и хорошему механику, ведь ремонт подвижного состава мы производим своими силами. Для этого у нас есть хорошая база, все мастера имеют сертификаты, проходят соответствующее обучение. Ремонт своими силами выгоднее, да и надежнее, чем на стороне.

— Насколько мне известно, обсуждались планы ликвидации части дублирующих маршрутов. Будут ли они реализованы?

— С декабря этим и многими другими вопросами, касающимися муниципального транспорта, будет заниматься министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. И пока у меня нет информации по поводу ликвидации каких-то маршрутов. Могу лишь добавить, что перераспределение полномочий произошло в восьми городах региона, находящихся в радиусе 100 километров от Нижнего Новгорода.

— На каком топливе работают автобусы? Насколько они экономичны и окупаемы?

— У нас более 50 новых автобусов. Все они работают на дизельном топливе. Это современные, практически безотказные машины, не требующие частой профилактики и ремонта. С ними нет проблем по техобслуживанию. Они перевозят пассажиров на большинстве наших маршрутов. Пока не можем их пустить только по 22-му и 23-му маршрутам, потому что по условиям уже состоявшегося конкурса минтранса оговорены привычные всем пассажирам «ПАЗы». К сожалению, мы не можем просто так, в одночасье, выпускать даже новые машины на линию. Таковы правила, которые жестко прописаны в конкурсном реестре. И этот реестр я как руководитель МУП не имею права нарушать.

Кроме того, в нашем парке есть 12 автобусов, работающих на газе, которые куплены в 2018 году. Вот с ними множество проблем: они гораздо чаще выходят из строя и ездят на диагностику, что в итоге практически сводит на нет всю экономию по топливу. Могу констатировать: практика эксплуатации показала, что ничего надежнее дизельного транспорта пока нет.

Новые автобусы и троллейбусы

— Планируется ли дальнейшее обновление автобусного парка?

— Да, мы хотели закупить еще 20 новеньких автобусов в следующем году. Будем надеяться, что эти планы осуществятся, потому что пока непонятно, поддержат ли их на уровне регионального министерства. Мы стараемся участвовать в программах финансирования как областных, так и федеральных. Обновление парка, безусловно, должно быть: ведь это комфорт и безопасность пассажиров.

— А когда осуществится поставка троллейбусов из Москвы?

— Троллейбусы нам будут приходить партиями по пять-шесть единиц. Первая уже на подходе, ждать осталось совсем недолго. Всего ожидается 40 транспортных единиц, причем все они в разном состоянии. Техническое состояние каждого прибывшего троллейбуса будет проверено, и только потом их выпустят на линию. Систему турникетов и глонасс с них демонтируют перед отправкой в Дзержинск. В нашем городе она не нужна, а от турникетов и в Москве уже отказываются.

— Как повлияла ситуация с самоизоляцией на пассажиропоток?

— Значительно повлияла! Наши жители последовали призыву администрации города и соблюдали самоизоляцию. Мы это наглядно оценили уже в апреле, когда пассажиропоток упал с доковидных 35-37 тысяч пассажиров в сутки до шести тысяч! Поэтому увеличение интервала движения автобусов на маршрутах было оправданно. И даже несмотря на это, предприятие несло убытки. Сейчас ситуация выравнивается, цифра зафиксирована на отметке 34 тысячи человек.

— Какое содействие вам оказывается администрацией города?

— Благодаря контролю со стороны администрации города, документы на закупку новых автобусов проходят по инстанциям без проволочек. Нам всегда сообщают нам о возможностях выделения средств под обновление парка машин, администрация заинтересована в этом и контролирует, чтобы работа шла оперативно. Также глава администрации города Иван Николаевич Носков проверяет, чтобы без задержек нам перечислялись компенсационные выплаты за выпадающие доходы.

Профессия кондуктора уходит в историю

— Кондукторы из троллейбусов исчезли в связи с пандемией. Они вернутся?

— Нет. Такая ситуация сложилась до карантина — и это была мера вынужденная. Мы столкнулись с тем, что на линию из требуемых десяти троллейбусов фактически выходят, например, всего пять. Стали разбираться, почему. Оказалось, из-за недокомплекта кондукторами. И что было делать? Увеличивать интервал движения, чтобы люди на остановке ждали дольше, или выпустить нужное количество троллейбусов, но без кондукторов? Мы приняли решение переложить обязанности по сбору оплаты за проезд на водителей. К слову, нехватка кондукторов со временем будет все острее, потому что на эту работу в основном устраивались пенсионеры, молодые кадры тут ждать бессмысленно. Судя по всему, профессия кондуктора как таковая постепенно уходит в историю.

— Водителям наверняка неудобна система работы без кондуктора. Не стало ли в транспорте больше «зайцев»?

— Знаете, первые пару недель действительно были возмущения и со стороны пассажиров, и со стороны водителей. Но люди привыкли, а у водителей есть четкие инструкции по продаже билетов только на остановке до начала движения. Кроме того, они получают доплату за возросшую нагрузку, и теперь водителей это устраивает.

По поводу безбилетного проезда: если и были опасения, они не оправдались. Спасибо пассажирам, у нас в Дзержинске очень сознательные люди, и выручка у МУП «Экспресс» не упала. Тем не менее мы не собираемся затягивать сложившееся положение до бесконечности. Планируется оснастить троллейбусы стационарными валидаторами для самообслуживания, как в Москве. Это вписывается в актуальную сейчас концепцию «Умного города».

— И последний вопрос. Интересно, почему водителями троллейбусов работают в основном женщины, а на автобусах – мужчины? Сказывается разница в зарплате?

— Это зависит точно не от зарплаты, она одинаковая. Отвечу, быть может, банально, но в данном случае верно: так исторически сложилось. Раньше водители автобусов занимались и техническим их обслуживанием, что требовало физической силы. А электротранспорт всегда чинили специалисты-ремонтники. Ну, и скорость движения электротранспорта все-таки ниже, чем автобусов, поэтому получалось, что работать на троллейбусах и трамваях проще. Так, видимо, и закрепился этот стереотип.

Беседовала Наталья КУРГАНСКАЯ

Фото Руслана Лобанова

Справка

МУП «Экспресс» образовано в 2003 году. Основным видом деятельности предприятия является организация и осуществление пассажирских перевозок троллейбусами и автомобильным транспортом на городских, пригородных маршрутах, оказание автотранспортных услуг физическим и юридическим лицам, а также оказание услуг автовокзала.

В декабре 2011 года произошло объединение МУП «Экспресс» с автобусными предприятиями МУП «Городской транспорт», МУП «Городской автобус» и автовокзала.

В 2020 году произведен ремонт и введен в эксплуатацию пункт ОТК, построен новый кассовый зал в здании автовокзала, ведется ремонт входной группы в административном здании предприятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *