Эта фраза, сказанная главным героем «Генкиного дневника», — квинтэссенция всего спектакля. Спектакля, от которого сжимается сердце и щиплет глаза. Спектакля, которым Дзержинский театр кукол откроет новый театральный сезон. Спектакля, который, уверена, станет ярким событием в культурной жизни Дзержинска.
Готовить «Генкин дневник» труппа Дзержинского театра кукол стала еще в январе. Премьеру планировали приурочить к 75-летию Победы. Но, как известно, из-за пандемии коронавируса все храмы Мельпомены были закрыты. К репетициям актеры смогли вернуться лишь в августе. И 2 сентября, в день окончания Второй мировой войны, работа была представлена экспертному совету.
Пересказ спектакля – дело неблагодарное. Да и не особо мудрен сюжет. Вернее, так: он предельно прост. Счастливое детство 10-летнего Генки заканчивается 22 июня 1941 года. На отца скоро приходит похоронка. Мать, медсестра военного госпиталя, погибает под бомбежкой. А Генка уходит на фронт – помогать разведчикам. И становится свидетелем гибели односельчан, которых фашисты заживо сжигают в сарае.
Но «Генкин дневник» — он не о Генке. Точнее, не только о Генке. Его главная героиня – война. Страшная в своей беспощадности и неразборчивости. Показана она глазами мальчишки, который только вчера был счастлив, играл с друзьями и строил вместе с ними чудесные планы на будущее. Глазами мальчишки, но через воспоминания ветерана: я помню тебя, война!
Автор пьесы и режиссер спектакля – актриса Дзержинского театра кукол Екатерина Чернова. Роль режиссера она примерила на себя не впервые, а вот в роли сценариста – дебютировала.
— Я прочитала дневник деда, Михаила Лукьянова, года три-четыре назад, — вспоминает Екатерина. — Тогда же родилась идея написать прямо по нему книгу. Как видите, я долго думала. Подтолкнул меня Сергей Зицер (главный режиссер театра – прим. Е.К.). Он сказал, что эта история не должна пройти бесследно. И я решилась. Сценарий – не пересказ дедушкиного дневника. Подумала: «Если мне, взрослому человеку, было тяжело его читать, то каково будет детям!». Дневник стал просто отправной точкой. Было решено написать историю ребенка, пережившего войну. Как бы продолжая дневник деда…
Действие спектакля разворачивается в двух реальностях: дне сегодняшнем, где ветеран заново переживает события войны, и в сценах из прошлого, которые иллюстрируют его воспоминания. На сцене одновременно — актеры и куклы, что делает постановку сложной, многослойной. Решенная в минимуме декораций, она предельно насыщена эмоционально. Музыкальное оформление – еще один пронзительный акцент. Бутафоры, художники по свету, звукорежиссеры, монтажники сцены – сработали как единый организм.
Екатерина Чернова говорит огромное спасибо всем коллегам, участвующим в создании спектакля. Особая ее благодарность — художнику-постановщику «Генкиного дневника» Наталье Кашениной, вместе с которой они, «через эмоциональное воздействие, без чрезмерной героизации и пафоса», доносят до зрителя мысль о неприятии войны как таковой.
Мостик между прошлым и настоящим – подлинный дневник красноармейца Михаила Лукьянова – как реликвия будет положен под стекло. А отрывки из него, для зрителей, распечатают на отдельных листках. Читать их можно будет в любом порядке: каждый отрывок – законченный эпизод.
«Генкин дневник» — спектакль глубоко символичный. В нем оживают война, голод и боль. И от этого еще страшней. И так детям – еще понятней. Музыка, свет, декорации — все наполнено глубинным смыслом. Война – это зло, которое больше никогда не должно вернуться на землю. Работа режиссера и художника-постановщика великолепна, игра актеров – на разрыв аорты. «Прочитайте» «Генкин дневник» (возрастная категория 6+) — и вы тоже будете… помнить!
Екатерина КОЗЛОВА
Фото предоставлены театром кукол