Волшебная сила лошади


17.09.20 08:59

Лошади – удивительные создания природы. Об этом знают все, кто соприкасается с ними. Это не просто животные — это друзья.

Город Молодежь Спорт

Лошади – удивительные создания природы. Об этом знают все, кто соприкасается с ними. Это не просто животные — это друзья. Чуткие и верные. А еще они могут помогать особенным детишкам. Секреты иппотерапии – адаптивной верховой езды — корреспонденту «Дзержинских ведомостей» раскрывает инструктор конноспортивного комплекса МАУ СШОР «Город спорта» Олег Люкшенков.

От автослесаря до зоотехника

Олег мечтал о лошадях с детства. Вспоминает: когда ездили на электричке в Нижний Новгород, проезжали конный клуб, базировавшийся на станции «Сортировочная», — паренек прилипал к окну и тихонько вздыхал, завидуя тем, кто там занимался верховой ездой.

После школы молодой человек поступил в профессиональное училище: освоил профессии автослесаря и электрогазосварщика. Затем была служба в армии — в погранвойсках. Отдав долг Родине и вернувшись домой, он занялся предпринимательством. И тогда же наш герой наконец осуществил свою детскую мечту. Узнал, что на поселке Свердлова есть небольшая частная конюшня. Приехал, познакомился. Просто покататься на лошадях – это для любопытствующих. Олег помогал ухаживать за животными: чистил их, мыл, расчесывал гриву. Ведь, по его словам, общение с лошадьми – это огромное удовольствие: от них идет положительная энергетика.

Олег завел небольшое собственное подворье: стал разводить птиц, кроликов. Понял, что без специального образования ему не обойтись.

— После армии я увлекся психологией Дейла Карнеги. Она, можно сказать, запустила процесс моего самообразования, — вспоминает Олег Юрьевич. – В 2015 году я поступил в Нижегородскую государственную сельскохозяйственную академию. Так совпало, что в это же время меня пригласили на строительство конюшни в «Городе спорта». Я стал там, можно сказать, разнорабочим: и строил, и за лошадьми ухаживал, и был коноводом на занятиях по иппотерапии. Параллельно учился, и полученные знания сразу применял на практике. Этим летом я получил диплом зоотехника.

Зима, Ваниль и Маракеш

Так что же такое — иппотерапия? Это система реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья посредством лечебной верховой езды. Она признана эффективной во всем мире. Удержаться на лошади непросто: включаются такие группы мышц, которые обычно не задействованы. Это помогает ребятишкам с детским церебральным параличом или другими отклонениями в развитии. Плюс, конечно, сам энергетический контакт с животным тоже дорогого стоит.

— Когда решили открыть направление иппотерапии, встал самый главный вопрос: а где взять подходящих лошадей? – рассказывает Олег Юрьевич. – Ведь ребенка можно посадить далеко не на каждую. Дети – они непредсказуемы, могут повести себя по-разному. Поэтому лошадь должна быть готова ко всяким неожиданностям. Иначе она может себя повести неадекватно.

Выбрали Зиму – небольшую серенькую кобылку. Вроде и рост подходящий, и шаг, но – пугливая. И Олег Люкшенков занялся ее воспитанием.

— Принято говорить: «Я пошел работать с лошадью». А для меня это и не работа вовсе, а одно сплошное удовольствие, — улыбается мой собеседник. – Стали мы с Зимой выезжать в лес и специально находить раздражающие факторы. К примеру, услышу лай собаки, и мы не проедем мимо, а, наоборот, подъедем поближе, пообщаемся с собачкой. Или пастуха по дороге встретим: ну-ка, брат, щелкни кнутом, да погромче!

— Спустя год Зима стала совсем другой лошадью, — рассказывает Олег Юрьевич. — Конечно, мы еще продолжаем работать: как говорится, нет предела совершенству. Но теперь она понимает, как нужно себя вести, когда на ней ребенок. А вот если я, к примеру, сяду, лошадь и похулиганить может! Зима у нас – прима, дети ее очень любят, ее график расписан на весь день.

На вопрос, считает ли Зима его своим хозяином, смеясь, отвечает:

— Не знаю, я не спрашивал. Мне кажется, что со мной она ведет себя не так, как с остальными. Но, может, это только мои иллюзии? А вообще, конечно, каждая лошадь хочет, чтобы у нее был друг. Есть у нас, к примеру, посетители, которые приходят только к одному животному. Так стоит этому человеку зайти в конюшню — и лошадь уже знает, что к ней: поржет приветственно, копытом забьет. Они ведь все понимают. Но у нас, в «Городе спорта», нет коней, обделенных любовью.

На занятиях по иппотерапии работает еще и лошадка с вкусной кличкой Ваниль. Характер у нее – золотой! Но недавно она повредила ногу и теперь немного прихрамывает. Шаг у нее неровный – соответственно, и импульсы детишки буду получать неправильные. Впрочем, для первого знакомства с лошадью, для налаживания контакта, для социализации ребенка Ваниль – идеальный вариант.

Потихоньку Олег Люкшенков готовит и молодого коника Маракеша. Хороший парень, говорит он про коня, покладистый, работящий, ласкушка. Кстати, в подготовке инструктору помогает 8-летний сын Платон. Мальчик как раз и приучает лошадь — намеренно, конечно, к непредсказуемому поведению детей. И покричит, и посвистит, и потопает.

Главное – адаптация

Итак, кому может помочь иппотерапия? В списке — детки с ДЦП, синдромом Дауна, поражением центральной нервной системы, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра…

Олегу Юрьевичу больше нравится понятие «адаптивная верховая езда», а не иппотерапия. Все-таки главная цель – помочь особенным детям адаптироваться. Езда на лошади – это физкультура, которая не в тягость, которой приятно заниматься. Дети не воспринимают такое занятие как принуждение или лечение. Для них это – радость.

— Вот возьмем ребенка с церебральным параличом, — объясняет Люкшенков-старший. — Лошадь на полтора градуса горячее, чем человек. Когда ребенок сидит на ней, у него уже мышцы разогреваются. А у больных детским церебральным параличом нужно как раз снимать спастику мышц. Знаете, как тяжело даже ручку малышу разогнуть! Когда детки с таким заболеванием ходят на лечебный массаж, они испытывают боль. Мамы рассказывают, что они кричат, плачут, сопротивляются, и от этого только хуже становится. А мы посадим ребенка в нужную позу, чтобы снять спайки. Ему вроде и больно, но он же на лошадке! И он едет в такой позе, а я его отвлекаю, разговариваю с ним, смешу. И результат – растянутые мышцы! Вот такая волшебная сила лошади.

Еще пример. Ребенок с синдромом Дауна всех боится, ни с кем не хочет общаться. Тогда делается акцент не только на физические занятия, но и на его социализацию – чтобы он раскрылся, стал разговаривать. Начинается все с простых команд – вправо\влево, а заканчивается стишками и песенками про лошадку. Знакомство с лошадью, говорит инструктор, это уже часть занятия. Ребенок погладит животное – появятся новые тактильные ощущения. А если он ее расчешет, почистит – это уже мелкая моторика включается.

К каждому ребенку здесь – индивидуальный подход. Сначала – опрос родителей: что беспокоит, какие хотят задачи решить. Далее составляется определенная программа в зависимости от поставленных задач. Ведется дневник, чтобы было видно прогресс. Ведь шажочки вперед порой бывают маленькими-маленькими и на первый взгляд незаметными. Но стоит посмотреть в первые записи, и сразу все становится понятным.

— Лошадь может и взрослому человеку помочь, — убежден Олег Люкшенков. — Недавно у меня один мужчина, после инсульта, занимался. Ему было нужно восстанавливаться, родные настаивали на физических занятиях, а он отнекивался – тяжело, больно. Чуть ли не в депрессию впал. Я пригласил его к нам на занятия. И что вы думаете? Потом на велосипеде к нам стал ездить. Видите, картина висит на стене. Он ее сам нарисовал и нам подарил. Вот хочу его позвать к себе: пусть будет моим коноводом. Вообще это моя мечта – брать в нашу команду людей, которым мы уже помогли…

О муниципальном задании

Год назад Олег Люкшенков окончил специальный курс по иппотерапии в Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского. С сокурсниками всегда на связи: можно и совет у коллег спросить, и самому его дать, если другим потребуется. У инструктора Люкшенкова как у человека, увлеченного своим делом, идей немало.

Первая. Воспитанники конноспортивного комплекса «Города спорта» выступают на соревнованиях высокого уровня. А почему бы ребятам с ограниченными возможностями здоровья не последовать их примеру? Тем более что подобные турниры в России проводятся, и ребята из областного центра принимают в них участие. Это же такой стимул, такой толчок к развитию!

Вторая. Провести в Дзержинске соревнования по типу спортивного ориентирования, но только на лошади. К слову, директор спортивной школы «Магнитная стрелка» Сергей Зыбов эту идею одобрил.

Третья, она же — самая заветная мечта. Получить муниципальное задание по иппотерапии. Чтобы занятия стали доступны всем желающим. Потому что пока, увы, они проводятся только на платной основе.

— «Город спорта» уже имеет муниципальное задание, но оно касается только спортивной секции, — говорит Олег Юрьевич. – Надеюсь, скоро очередь дойдет и до нас. Ведь адаптивная верховая езда помогает, раскрывая детей и физически, и психологически.

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий