Работа как хобби


01.10.20 07:36

На рабочем столе в кабинете, где она занимается с ребятишками, стоят ее профессиональные награды. И среди них, как самая главная,

Газета Город Есть такая профессия Образование

На рабочем столе в кабинете, где она занимается с ребятишками, стоят ее профессиональные награды. И среди них, как самая главная, — небольшая картина с вышитыми нежно-фиолетовыми ирисами. На обратной стороне детской рукой выведены слова: «Я вас помню! Я вас люблю!» В преддверии профессионального праздника «Дзержинские ведомости» рассказывают об учителе-дефектологе МБДОУ «Детский сад №17» Елене Краске.

Необыкновенный педагог

Личное наблюдение: практически все, для кого педагогика стала делом жизни, еще в детстве любили играть в школу. Леночка не была исключением: она надевала оправу от очков, рассаживала кукол по местам и начинала обучение. Свой первый документ о педагогическом образовании получила, будучи школьницей, окончив при учебно-производственном комбинате курсы пионервожатых. А начала постигать премудрости профессии, конечно, в школьном лагере.

Сомнений в том, кем она станет, у нашей героини не было. Вот только с выбором специализации дело застопорилось, потому что хотелось быть не просто педагогом, а педагогом… необыкновенным! И тут на помощь пришла двоюродная сестра, которая рассказала Лене о довольно редкой тогда профессии логопед-дефектолог. Девушка сразу почувствовала: мое! И без сомнения поступила на дефектологический факультет Карагандинского пединститута.

— Пять лет учебы пролетели на одном дыхании, — вспоминает Елена Владимировна. — Каждодневное познание чего-то нового приносило радость. Мы проходили практику в разных учреждениях: для слепых деток, для глухих, для умственно отсталых. И у меня с первой встречи было мгновенное их приятие. Нет, я их вовсе не жалела. Ни тогда, ни сейчас. Мне просто очень-очень хотелось им помочь!

Институт Елена окончила с красным дипломом – мечтала поскорей приступить к работе. Но после распада Советского Союза родственники девушки, как и многие русские, были вынуждены уехать из Казахстана. Семья выбрала Дзержинск, откуда были родом родители. Сначала – переезд, потом – рождение дочери. И вот в 1995 году, с трепетом и волнением, она пришла, наконец, к своим первым ученикам — в дзержинскую школу-интернат для детей с задержкой психического развития.

Стремление к совершенству

Педагогический стаж Елены Краски – четверть века. В ее трудовой книжке – несколько записей.

— Так случалось, что я меняла места работы, — говорит Елена Владимировна. – Но не потому, что мне было где-то плохо. Просто всегда хотелось (и хочется до сих пор) узнавать что-то новое, меняться, совершенствоваться. Я занимаюсь саморазвитием каждый день. Изучаю новинки специальной литературы, участвую во всевозможных конференциях, вебинарах, семинарах. Тематические семинары, организованные при городском департаменте образования, кстати, сама иногда провожу. Я – член Союза дефектологов России. Если вы спросите, какое у меня хобби, отвечу:  это — моя работа.

После школы-интернета был детский дом. Ребятишки, оставшиеся без семьи, нуждались в еще большей заботе и любви.

— Поступила к нам девочка Ирочка, — вспоминает Елена Владимировна. – Ей было пять лет, и она абсолютно не умела говорить. При всей своей немоте она умудрилась стать лидером в группе, руководила ребятами какими-то своими невербальными способами. Я поняла: с ней нужно работать! Мы занимались пять раз в неделю на протяжении пяти лет. Были у нас и радости, были и горести. Но мы своего добились! Сегодня Ирочке 19 лет и, пообщавшись с ней, вы ни за что не поверите, что она до пяти лет молчала. Это ее вышитая картина стоит у меня на столе. Она мне ее подарила, когда я уже не работала в детском доме, а просто пришла к ним на праздник. Это была моя самая большая радость!

Потом Елена Краска работала логопедом-дефектологом в медико-педагогической комиссии «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Признается, что без базы предыдущего опыта было бы сложно. Задача стояла непростая и очень ответственная: за короткое время определить уровень развития ребенка. Ведь от решений, принятых медико-педагогической комиссией, зависит дальнейшая судьба маленького человечка.

— Иногда было очень тяжело сказать правду родителям, чьи детки имели серьезное отставание в развитии, — признается педагог. – Они приводили, к примеру, ребенка с проблемами речи, а на деле проблемы оказывались куда сложнее. Нужно было не обидеть, показать, доказать, дать рекомендации.

Только индивидуальный подход

Сегодня Елена Краска – педагог-дефектолог детсада №17. Ведет группу для деток с задержкой психического развития. Заниматься начинает с ними с пяти лет. Ее задача – подготовить их к школе, социализировать в обществе. А еще понять, помочь и сделать успешными. Отдельная благодарность руководству дошкольного учреждения за специально созданные прекрасные условия работы. В кабинете Краски каких только новинок нет: и интерактивная доска, и развивающие игры, и наглядные пособия.

— Вслушайтесь в сам термин «задержка в развитии»: из него сразу понятно, что задача педагога – темп этого развития увеличить и, если есть такая возможность, довести его до нормы, — объясняет Елена Владимировна. – Когда начинаю работать с детками, я сначала провожу диагностику, потом распределяю их по подгруппам. Главное в профессии дефектолога – индивидуальный подход к каждому ребенку.

Умение и, что крайне важно, желание работать с особенными детьми дано не каждому. Здесь нужны необыкновенное терпение, понимание, доброжелательность. Дети всегда очень восприимчивы, а особенные дети чувствительны вдвойне. Они бывают гиперактивными, плохо концентрируются – нужно всегда поддерживать их интерес. Если ты их не завлечешь, не будет никакого результата. В ход идут всевозможные премудрости. Помогает Елене Краске и музыкальное образование, ведь логопед работает с ритмом. Поэтому ее подопечные занимаются с самыми настоящими «волшебными» палочками, которыми выстукивают ритм.

Не первый год дефектолог Краска изучает тему расстройств аутистического спектра. Сначала была только теория, а сейчас в садике есть и практика. В ее группе три ребенка с таким диагнозом.

— Увы, с каждым годом детей-аутистов становится все больше, — констатирует Елена Владимировна. – Недостатки у детей стали более выраженными и стойкими. Теперь нужны другие подходы, чем, предположим, те, которые использовались пять лет назад. Изменились и родители: они все меньше времени проводят с собственными детьми. Вручат ребенку гаджет, чтобы не надоедал, и спокойны. Поэтому я работаю не только с детьми, но и со взрослыми. Моя задача – их растормошить, показать, как малыш нуждается в общении, как недостает ему родительских любви и внимания.

Многие воспитанники Елены Краски после окончания детского сада идут в обыкновенную школу, и это для нее самая большая победа. Артем – один из них.

— Мы как-то сразу нашли с ним контакт, — вспоминает Елена Владимировна. – Хотя я пришла на группу, в которой он был, уже на второй год обучения. Коллеги тогда удивились, а мама очень обрадовалась. Для детей с расстройством аутистического типа характерно стремление к уединению. Такой зоной стал для Артема мой кабинет. Как только я переступала порог группы, он бежал меня встречать и шел со мной в кабинет. Пока он помогал мне готовиться к занятиям, раскладывать материалы, мы общались. И я потихоньку учила его общению с другими взрослыми, с детками.

Не всегда победы педагога бывают громкими. Но они бывают всегда. Когда ты стараешься, уверена Елена Краска, результат обязательно будет.

Мамина дочка

— Коррекционный педагог – гуманная профессия, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Вот это, пожалуй, самое емкое определение моей работы, – считает моя собеседница.

Работы самой что ни на есть любимой. Работы, о которой в курсе вся семья. И супруг Виктор Зиновьевич — полковник полиции, и, конечно, дочь Анастасия. Настя всех воспитанников мамы знает заочно и всегда интересуется их успехами. Ведь она дефектологическую «кухню» «пробует» с детства. Когда мама на дому помогала детям друзей и знакомых с проблемами речи, Настя во всех занятиях принимала живейшее участие и с восторгом восклицала: «Мама, какая у тебя интересная работа!»

Теперь такая интересная работа и у самой Анастасии. Причем удивительно, но после школы девушка поступила на юриста и даже окончила вуз с отличием. Но что такое законы в сравнении с педагогикой?! Как итог – красный диплом дефектологического факультета Владимирского педуниверситета. И продолжение маминого дела – в «Центре психолого-педагогической и психологической помощи».

— Единственное, о чем я жалею, что в свое время не стала поступать в аспирантуру, — признается Елена Краска. – Надеюсь, это сделает за меня моя дочь…

Екатерина КОЗЛОВА

Фото из личного архива Е.Краски

Оставить комментарий