Горбатовка — между Дзержинском и Автозаводом


01.12.20 12:00

Поселок Горбатовка, расположенный в двадцати километрах к востоку от Дзержинска, начинается с длинной улицы, носящей символичное название Восточная. По первому

Без рубрики

CvX-xri1DBc.jpg

Поселок Горбатовка, расположенный в двадцати километрах к востоку от Дзержинска, начинается с длинной улицы, носящей символичное название Восточная. По первому впечатлению – это селение с большим количеством жилых домов и значительным населением. Влево и вправо от дороги, вплоть до поворота на Автозавод, стоят дома, дома, дома… Возникает ощущение цельного жилого массива. Однако оно обманчиво. Горбатовка «поделена» на три части, из которых лишь одна относится к Дзержинску. Это разделение создает определенные неудобства жителям и вносит путаницу для гостей поселка.


Дома здесь в основном похожи друг на друга, а люди проще и общительнее, чем в селениях с высоченными заборами

Железнодорожная станция


Собственно говоря, Горбатовка ничем не отличается от многих деревень и сельских поселков. Дома здесь в основном похожи друг на друга, а люди проще и общительнее, чем в селениях с высоченными заборами. Хотя с недавних пор и здесь стали появляться коттеджи, наблюдается небольшой прирост населения. Если в 1970 году в Горбатовке проживали 4621 человек, то к 2010 году их осталось 3378. А в нынешнем году население поселка — 3432 жителя.


Свободной земли в Горбатовке хватает, тем не менее, поселок застроен очень плотно. Дома жмутся друг к другу, словно замерзшие пальцы на руке. Кирпичные строения соседствуют с деревянными. В поселке несколько пересекающихся улиц. Главная и наиболее протяженная – упомянутая выше Восточная. Из Дзержинска до Автозавода по ней курсируют рейсовые автобусы. В Горбатовку можно добраться и на электричке. Правда, железнодорожная станция имеет другое название – Доскино. По существу, именно станция сыграла решающую роль в жизни затерявшейся в лесах небольшой деревеньки. Возникла станция у речки Вьюница, вблизи деревень Ивановка и Ипяково. На месте первой сегодня улица Островского поселка Горбатовка, а вторая вошла в состав поселка Гавриловка.


Люди облюбовали эту территорию давно, причем пришли сюда по воле Нижегородского Благовещенского монастыря – владельца окрестных земель. Первые домишки появились между речкой Вьюница и полноводным ручьем Горбатый Крутец. Отсюда и название деревни. Рост ее был связан с возникновением сухопутного Московско-Нижегородского тракта, поворачивающего от Орловского постоялого двора к Горбатовке и шедшего далее к губернскому центру на ярмарку.


У местных государственных крестьян, кроме хлебопашества, появилась возможность заняться извозным и другими промыслами, в том числе торговлей. Работы прибавилось в ходе строительства, а затем обслуживания железной дороги. К этому времени деревня состояла уже из двух рядов, хотя и в один порядок. Одним из акционеров строительства железной дороги был владелец Орехово-Зуевской мануфактурной фабрики М.Е.Балашов. Возле Горбатовки, севернее железной дороги, находилась его усадьба и большой двухэтажный деревянный дом. По желанию Балашова рядом с домом была открыта железнодорожная станция IV класса Горбатовская.


О бывшей усадьбе напоминают остатки липовой аллеи и обмельчавшее озеро.

По Вьюнице – на ярмарку

j1v8uwTJ7RI.jpg


Велосипеды и мотоциклы – распространенное средство передвижения в поселке


Уже когда по железной дороге вовсю ходили поезда, в стороне от усадьбы возник кирпичный завод. Все появившиеся в тот период кирпичные здания и печи были построены из его продукции. При заводе выросла и своя деревенька Орловка (на месте поселка Новое Доскино). Деревня же Горбатовка прирастала не за железной дорогой, а южнее, на своей стороне. Особенно активно это происходило во второй половине XIX века. Весной, когда баржам с грузами для торговли в Нижний Новгород не хватало места, с Оки по Гниличке они заходили в речку Вьюницу, которая в половодье вполне могла принять плоскодонки. У Горбатовки грузы с барж снимались, местное население лошадьми доставляло их к железной дороге, по которой товары переправлялись на ярмарку.


Туда же сбывались изделия местных кузнецов, наиболее известными среди которых были Калинины и Свешниковы. Из болотной руды они ковали гвозди и костыли к шпалам.


Постепенно Вьюница стала мелеть, и возможность заработать на перевалке грузов исчезла. Но к этому времени набирал мощь Сормовский завод, принявший на работу многих горбатовцев. В деревне появились торговые лавки. Андриановы из соседнего села Гнилицы открыли пекарню с бакалеей, завели торговлю скобяными изделиями.


В конце XIX века на железной дороге появилась новая станция – Орловка, переименованная в 1913 году в станцию Доскино. Название связано с возникшим у станции поселком Новое Доскино. Вскоре после образования в 1934 году Автозаводского района этот поселок из Дзержинского района отошел Автозаводу.


В 1939 году в Горбатовке открылась двухэтажная кирпичная школа, а в старом деревянном здании школы с 1945 по 1962 год находился детский дом.


Вплоть до 60-х годов территория Горбатовки, в том числе за железной дорогой (кроме Нового Доскино) до Московской трассы, входила в состав Дзержинска. Потом территория севернее улицы Восточная отошла к Автозаводу. В 1997 году там, в здании бывшего кинотеатра «Салют», открылась церковь. Но территориально она и ее воскресная школа относятся не к Горбатовке, а к Новому Доскино. И на юге Горбатовки земли бывшего совхоза, вместе с двумя озерами, тоже принадлежат району областного центра.

Совхоз «Доскино»

00lxPBZiuTk.jpg


В Горбатовке кирпичные строения соседствуют с деревянными


Еще не так давно по обе стороны трассы М7, от Гавриловки до поселка Нагулино, высевались зерновые, кукуруза, различные сидераты. Этим занимались работники совхоза «Доскино». Да и до совхоза здесь кипели сельхозработы. В 1930 году для снабжения Дзержинска сельхозпродукцией в Горбатовке, южнее улиц Советской и Пролетарской, была создана молочно-огородная ферма. С 1939 года началось разведение черно-пестрой породы скота.


Позднее на базе этого хозяйства возник совхоз «Доскино». В 1993 году в нем открылся тепличный комбинат, а через год – госсельхозпредприятие (ГСХ) «Доскино», на котором трудились многие жители Горбатовки. Площадь теплиц составляла тогда 24 гектара, на которых выращивалось более полутора десятков культур, включая сладкий перец и баклажаны.


На начало 1998 года это предприятие имело 3435 га земель, а поголовье крупного рогатого скота насчитывало 578 голов. Для работников ГСХ «Доскино» были выстроены многоэтажные городского типа дома. Хозяйство имело региональное подчинение. С 2002 года совхоз «Доскино» прекратил существование, а в 2015 году жители этого поселка приняли решение о его переименовании в микрорайон Доскино Автозаводского района.


К областному центру чуть не отошла и Горбатовка. 25 апреля 2012 года вопрос о включении Горбатовки в состав города рассматривала Дума Нижнего Новгорода. Но что-то не срослось, и поселок по-прежнему относится к городскому округу город Дзержинск.

oDr4SokAeDw.jpg


С 2002 года 
совхоз «Доскино» прекратил существование


Школа №16


Горбатовка не только теряла свои земли. За последние годы она приобрела несколько предприятий. В 1974 году здесь было развернуто структурное подразделение ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» ПМК-5, а в декабре 2017 года было принято решение начать строительство газораспределительной станции «Горбатовка».


В 2007 году на подъезде от Дзержинска к поселку пущен в эксплуатацию новый асфальтобетонный завод мощностью 25 тысяч тонн асфальта в месяц. Не так давно на земле Горбатовки, на Московском шоссе, 401А открылся отель «Лесная сказка».


Наметились улучшения и социального характера. За последние несколько лет отремонтировано десять колодцев, капитально отремонтированы поселковые дороги и обелиск Славы, построен медпункт. Кроме того, постоянно проводятся работы по дезинфекции воды в общественных колодцах, работы по очистке дорог от снега.


Из социально-культурных объектов в поселке заслуживает внимания школа №16. Она уникальна в своем роде. Благодаря местным педагогам, из ее стен вышло немало известных на всю страну людей. Это лауреат Ленинской премии, один из создателей скоростных судов на подводных крыльях Г.В.Сушин, заслуженный строитель РСФСР В.В.Демаков, физик, действительный член Академии наук СССР, чья деятельность была связана с космосом, В.В.Железняков, один из технических руководителей автозавода А.В.Новиков, основатель и бывший директор Дзержинской школы №22 А.Н.Токарев, заслуженный изобретатель РСФСР, ведущий инженер «НИИхиммаш», а затем преподаватель Дзержинского политеха А.И.Юрченко, лауреат Государственной премии, технический директор автозавода М.В.Зыбов и другие.


Невольно возникает вопрос: как смогла Горбатовка дать стране так много выдающихся людей? Может быть, потому, что улицы поселка названы не в честь вождей революции, а именами российских классиков – писателей А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, А.С.Пушкина, В.Г.Короленко, живописца В.А.Серова? Их произведения наверняка порождали у горбатовских подростков стремление к творчеству и совершенствованию. Как и подвиги Полины Осипенко – летчицы, одной из первых женщин Героев Советского Союза, в честь которой также названа улица поселка. В Горбатовке было немало героев войны. Память о них увековечена на обелиске Славы, который находится в ухоженном состоянии, что тоже является важным стимулом развития чувства патриотизма в подрастающем поколении.


Вячеслав САФРОНОВ


Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий