Кто в доме хозяин?


10.12.20 07:48

Жилищный кодекс не дает определения понятию «старший по дому» и не регламентирует его полномочий. Однако представить себе современный многоквартирный «муравейник»

Город

Жилищный кодекс не дает определения понятию «старший по дому» и не регламентирует его полномочий. Однако представить себе современный многоквартирный «муравейник» без такого человека уже невозможно. С учетом общепринятой практики старшего выбирает совет многоквартирного дома, он же и наделяет жильца полномочиями управдома. Старший по дому — ответственное лицо, представляющее и защищающее интересы дома перед управляющей компанией, службами ЖКХ и иными структурами. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» пообщался с людьми, не побоявшимися взять на себя непростые хлопоты за состояние жилищно-коммунальной сферы целого дома.

Секреты психологии

– В нашем доме меня знают все жильцы, и если что случается, сразу звонят: «А почему света нет?», «Почему вода холодная?» и много других «почему», – говорит старший по дому №12 на проспекте Ленинского комсомола Тамара Андреянова.

И это только малая часть забот, которые лежат на человеке, отвечающем за многоквартирный дом. Тамара Викторовна посещает квартиры тех, кто оказался в списке должников за коммунальные услуги: либо с Татьяной Евгеньевной Поддубской, председателем товарищества собственников жилья «Согласие», к которому прикреплен их дом, либо одна. В зимнее время старший по дому перед приездом снегоуборочного трактора обзванивает жителей, чтобы те убрали с придомовой территории свои машины — за столько лет работы Андреянова уже знает, где и чья. А когда на крышах появляются сосульки, она сразу оповещает ТСЖ.

– Занимаюсь этим всю жизнь и, честно говоря, не считаю уже за работу, – делится Тамара Викторовна. – Попросят – сделаю, позвоню, скажу. В дом №12 мы с мужем заселились в числе первых. Основная масса жильцов заезжала после Нового года, а мы 1986 год уже здесь встречали. Встречали и новоселов. Потом так и пошло: у кого какие бытовые проблемы – обращались к нам.

Много лет спустя, когда появилось товарищество собственников жилья, и стали выбирать старшего по дому, жильцы проголосовали за Тамару Викторовну, которая всегда всем помогала. С тех пор, вот уже 12 лет, она принимает ремонтные работы, общается со слесарями, вызывает аварийную службу, следит за детской площадкой, потому что рядом с домом располагается школа №18.

Отношения с подрастающим поколением — отдельная тема.

— Детскую площадку у дома сделали, а для подростков ничего нет, — сетует старший по дому. — И летом они приноровились ходить на эту площадку. Бабушки, естественно, начали ругаться, а подростки – еще больше безобразничать. Я спустилась во двор и говорю мальчишкам: «Видите же: лето, окна у всех открыты, вы можете на полтона тише общаться? Тем более, детская площадка, а вы матюкаетесь». И они все поняли. Просто современные дети часто ходят в наушниках, слушают музыку, привыкли к постоянному шуму, поэтому себя не контролируют и громко разговаривают.

Психологию школьников Андреянова прекрасно понимает, ведь она работает в школе на вахте, и мальчишек этих тоже хорошо знает.

Из любителей в профессионалы

Больной темой всех управдомов остаются неплательщики. В тех домах, где их много, гораздо проблематичнее сделать что-то. По этой причине там выполняются только аварийные мероприятия. Старший по дому №34 на улице Суворова Наталья Казанцева на собственном опыте знает, что от финансовой стороны вопроса зависит многое.

— У нас всего две квартиры с задолженностями по оплате услуг ЖКХ, – говорит она. – Поэтому, если у жильцов возникают пожелания, управляющая компания идет нам навстречу. А если это дорогостоящие работы, то вопрос может решаться годами: мы копим деньги и делаем. В прошлом году, к примеру, окна поменяли, а в нынешнем — лежак отопления на чердаке заменили, хотя это довольно дорогостоящая услуга.

Еще жильцы попросили сделать опалубку вокруг здания, и управляющая компания сделала ее оперативно. Это и есть плодотворная работа старшего по дому, обязанность которого в первую очередь — мониторинг ситуации, где какие неполадки, а затем контроль за выполнением работ. А если у жильцов есть нарекания по качеству выполненных работ, то старший по дому обсуждает этот вопрос с коммунальщиками.

Решением жилищно-коммунальных вопросов Наталья Казанцева начала заниматься задолго до назначения старшей по дому.

— Сначала пять лет я просто сопровождала бабушек в управляющую компанию, помогала им писать заявления, беседовать с начальниками, – вспоминает Казанцева. – Пожилым жильцам нужна моральная поддержка, они часто боятся что-то недопонять. Тогда у нас еще не было старшего по дому, и бабули просили меня сходить с ними. Я не отказывала, так как график основной работы позволял. А потом мне предложили заниматься этим официально, и я согласилась.

Перерасчеты и нормативы

Валерий Шишмарев с 2015 года председатель совета многоквартирного дома №15 по улице Окская набережная. Чуть ранее, с 2011 года, Валерий Вячеславович был председателем территориального общественного самоуправления «Окский». Участие в ТОС давало возможность благоустраивать дворовую территорию, а хотелось следить и за домом. Поэтому было решено создать совет дома. Согласно жилищному законодательству, такое объединение дает больше полномочий собственникам многоквартирного дома, позволяет участвовать в обсуждении направлений деятельности и контролировать работу управляющей организации.

К моменту, когда пришла идея создать совет, в подъездах много лет не делался косметический ремонт, требовали замены старые двери и окна. Плюс, были проблемы с общедомовыми инженерными коммуникациями, а самое главное — не было единства между собственниками, то есть все только говорили, критиковали, но никто ничего не предпринимал.

— Тогда я решил взять дело в свои руки, – рассказывает Валерий Вячеславович. – Кто-то из соседей поддержал мою идею и принял активное участие в голосовании, другие отнеслись скептически. Были и такие, кто проигнорировал общее собрание жильцов. И все-таки нам удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки и убедить жителей дома, что совет – это хорошо, и без активного участия всех собственников в решении насущных проблем дома ничего не получится.

Управляющая компания поддержала инициативу, помогла документально оформить совет многоквартирного дома. С момента создания СМКД ежегодно составляется производственный план работ на следующий год. Это удобно, поскольку планирование помогает избежать аварийного режима. По плану на 2021 год основные деньги будут пущены на благоустройство двора и установку козырьков над подъездами. Большие средства заложены на утепление наружной стены дома с юго-западной стороны. Не секрет, что из-за близости реки этот район города наиболее подвержен ветрам, соответственно у стен близлежащих к реке домов ощущается значительное продувание.

Еще жильцы хотят поставить видеонаблюдение, так как участились случаи хулиганства и воровства из машин.

– Очень надеюсь, что в 2021 году мы войдем в программу «Формирование комфортной городской среды», чтобы преобразить наш двор, – говорит Валерий Шишмарев. – Пакет документов, подготовленных советом совместно с управляющей компанией, находится в администрации города.

По словам Шишмарева, в доме имеются должники по оплате услуг ЖКХ, и это негативно влияет на его обслуживание. В таких случаях управляющей компании приходится взимать долги через суд.

Председатель совета следит за перерасчетами и нормативами, что в итоге очень выгодно всем жильцам. Полтора года назад в доме поставили индивидуальные приборы учета по отоплению и горячей воде, причем без дополнительных затрат со стороны собственников квартир. Дополнительные средства были изысканы советом дома совместно с управляющей компанией.

— Как многие знают, именно за эти услуги мы отдаем больше всего денег, и цифры в платежках порой превышают сумму за текущий ремонт и другие услуги, – отмечает Валерий Вячеславович. – А с приборами учета дом раз в год будет получать перерасчет. В 2020-м перерасчет по отоплению составил по дому примерно 2,5 миллиона рублей.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото Руслана Лобанова

Справка

В основные обязанности старшего по дому входят: регулярный контроль уборки лифтов, подъездов и иных объектов общего пользования; контроль за деятельностью жилищно-эксплуатационных организаций по уборке и благоустройству прилегающих территорий; контроль над соблюдением предписаний по санитарным, экологическим, противопожарным и эксплуатационным требованиям, включая содержание жильцами домашних животных; принятие мер для ликвидации недостатков, порчи и случаев нарушения использования общедомового имущества; хранение ключей от запасных входов и помещений технического характера, электрощитов, пусковых устройств; контроль над проведением ремонтных работ; ведение и хранение паспорта многоквартирного дома, протоколов общих собраний жильцов, их обращений, а также составление техосмотров общедомового имущества.

Оставить комментарий