Научить детей жить в безопасности


12.12.20 12:00

Среди многообразия школьных занятий его уроки кажутся незначительными, но те знания, которые он дает детям, пригодятся в повседневной жизни каждому.

Без рубрики

Среди многообразия школьных занятий его уроки кажутся незначительными, но те знания, которые он дает детям, пригодятся в повседневной жизни каждому. Учитель основ безопасности жизнедеятельности дзержинской школы №18 Эдуард Борисович Фирсов рассказывает о своем профессиональном становлении.


Благодарен своим учителям


Эдуард Фирсов родился и вырос в Балахне. Именно в балахнинской школе №14 он понял, что хочет стать педагогом.


— Когда я стал старшеклассником, учителя доверяли мне целые классы, — вспоминает Эдуард Борисович. — Я с удовольствием возился с младшими детьми и мог заменить учителя физкультуры или начальной военной подготовки (аналог современного ОБЖ, – прим. О.С.). На этих уроках под моим присмотром всегда был полный порядок. Учитель НВП Вячеслав Викторович Смирнов привлекал меня не только для участия в конкурсах по военно-прикладному спорту и «Зарницах», но и для помощи в подготовке команды к этим конкурсам. Тот опыт пригодился в моей сегодняшней работе.


Конечно, не обошлось и без влияния семьи: мама у Эдика работала логопедом в детском саду, а отец, хотя и был мастером завода релейной аппаратуры, каждое лето проводил в загородном лагере, работая старшим пионерским вожатым. Эдик был рядом с папой, сначала как отдыхающий, а повзрослев, уже как коллега – отрядным вожатым.


После школы Фирсов поступил в Горьковское педагогическое училище, решил стать учителем начальных классов, но призыв на срочную службу отложил планы. В те времена (середина 1980-х) служба в армии была одним из важных периодов в жизни мужчины.


— Призывники в те годы писали заявления на отправку в Афганистан, — делится воспоминаниями Эдуард Фирсов. — У нас, советских детей, было развито чувство патриотизма. В Афганистан я не попал из-за проблем со зрением, но с удовольствием отслужил два года в бригаде химической защиты в Кинешме. Мне нравилась армейская служба. Строевая подготовка, военное дело – любовь к ним привил мой учитель Вячеслав Викторович. За это ему огромная благодарность.


После армии Эдуард не стал возобновлять учебу в педагогическом училище — устроился работать на мебельную фабрику. И опять решающую роль в жизни будущего педагога сыграл Вячеслав Смирнов, на тот момент занимавший должность руководителя отдела спорта и туризма в администрации Балахны. Эдуард становится его помощником.


— Я занимался организацией соревнований, общался со знаменитыми спортсменами, объездил всю страну, — рассказывает Фирсов. – Но однажды влюбился, бросил все и улетел в Минск. Через некоторое время вернулся — не сложились отношения. Долго не мог войти в привычное русло, жил, как во сне. На ноги меня поставил брат, сказал, что нужно получить образование, и мы вместе стали поступать в вуз. В итоге я окончил исторический факультет Нижегородского государственного педуниверситета.


Во время учебы перебрался в Дзержинск, создал семью, родился ребенок. На дворе середина 90-х, страна живет в условиях дефицита — очереди, талоны. Фирсов решил попробовать себя учителем.


Эдуарда Борисовича приняла в свой коллектив директор дзержинской школы №40 Роза Максимовна Мясумова. В те годы образование в России не велось по определенным стандартам, программу и учебники каждый учитель выбирал сам. Фирсову предложили преподавать историю России по учебнику, написанному по социальному заказу Фонда Сороса. По мнению педагога, идеологическая направленность этих книг — принизить роль России и советского общества в мировой истории. Конечно, Эдуарду Борисовичу было стыдно рассказывать ученикам об истории Отечества в данном ключе. Пришлось «добирать часы» уроками ОБЖ.


— Очень хорошо помню разговор директора и завуча школы №40, который я случайно услышал в школьном коридоре, — комментирует Эдуард Борисович. — Роза Максимовна была уверена во мне, начинающем педагоге, и говорила, что из меня выйдет толк. Именно ее слова подстегнули меня и подтвердили правильность выбора профессии. Пришлось доказывать! За это я ей благодарен.


«Беркут» и «Юнармия»


А потом в жизни Фирсова появилась коллега, впоследствии ставшая женой. Она стала своеобразным стимулом для профессионального роста Эдуарда. Татьяна посещала его уроки, давала советы с профессиональной точки зрения, говорила о том, что нужно развиваться. Он называет ее «учителем от Бога» (Татьяны не стало шесть месяцев назад), старается до сих пор придерживаться данных ею наставлений и считает основным своим учителем.


В 2004 году Фирсов перешел в школу №18, где работает учителем основ безопасности жизнедеятельности по сей день. Главная цель его уроков заключается в том, чтобы научить детей поведению в чрезвычайных ситуациях, умению избегать их и выживать в условиях города и природы. Особое внимание уделяется навыкам оказания первой медицинской помощи, для этих целей был приобретен специальный манекен. Кстати, кабинет ОБЖ школы №18 несколько раз признавался лучшим в области по материально-техническому обеспечению. И в этом немала заслуга Эдуарда Борисовича.


По мнению Фирсова, современный урок ОБЖ – это не только лекции по выживанию, очень важна практическая составляющая занятий. Поэтому педагог обращает внимание учеников на отработку навыков обращения с оружием и средствами индивидуальной защиты, а также на строевую и физическую подготовку и основы воинской службы.


Фирсов также является руководителем военно-патриотического клуба «Беркут», существующего на базе школы уже 13 лет. Члены «Беркута» занимают призовые места на спартакиадах по военно-прикладным видам спорта не только городского уровня, но и регионального. В 2013 году учащиеся школы №18 в составе сборной команды представляли Дзержинск на спортивно-образовательном форуме в Сочи и стали победителями.


Два года в школе работает объединение «Юнармии» — детско-юношеского военно-патриотического движения России. Основополагающим курсом движения являются военное и спортивное направления – все то, чем занимается Эдуард Борисович. В школе создан Зал боевой славы, в котором проходят торжественные мероприятия военной направленности. Кстати, стенды зала оформлены и изготовлены самим педагогом.


Достоин Доски почета


Главным в своей работе Эдуард Борисович считает стремление научить детей быть готовыми к жизни, а в случае экстремальной ситуации – суметь оказать помощь себе и окружающим, не пройти мимо нуждающегося в этой помощи. Директор школы №18 Елена Федорова уверена в коллеге. Для нее он ценный и незаменимый сотрудник. Неслучайно при выборе кандидатуры для городской Доски почета она остановилась на преподавателе ОБЖ.


— Когда поступил запрос из департамента образования администрации города о претендентах, достойных Доски почета, я даже ни на секунду не сомневалась: Эдуард Борисович – кандидат номер один, — говорит Елена Юрьевна. — Он не только высокопрофессиональный педагог, на нем лежит большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Военно-патриотический клуб «Беркут» под началом Фирсова на протяжении всех лет существования является победителем различных соревнований и конкурсов. Материальная база кабинета ОБЖ по итогам последних двух лет на муниципальном уровне получает высшую оценку.


Директор школы №18 считает, что наилучшим показателем работы Эдуарда Борисовича является не его участие в конкурсах профессионального мастерства в рамках национального проекта «Образование», а выбор его воспитанниками вузов для продолжения учебы. Выпускники Фирсова учатся в Ивановской академии МЧС, Нижегородской академии МВД, некоторые уже работают в пожарных частях Дзержинска. И девушки среди них тоже есть.


Положительно отзываются о работе Фирсова и его коллеги.


— Я работаю с Эдуардом Борисовичем с 2006 года, и все эти годы меня восхищает его целеустремленность, — говорит учитель технологии Евгений Владимирович Кудряшов. — Грамотная и всесторонняя подготовка учеников помогает им держать лидирующие позиции на городских и региональных спартакиадах на протяжении долгих лет. Его ученики становятся офицерами по линии МЧС, с благодарностью приходят в школу, не забывают своего учителя. Как преподаватель могу сказать, что это большая честь для педагога.


— Я видел, как работали мои родители, пример их добросовестного труда у меня перед глазами, — вспоминает Эдуард Фирсов. — Отец полностью отдавался работе. Скажу честно, мы, Фирсовы, не умеем работать плохо, и мне от родителей передалось это желание трудиться.

Оставить комментарий