Один из самых ярких депутатов седьмого созыва Городской думы Дзержинска – Нина Аранович. В городе ее знают как руководителя физкультурно-оздоровительного комплекса «Ока». Во вновь избранной Думе Нина Александровна возглавила бюджетный комитет, и теперь ей также приходится работать над главным финансовым документом Дзержинска – бюджетом на 2021 год. Корреспондент «Дзержинских ведомостей» попросил впервые избранного депутата поделиться впечатлениями от работы в городском парламенте.
Самый популярный комитет
— Нина Александровна, что для вас стало самой большой неожиданностью за два месяца работы в Городской думе? Или все ожидаемо?
— Самой большой неожиданностью для меня стала работа в онлайн-формате. Онлайн случился именно в тот момент, когда нашему комитету нужно было рассматривать важнейший вопрос – формирование бюджета города на следующий год. После избрания Городской думы состоялись два заседания комитета по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике. Одно заседание прошло в очном формате, другое – дистанционно. Когда депутаты работают удаленно, трудно почувствовать обратную связь, которая очень нужна при обсуждении вопросов, выносимых на комитет. Это был, пожалуй, самый неприятный момент. Приходится подстраиваться, если мы хотим поберечь свое здоровье и здоровье своих близких.
— Вы возглавили комитет по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике. Не знаю как теперь, но раньше этот комитет пользовался наибольшей популярностью среди депутатов. Считалось, что там «делят деньги». Насколько сложно для вас складывается руководство ключевым комитетом Думы, если учесть, что раньше вы не работали депутатом?
— Комитет действительно самый популярный в Городской думе, в него входит больше всего депутатов – 13 человек. И это не удивительно: бюджет — основополагающий финансовый документ нашего города, на основании которого живет Дзержинск. Я бы не сказала, что депутаты стремятся попасть в наш комитет только для того, чтобы как-то влиять на распределение бюджетных средств. Скорее, хотят быть более информированными. Например, на заседаниях комитета всегда присутствуют представители департамента финансов городской администрации, которые готовы ответить на любой вопрос. Кстати, изменения в бюджет сначала рассматриваются на всех профильных комитетах. И только потом, более детально и подробно – на бюджетном комитете. А мы уже готовим рекомендации для пленарных заседаний Думы.
— Главная тема – формирование бюджета города на следующий год?
— Да, но параллельно идет работа и над бюджетом 2020 года. Потому что в бюджет текущего года ежемесячно вносятся изменения. Деньги перераспределяются с одних статьей бюджетных расходов на другие, поскольку где-то расходы уменьшаются, а где-то увеличиваются.
Социальный бюджет
— Что бы вы отметили в бюджете следующего года?
— Проект бюджета Дзержинска на 2021 год опубликован. Прошли публичные слушания. Бюджет сформирован как бездефицитный. Доходы равны расходам. В существующих условиях очень важно не увеличивать муниципальный долг, а сокращать прежние долги. Бюджет 2021 года на 70 процентов – социальный. Это расходы на социальную политику, образование, культуру, физкультуру, спорт. Бюджет программный, состоит из 17 программ.
Некоторые статьи документа не изменяются из года в год, поскольку продиктованы федеральным законодательством. А есть такие статьи бюджета, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств. Например, ремонтные работы, строительство новых объектов, новых дорог и ремонт уже существующих.
— Впервые в рамках бюджета города на 2021 год появляется строка «инициативный бюджет». Другими словами, жители города теперь вправе самостоятельно предлагать инициативы по использованию бюджетных средств. Кто конкретно может претендовать на так называемое инициативное бюджетирование?
— На инициативное бюджетирование в проекте городского бюджета на 2021 год предусмотрено 40 миллионов рублей. Данные средства будут направлены на реализацию социально значимых проектов в Дзержинске, выбирать которые будут сами жители. Инициативное бюджетирование дает возможность дзержинцам участвовать в процессе принятия бюджетных решений.
Инициативные проекты — мероприятия, имеющие приоритетное значение для жителей города, проект должен быть ориентирован на решение конкретной проблемы. Инициативными группами, которые выдвигают проект, могут быть самые разные объединения граждан. Например, группа численностью не менее пяти человек, ТОСы, товарищество собственников недвижимости, общественный совет при главе города, молодежный парламент города, социально-ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории города, Общественная палата города Дзержинска.
— Прошло два заседания бюджетного комитета. Какая атмосфера царит на заседаниях? Идет профессиональный разговор или новичкам депутатского корпуса пока не хватает опыта?
— Атмосфера достаточно конструктивная. Депутаты задают вопросы чаще всего со знанием дела. Выделить конкретные вопросы по степени важности я не могу. Бюджетные вопросы важны все без исключения.
Звено между депутатами и администрацией
— Вы руководите муниципальным учреждением. Не означает ли это, что вы по определению не можете возражать против тех ли иных требований администрации города? Или все-таки свобода действий у председателя думского бюджетного комитета имеется?
— Депутаты – свободные граждане со своим личным мнением, и никто не запрещает нам его выражать, защищая свои позиции. Как председатель бюджетного комитета я работаю напрямую с директором департамента финансов администрации. Мы вместе разбираем все возникающие острые вопросы. Департамент финансов формирует бюджет города, а депутатский корпус его согласовывает. Соответственно, я как председатель комитета являюсь тем звеном, которое соединяет депутатов и представителей администрации. Чтобы не получалось так: каждый депутат начинает вдруг судорожно участвовать в формировании бюджета. Депутаты уже понимают: если есть предложение о расходах, то, согласно положению о Городской думе, они должны предложить или статью доходов, или дополнительный источник доходов.
— Есть мнение, что Дума должна быть независимым органом власти. Есть и другое мнение, что Гордума как орган представительной власти может и должна быть, прежде всего, помощником и советчиком исполнительной власти в лице администрации города. Вам какая точка зрения ближе и почему?
— Главное – конструктивная работа. Критика исполнительной власти должна быть обоснованной. Считаю, нельзя ни в коем случае допускать конфликтов между двумя ветвями власти, между администрацией города и Городской думой. Потому что от этого неизбежно пострадают наши избиратели – жители Дзержинска. В прошлые созывы Городской думы случалось бойкотирование депутатами отдельных вопросов повестки дня. Вопросов, которые требовали срочного решения, потому что влияли напрямую на обеспечение жизнедеятельности города. Депутаты должны подходить к решению каждого вопроса с точки зрения наших избирателей, но не руководствоваться при этом личными интересами. Если администрация и Дума не сходятся в решении какого-то вопроса, нужно вырабатывать оптимальные варианты решения. Для этого у нас есть профильные комитеты, мы можем писать запросы и встречаться с администрацией города. За месяц от одного до другого заседания Думы можно и нужно решить все спорные вопросы. Чтобы сами пленарные заседания Городской думы были рабочими.
По оптимальному сценарию
— То есть на комитетах можно спорить до хрипоты?
— Совершенно верно. Первое заседание нашего бюджетного комитета продолжалось, например, три часа. Когда все вопросы достойно отрабатываются, то депутаты понимают, что лишний раз поднимать вопрос на пленарном заседании Думы нет смысла.
— Предстоящий год, скорее всего, будет не самым легким в финансовом плане…
— Несмотря на изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, повлекшие отмену с 2021 года ЕНВД, а также передачу в областной бюджет госпошлины, уплачиваемой через МФЦ, в целом прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет увеличился относительно первоначального плана 2020 года на 282 миллиона рублей или на 12,8 процента. В том числе благодаря увеличению норматива отчислений от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, с 20 процентов в 2020 году до 30 процентов в 2021-м, а также благодаря дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ, который вырос относительно 2020 года с 11,9 до 19,6 процента.
Прогноз по доходам на 2021 год рассчитан по оптимальному сценарию, учитывающему как возможные риски, связанные с ухудшением экономической ситуации, так и налоговый потенциал города. Таким образом, мы рассчитываем исполнить план по доходам в полном объеме.
Беседовал Сергей АНИСИМОВ
Фото Руслана Лобанова