Доброволец – это звучит гордо!


19.12.20 12:00

В номинации «Организатор добровольчества» первое место жюри присудило Надежде Ступницкой Всероссийский конкурс «Доброволец России-2020» прошел в рамках онлайн-марафона #Мывместе —

Без рубрики

nMxwNN5bGQk.jpg


В номинации «Организатор добровольчества» первое место жюри присудило Надежде Ступницкой


Всероссийский конкурс «Доброволец России-2020» прошел в рамках онлайн-марафона #Мывместе — главного волонтерского события года в стране. По итогам конкурса из семи финалистов, представлявших Нижегородскую область, пятеро стали победителями и лауреатами. Среди них Надежда Ступницкая и Ольга Киселева из Дзержинска.


Совмещая приятное с полезным


Напомним, грантовый фонд Всероссийского конкурса волонтерских инициатив «Доброволец России» составляет 90 миллионов рублей. На конкурс было подано более 53 тысяч заявок от 3248915 волонтеров. Подарки и гранты до двух миллионов получили 125 победителей. В номинации «Организатор добровольчества» первое место жюри присудило Надежде Ступницкой. Она организовала работу филиала поисково-спасательного отряда «Волонтер-Дзержинск» для поиска пропавших людей в Нижегородской и соседних областях.


Филиал поисково-спасательного отряда «Волонтер-Дзержинск» начал работу в 2017 году. Примерно за год до создания проекта Надежда узнала про поисковиков на тренировке кинологов. Там как раз говорили о том, что нужны добровольцы, которые будут заниматься поиском пропавших людей.


— Около года я следила за процессом в социальных сетях, делала репосты, – рассказывает Надежда. – Тогда я думала, что сама ничего не умею и абсолютно бесполезна в таком предприятии. Это самое распространенное заблуждение. На самом деле, у нас в отряде много специальностей и подразделений, так что практически любой человек может помочь. И не обязательно, чтобы он был физически натренирован. Кто-то работает поисковиком, даже не выходя из дома (речь о размещении информации в соцсетях, обзвоне родственников пропавших, больниц, создании ориентировки для печати, для чего нужен только компьютер и телефон).


Если человек выезжает на городские поиски, то сверхспособности тоже не нужны, основная задача — осмотр территории и расклейка ориентировок. К примеру, в числе сотрудников отряда есть молодые мамы, которые во время прогулок с малышом расклеивают листовки, как говорится, совмещают приятное с полезным. А вот при выезде поискового отряда в лес физическая выносливость, конечно, нужна, чтобы быть готовым пройти до десяти километров по пересеченной местности. Большинство людей могут с этим справиться. Самое главное – моральный настрой.


Спасатель рядом


Однозначной тенденции, кто и когда теряется, конечно же, нет. Но сезонные признаки все-таки на лицо. Так, зимой среди «потеряшек» чаще всего оказываются подростки из неблагополучных семей. К январю-февралю «бегунки» (так их называют поисковики) устают учиться в школе и начинают убегать из дома. Еще в зимний период нередко теряются люди старшего поколения с деменцией. А летом – это грибники, ягодники всех возрастов, которые уверены в том, что хорошо знают лес и никогда там не заблудятся, поэтому уходят без телефонов и компаса.


— Люди среднего возраста тоже теряются, и это не зависит от времени года, — рассказывает Надежда Ступницкая. – Как правило, это происходит, когда случается нештатная ситуация (проблемы со здоровьем или криминал). Не исключен и уход из дома, когда захотелось приключений (уехал в другой город, никому не сообщив, или ссора с родственниками). Плюс процент несчастных случаев – например, отправился один на рыбалку и утонул…


Филиал поисково-спасательного отряда «Волонтер-Дзержинск» начинался с трех сотрудников, теперь его актив – более 30 добровольцев. За три года существования дзержинский отряд обзавелся оборудованием, появилось много внутриотрядных специалистов (координаторы поиска, информационщики), 10 человек прошли курс «Спасатель рядом» от коллег из Санкт-Петербурга, которые ездят с ним по всей России.


Обзаводиться персональным снаряжением поисковикам не требуется. Нужны самые элементарные вещи – фонарик и какой-то яркий элемент одежды. Отряд сам закупает комплекты оборудования для поиска, куда входят навигатор, рация, компас, фонари, которые выдаются старшему группы.


— Главное правило поисков – не увеличить количество жертв, следовательно, нам надо, чтобы нас было видно, – рассказывает Надежда. – Также с собой в лес настоятельно рекомендуем брать резиновые сапоги и одежду, которую не жалко испачкать.


Сообщить о пропавших родственниках, близких людях можно по телефону 112, либо позвонить на горячую линию отряда: 8 (8312) 915-151, которая работает круглосуточно.


Увидеть что-то эстетичное

_wpjmz0aPak.jpg


Ольга Киселева (справа) стала лауреатом Всероссийского конкурса «Доброволец России – 2020» в номинации «Равенство возможностей»


В номинации «Равенство возможностей» во Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2020» лауреатом признана Ольга Киселева с проектом «Театр, где играет душа», созданным на базе инклюзивного театра-студии «Блик». Это инклюзивная творческая площадка, где люди с ограниченными возможностями здоровья развивают свой творческий потенциал и отрабатывают навыки общения.


Студии «Блик» исполнилось 20 лет, и она представляет собой «Театр черного света» – так называют немцы ультрафиолет. Специфика театра в том, что на черной сцене выступают люди, одетые в черное, включен ультрафиолет, и получается, что работают только те предметы, которые «засветились» – это классика жанра.


— Именно так мы и занимались все 20 лет, – рассказывает специалист по работе с молодежью клуба инвалидов «Вера» Ольга Киселева. – Но мир движется семимильными шагами. И нам захотелось быть современными. Если ты современный — значит, востребованный. Поэтому в проект было включено современное световое оборудование: мультимедийная 3D-анимация, лазерные проекторы, прожекторы на светодиодах, стробоскопы.


Репетиции в «Театре, где играет душа» проходят три раза в неделю, продолжительность зависит от напряженности. Если ребята готовятся к конкурсу или фестивалю, они проводят на сцене по три часа, а в обычном режиме – по два или два с половиной. Проблем с длительностью занятий нет, даже наоборот, юные актеры не хотят уходить, и приходят на занятия раньше положенного времени. Плюс подростки имеют возможность работать дополнительно с действующей актрисой Юлией Ильиной, которая системно занимается с актерами «Театра, где играет душа» целыми модулями: на пластику, на координацию.


– Сначала она просто смотрела, как мы работаем, а потом четко расписала упражнения, как можно помочь, чтобы человек с инвалидностью выполнил поставленную задачу на сцене, – рассказывает Ольга Киселева. – Творчество – материя тонкая, и люди в какой-то степени боятся, так как хотят увидеть что-то эстетичное, что благостно ляжет на душу и заставит задуматься. Но при этом они не хотят плакать и страдать. И не все ребята с ограниченными возможностями здоровья готовы принимать эту жалость. Чем хорош черный театр – актеров в буквальном смысле не видно. Они одеваются в черное и идут в темноту. На суд зрителя выходит только то, что ребята умеют делать. Таким образом мы отгораживаем себя от жалости зрителей и их бережем.


Кто выполнил работу, зритель видит только после того, как включается свет. Однажды в студии «Блик» произошла такая ситуация: спектакль провели на «ура», свет включился, а в зале – тишина. Актеры были в замешательстве: «Неужели мы так плохо отработали?» Но через несколько секунд зал взорвался овациями! То есть эти несколько секунд публика реально переживала то, что увидела.


Инклюзия в чистом виде


Добровольцев в клубе называют арт-волонтерами, то есть «творческими добровольцами». У них две позиции. Первое – это когда волонтеры приходят и встают на сцену вместе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Они сами работают как актеры и помогают актерам с ограниченными возможностями здоровья: подводят, уводят, поправляют – настоящая группа поддержки, инклюзия в чистом виде.


Театр поэтому и особенный, что он инклюзивный. А режиссер взаимодействует с ребятами и думает о том, чтобы не было перехлеста, когда здоровый выполнил все за студийца с инвалидностью. В клубе также ведется определенная работа с целью научить ребят принимать себя такими, какие они есть, и принимать помощь окружающих. Причем на это уходит много времени.


Второй позицией стало добровольчество в студии. Сюда приходят люди по программе «Включись в иную жизнь» и пытаются примерить на себя «одежку» людей с ограниченными возможностями здоровья. Есть дни, когда им завязывают глаза, и они пытаются понять, как чувствуют себя люди, потерявшие зрение; есть дни, когда им закрывают уши, и они погружаются в полную тишину; и есть дни, когда их сажают на инвалидные коляски. Оказавшись в непривычном положении, добровольцы пытаются делать повседневные вещи: что-то написать, нарисовать, приготовить, услышать, увидеть, понять. Курс «Включись в иную жизнь» группа волонтеров проходит в среднем за два месяца, после чего они могут приступить к своим обязанностям.


– После прохождения этого курса ребятами мы увидели разницу – это были действительно подготовленные волонтеры, а не просто подростки, пришедшие по доброте душевной, – комментирует соавтор проекта «Театр, где играет душа» Светлана Торчинская. – Теперь мы могли просто описать им задачу и больше не волноваться, поскольку они уже знают, как правильно обратиться к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, как спросить, как не обидеть – в этом и заключается добровольчество в нашем проекте.


Клуб инвалидов «Вера» приглашает в свою команду арт-волонтеров, которые хотят попробовать себя на сцене, и просто добровольцев для работы в клубе. Ольга Киселева научит ребят быть техническими волонтерами, работать с аппаратурой светотехники и звукотехники.


Ольга КУЗЬМИНА

Оставить комментарий