Газета Город Культура Молодежь
14.01.21

Театр одной волшебницы

«Чики-брики, чики-брик, сказка начинается»… Таким заклинанием Дарья Зверева впускает в мир волшебство, «оживляя» теневые куклы и открывая свои спектакли. Волшебство – пожалуй, самое частое слово, которое встречается в отзывах ее зрителей. Вдвойне удивительней, что эти чудеса – дело ее собственных рук.

Удавшийся эксперимент

Даша убеждена: творческие гены ей передались от папы. Учитель математики, душа компании и просто удивительно фантазийный человек. Девочка росла в атмосфере творчества и веселых праздников. Кроме того, она всегда любила рукодельничать: вязала, вышивала. И еще хорошо рисовала, окончила Дзержинскую художественную школу. Для нее аксиомой были мамины слова: лучший подарок – тот, который сделан своими руками.

Девочка училась в экспериментальной школе, которая была создана на базе школы №7 и располагалась в здании педколледжа. Там были уроки по эстетике, спектакли, интегрированные экзамены. Даша вспоминает, как они создавали рождественский вертеп и ходили колядовать по дворам. Одним словом, здесь все было ново и интересно.

Эксперимент длился семь лет, а дальше все ученики автоматически были переведены в школу №7. Попав в «обычное» учебное заведение, Даша «съехала»: в девятом классе за год у нее вышло десять троек! Но мудрые родители не читали нотаций: они были уверены, что дочь еще покажет себя. И не ошиблись. Даша сама, без нравоучений, поняла: чтобы поступить в институт, нужно хорошо учиться. И без помощи репетиторов11-й класс окончила практически на все пятерки, с двумя четверками.

Но в педагогический вуз, куда так стремилась ее творческая душа, она не пошла. В начале 2000-х  престиж профессии учителя упал: зарплата мизерная, нагрузка огромная, от былого уважения учеников и их родителей не осталось и следа. И наша героиня поступила в Нижегородский политех на физико-химический факультет.

В 2009 году девушка получила специальность «Технолог электрохимических производств», однако по профессии так никогда и не работала. Еще будучи студенткой, она устроилась в мебельный супермаркет: была там сначала администратором в отделе обмена и возврата товара, потом специалистом отдела кадров. А 2013 году ушла в декрет.

Театр начался с… чемодана

Декрет у Дарьи Зверевой получился долгим, потому что она – счастливая мама троих ребятишек с небольшой разницей в возрасте. Старшему, Арсению, семь лет, средней, Устинье, четыре, а младшей дочке с необыкновенным именем Фиалка – два годика. С рождением первого сына и родился теневой театр мамы Даши. Но обо всем по порядку.

— У меня было несколько «забегов» в сторону кукольного театра, — рассказывает Дарья. – После политеха хотела поступать в Нижегородское театральное училище на кукольное отделение. Стала узнавать, что да как. Оказалось, что там нет заочного отделения. А я уже тогда жила отдельно, снимала квартиру в Нижнем, работала. Я просто не могла позволить себе снова сесть на шею родителям. Вторым «забегом» стало знакомство с актером Нижегородского театра кукол Александром Носовым, который был на моей свадьбе тамадой. Я уговаривала его взять меня в бутафорскую мастерскую, где была готова помогать бесплатно. Но наши графики работы, увы, так и не совпали.

Звезды сошлись, когда на свет появился первенец Дарьи. Она сама шила перчаточные куклы и показывала Арсению спектакли. Потом мастерство кукловода опробовала на участниках клуба молодых семей «Клюква». Зрители – малыши и их мамы – были в восторге! Дашины спектакли были необычны, динамичны, она даже сказку «Теремок» смогла поставить в шуточном стиле рок-оперы.

Дальше — больше. Как-то Дарья нашла у себя в доме старый чемодан. Покрутила его, повертела в руках. И неожиданно вспомнила о когда-то виденном или слышанном теневом театре. Вырезала верхнюю часть чемодана, закрыла ее белой матовой бумагой, вставила внутрь лампу — так получился ее первый театральный экран. Начинала с простых кукол – силуэтов, вырезанных из бумаги, потом перешла к более сложным – с двигающими частями.

— Моя идея – это интерактивный театр, — объясняет Дарья. – Я поняла, что хочу не просто показывать, но и вовлекать детей в процесс постановки, ведь им всегда хочется во всем поучаствовать. На моих спектаклях дети – не пассивные зрители, они могут заходить за экран, они поют, танцуют, отгадывают загадки. Например, на «Ведьмином колпаке» я использовала старую книгу, в которой написала прозрачными чернилами, а дети светили на страницы фонариками и искали эти надписи. А еще у меня был «сундучок ведьмы», с маленькими пробирками, наполненными сказочными ингредиентами типа акульих глаз и ресниц Снежной королевы. Мы с ребятами их смешивали и варили сказочное зелье.

Идеи из космоса

— Работа с детьми – счастье, от них всегда идет позитивная отдача, — улыбается Дарья. — Дети – самые щедрые зрители. Их искренний восторг, их вера заряжают, они как топливо для моей дальнейшей работы.

Ее спектакли пронизаны волшебством от начала и до конца. Причем все чудеса созданы ее руками — из самых простых и подручных материалов. Чтобы увидеть необычное в обычном, нужен особый талант. Последняя премьера Дарьи Зверевой состоялась в светлый праздник Рождества. Сделать тематический спектакль ее попросили давние поклонники – воцерковленные мамочки. Ее рождественская сказка — о верблюжонке, потерявшем маму, которая везла волхвов к рожденному младенцу.

— Я сделала новый экран с перекручивающимся полотном, — рассказывает Дарья. — Взяла обыкновенный ящик, убрала дно, просверлила отверстие для двух осей вращения, на которую и натянула ткань. Длина полотна – около шести метров, оно разрисовано вручную: пустыня, ворота города, узкие улочки, городская площадь с храмом. Пригодился и чемоданчик, с которого начался мой театр: он превратился в теневой вертеп. Мы с ребятишками искали звезды. В нужный момент в коробочку с вырезанным созвездием Большой Медведицы я вставляла фонарик, и на потолке вспыхивали звезды. Среди «фишечек» — два мешочка. В один, красивый, я положила слайм, неприятный на ощупь, а в другой, неприглядный – меховую варежку. Малыши по очереди опускали в них ручки и понимали: не все то золото, что блестит. Поэтому ничего удивительного нет в том, что «Царь Царей» родился не в роскошном дворце, а в простой пещере.

Как она придумывает свои «фишечки»? Дарья, смеясь, отвечает, что они приходят к ней из космоса. А если серьезно, то она, как любой творческий человек, по-хорошему любопытна и наблюдательна. Она никогда не остается равнодушной ко всяким интересным вещам. Тут подсмотрит, там запомнит. И все-все возьмет в свою «шкатулку волшебства».

«Мы — бродячие артисты…»

Теневой театр Дарьи Зверевой – это театр одной волшебницы. Она здесь и директор, и режиссер, и звукорежиссер, и актер, и бутафор, и декоратор. Непосредственно на спектаклях помогает подруга: она – ее дополнительные руки, которых так не хватает. В планах Дарьи сделать теневой мюзикл, сейчас она в поисках партнера-аккомпаниатора.

Между прочим, Дарья окончила курс арт-терапии в Московском институте переподготовки и консалтинга. Она и сама придумывает детские сказки, но пока ставит спектакли по произведениям других авторов. Театр теней она использует также на своих занятиях по арт-терапии, где помогает малышам бороться со своими страхами. Вырежет малыш Страшульку-кривульку, поиграет с ней, посмеется – страх и сойдет потихоньку с пьедестала.

Театр теней – не единственное увлечение нашей героини. Она занимается также мехенди (роспись хной по телу), аквагримом, изготовлением украшений, туризмом, спортом. Как у многодетной мамы хватает на все это время – загадка. Отгадка кроется, наверное, в ее позитивном отношении к жизни. Дарья – человек неуемной энергии, оптимизма и замечательного чувства юмора. У нее громадье творческих планов. Из последних – создание странствующего театра.

— Я болела недавно, и когда лежала с температурой, мне привиделся расписной фургончик в стиле хиппи, — смеется Дарья. – Моя мечта – путешествовать. Это же здорово: приехать, куда хочется, и развернуть свой теневой театр. Поделилась с мужем идеей. Он тоже человек творческий, любит делать необычные вещи своими руками. Отреагировал не сразу, а совсем недавно сказал: «Я знаю, из чего мы будем делать наш фургончик». Пока остановились на отдельном прицепе. Конечно, это вопрос времени, но главное, что муж поддержал!

Зверева вспоминает, что в ее детстве во многих дворах были сцены.

– Это было так здорово, когда соседи собирались вместе на различные концерты, — говорит Дарья. — Мне бы очень хотелось возродить эту традицию и ездить по дзержинским дворам со спектаклями. Для меня Дзержинск – самый лучший город на земле, в котором живет море талантливых людей.

Екатерина КОЗЛОВА

Справка

Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Специфика театра, его эстетика и тема варьируются в зависимости от традиций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *