Телефонный «развод»


21.01.21 07:11

Несмотря на неоднократные предупреждения полиции, дзержинцы продолжают верить телефонным аферистам. За четвертый квартал 2020 года горожане перечислили на счета мошенников

Город

Несмотря на неоднократные предупреждения полиции, дзержинцы продолжают верить телефонным аферистам. За четвертый квартал 2020 года горожане перечислили на счета мошенников значительные суммы. Схем обмана много, но способ защиты один – не верить незнакомцам.

Вешайте трубку!

Самая распространенная преступная схема – звонок якобы из банка. При этом на экране мобильного телефона может высвечиваться реальный контакт кредитной организации: мошенники научились подделывать телефонные номера. Людей пугают несанкционированными транзакциями и кредитами, которые оформляют мошенники.

— Горожане думают, что защищают свои деньги и выполняют все указания мошенников, — говорит заместитель начальника полиции по ООП УВД по городу Дзержинску майор Илья Шаров. — В итоге огромные суммы поступают на счета аферистов. Буквально за несколько дней до Нового года двое жителей перевели мошенникам почти 240 тысяч рублей. Так, 66-летнему пенсионеру позвонила неизвестная, представилась сотрудником службы безопасности одного из банков и сообщила о попытке оформления кредита на имя заявителя. Звонившая порекомендовала снять деньги и перевести на безопасный счет. Как следствие, после совершенного денежного перевода в размере 100 тысяч рублей оператор перестал выходить на связь.

31-летняя жительница Дзержинска также доверилась мнимому сотруднику банка, аннулируя заявку на кредит, направленную мошенниками, и лишилась 139 тысяч рублей.

По словам Ильи Шарова, подобные случаи происходят в Дзержинске раз в два-три дня. И сколько бы сотрудники полиции ни информировали жителей о возможных действиях мошенников, горожане продолжают отдавать свои сбережения преступникам.

«Откуда у злоумышленников мой номер телефона?» Этот вопрос волнует многих россиян. Как отмечает майор полиции, в мобильных приложениях некоторых банков можно узнать имя, отчество и первую букву фамилии владельца карты, а это уже часть успеха для мошенника. Ведь человеку, который обращается к вам по имени и отчеству, вы доверяете больше. Кроме этого, существует слишком много организаций, где хранятся личные данные граждан в электронном виде, начиная с магазинов, в которых оформляются скидочные и накопительные карты, заканчивая сайтами бесплатных объявлений, социальными сетями, сотовыми операторами.

— Потерпевших не настораживает, что злоумышленники просят обналичить средства и зачислить их на расчетный счет по номеру телефона, — продолжает разговор полицейский. — Так, в начале декабря одна из жительниц перевела на счет мошенникам 200 тысяч рублей, а мужчина лишился определенной суммы, прослушав инструкцию, в которой его убедили не сообщать о своих действиях третьим лицам. Помню, был случай, когда потерпевший перечислил свои средства на счета по десяти различным телефонным номерам.

Почему именно этот вид мошенничества стал быстро распространяться? Дело в том, что телефонным звонком можно застать человека врасплох. Могут позвонить в рабочее время, в момент управления автомобилем или во время оплаты покупок в супермаркете. Внимание рассеянно, а ключевая фраза — «списали деньги с вашего счета» — вызывает чувство волнения, страха и паники.

Майор полиции советует в такие моменты не поддаваться панике и постараться понять, кем является ваш собеседник — реальным сотрудником банка или мошенником. Диктовать номер карты и тем более СVV-код не стоит, лучше положить трубку и перезвонить на горячую линию своего банка. Номер телефона указан на обратной стороне пластиковой карты.

На потоке

— Телефонные мошенничества стали очень распространены, — акцентирует Илья Шаров. — Неизвестный под видом сотрудника банка сообщает, что по банковскому счету или карте проходит некая сомнительная операция. Далее мошенники, используя приемы психологического давления, разыгрывают разные сценарии. Первый – потерпевший сообщает злоумышленнику пароли, необходимые для дальнейшего перевода денег с карты. Второй — потерпевший обналичивает средства и переводит их на якобы защищенный или резервный счет. Третий — потерпевшему предлагают установить на телефон «антивирусную» программу, через которую в дальнейшем мошенники получают доступ к мобильному банку.

Кстати, не только пенсионеры, но и молодежь иногда ведется на установку «антивирусных» программ. Так, в полицию обратился потерпевший, которому для приостановки списания средств с денежной карты посоветовали установить приложение удаленного доступа. После выполненных рекомендаций на него был оформлен кредит, а с его карты произошел перевод средств на сторонний счет в размере 294 тысяч рублей.

— Повторю, банковские сотрудники не спрашивают данные ваших карт и счетов, — говорит заместитель начальника полиции по ООП УВД по городу Дзержинску Илья Шаров. — Они могут посмотреть данные в программе самостоятельно, поэтому не сообщайте им никакой информации. Постарайтесь во время общения с мошенниками сконцентрироваться на разговоре и не диктовать «на автомате» или в суете данные своей карты. Если возникают сомнения по поводу безопасности счета, заблокируйте карту в мобильном приложении до выяснения дальнейших обстоятельств.

Курьер – работа опасная

— Регулярные обращения пострадавших в полицию свидетельствуют о том, что телефонное мошенничество с легендами о проблемах родственников по-прежнему работает, — отмечает майор Шаров — Преступники не только бьют по больному, но и рассчитывают на доверчивость. И жертвами таких преступлений зачастую становятся пожилые люди. В шоковом состоянии они отдают свои деньги, не догадываясь перезвонить близким.

В Дзержинске за последние полгода произошло более сорока таких преступлений. Сценарий известен: злоумышленник звонит жертве, представляясь следователем, и говорит, что близкий родственник стал виновником ДТП или фигурантом уголовного дела. За деньги он предлагает решить проблему с наказанием. Подельник, изображая родственника, умоляющим голосом просит о помощи. Встревоженная жертва принимает спектакль за чистую монету и соглашается на все условия. Ей озвучивается сумма, обычно это от 50 до 200 тысяч рублей. За деньгами мошенники отправляют курьера, который не в курсе, что невольно участвует в афере.

Как рассказал Илья Шаров, полицейские Дзержинска в конце ноября задержали одного из участников подобной аферы. Пожилая женщина поверила мнимому полицейскому, сообщившему по телефону о задержании ее брата сотрудниками ГИБДД за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Собеседник предложил отпустить мужчину за 150 тысяч рублей. Женщина готова была отдать имеющиеся у нее 100 тысяч рублей за свободу родственника. За деньгами к ней пришел молодой человек, которого вскоре задержали.

24-летний курьер пояснил, что работу нашел через интернет: ему предложили стать курьером со сдельной оплатой труда — от 2000 до 2500 рублей за один выезд. В его функции входило забирать деньги у людей, на которых укажет работодатель, и переводить их на указанный им же счет. Все инструкции курьер получал по телефону. Как выяснилось, данный курьер забрал деньги еще у трех пенсионеров и назвал их адреса.

Одна из жительниц Дзержинска, работая курьером по данной схеме в течение летних месяцев, посетила пятерых пенсионеров. Она также не догадывалась о преступной схеме, а общий ущерб составил порядка 340 тысяч рублей.

Как не стать жертвой

Вопросы профилактики подобных преступлений для полицейских Дзержинска остаются на первом месте.

— Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение, либо обладают информацией о потерпевшем и его близких, — подытоживает майор полиции. — Поэтому в случае получения тревожного звонка необходимо прекратить разговор, даже если собеседник вселяет уверенность в своей правдивости. При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям.

Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых, необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, а именно не вести диалоги с мошенниками, прекратить разговор и позвонить родственникам.

Если в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону, указанному на карте, и заблокировать ее. В день совершения мошенничества необходимо обратиться с заявлением в полицию и в банк.

Илья Шаров отмечает, что в Дзержинске фиксируются случаи мошенничества при покупке-продаже товаров на сайтах бесплатных объявлений. Преступники маскируются на фейковых страницах и предлагают оплатить товар путем перечисления денежных средств на карту продавца. Для этого они просят продавца назвать номер карты, владельца карты, срок действия карты, код на обратной стороне, а также номер, мобильного телефона, привязанный к карте, либо по умолчанию используют номер, указанный в объявлении. В итоге деньги поступают на счет мошенникам, а страница тут же удаляется.

В случае необходимости приобрести товар через сайт бесплатных объявлений нужно тщательно проверить продавца, обязательно связаться с ним по телефону, расспросить подробности о товаре, потребовать фотографии товара в деталях, предложить отправить товар курьерской службой или наложенным платежом, обговорить возможность возврата товара, возможность самовывоза.

Жертвами аферистов может стать человек любого социального статуса и возраста. Видов обмана множество, и на каждый найдется своя «целевая аудитория». Поэтому так важно соблюдать рекомендации полицейских и элементарные правила безопасности. А своевременное сообщение о таких фактах в полицию повышает вероятность раскрытия преступлений.

Ольга СЕРЕГИНА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий