Сложный период взросления, через который проходят дети в подростковом возрасте, называется кризисом идентификации. С вопросом «кто я?» помогают разобраться родители, а поддержать детей-сирот приходят наставники. Куратор проекта индивидуального наставничества Юлия Доленговская рассказала корреспонденту «Дзержинских ведомостей», кто может стать наставником, что для этого нужно и почему от общения выигрывают все.
Наставники без границ
Нижегородский благотворительный фонд «Жизнь без границ» с сентября прошлого года реализует в Дзержинске проектпо обучению желающих стать наставником для ребенка из детского дома. Очередная сессия Школы наставников прошла в январе.
Первый проект корпоративного наставничества благотворительный фонд «Жизнь без границ» реализовал в 2016 году в Выксе. Тогда для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пеликан» были подобраны наставники из числа сотрудников Выксунского металлургического завода, которые помогали ребятам определиться с выбором будущей профессии.
Через два года специалисты фонда «Жизнь без границ» разработали программу индивидуального наставничества, при котором взаимодействие наставника и подопечного сузилось до личного общения. В прошлом году фонд получил грант на реализацию программы «Наставники без границ» в Дзержинске, Нижнем Новгороде и Чкаловске.
— Школа наставников – это своеобразный психологический тренинг, помогающий взрослому человеку определить уровень готовности стать наставником для ребенка из детского дома, — рассказывает Юлия Доленговская. — Вообще, проект наставничества очень актуален. В наставниках нуждается около 70 процентов проживающих в детских домах сирот, которым от 12 до 17 лет. У этих детей мало шансов быть усыновленными: приемных родителей пугает переходный возраст, ведь это уже сложившиеся личности, требующие к себе особого подхода.
По словам куратора, наставник для подростка-сироты – это взрослый с позицией старшего друга, советчика, помощника, с которым можно делиться секретиками и тайнами, человек, способный дать ребенку ощущение безопасности.
— Любому подростку, независимо от его социального статуса, на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, и в прямом смысле наставить на правильный путь,- считает Юлия Доленговская. — Проект индивидуального наставничества как раз и дает ребенку из детского дома возможность построить доверительные отношения со своим «персональным» взрослым. Наставник – это связной, помогающий сироте адаптироваться во внешнем мире, он готовит подростка к самостоятельной взрослой жизни.
Юлия уверена, что случайные люди в наставники не приходят. Чаще всего, это волонтеры-альтруисты, желающие бескорыстно делать добро, либо те, у кого возникает потребность реализации себя в гражданском обществе. Кто-то приходит с целью переосмыслить собственный прежний опыт, приобрести навыки в общении с подростками, а кто-то — компенсировать отсутствие человеческих отношений в личной жизни.
Модель поведения
Участие детей в проекте наставничества добровольное. Ребенку, если он изначально дистанцируется от людей, никогда не «навяжут» взрослого. В практике Юлии Доленговской бывали случаи, когда из-за отсутствия мотивации на общение подопечный не мог выстроить отношения с наставником. Поэтому каждый ребенок, прежде чем получить взрослого друга, проходит собеседование с психологом, на котором специалист выясняет, для чего подростку нужен наставник.
Большинство детей ждут от такого общения теплоты и участия, которых так не хватает в их окружении, ищут во взрослом советчика, способного оказать помощь в трудной ситуации. Ребенок высказывает свои пожелания к потенциальному наставнику, а кураторы учитывают эти сведения при подборе наставника для конкретного ребенка.
— Наставнику важно научить ребенка разбираться в самом себе, — отмечает куратор проекта. – Даже мы, взрослые люди, ищем оценку своих поступков у близких, выясняем, как мы «отражаемся» в их глазах. У детей, воспитывающихся в детском доме, нет такого объективного «зеркала», ведь они живут в коллективе таких же отверженных родителями, и такое отражение равнозначно кривому зеркалу. Поэтому наставник для подростка-сироты должен стать тем «зеркалом», «смотрясь» в которое ребенок мог бы получить ответы на вопросы: «Какой я?», «Каково мое место в этом мире?», «Что мне нужно в себе изменить?».
Будущий наставник должен располагать свободным временем, ведь как минимум раз в неделю пары общаются друг с другом. Прогулки по парку, поход в кинотеатр или кафе, даже пустяковый разговор на диване в холле детского дома — и уже ребенок чувствует, что рядом взрослый, которому он небезразличен, с которым можно поделиться своими страхами, обидами, мечтами.
В наставнической работе немаловажную роль играет момент самообразования и развития: совместные походы в музеи и на выставки, увлечение спортом, выбор хобби и занятия творчеством. Главное в работе наставника — передать свои знания, поделиться эмоциями. От этой работы в плюсе все, в том числе и ребенок, особенно если в нем развито любопытство и жажда знаний.
Наставник может показать подростку его сильные стороны, укрепить его веру в себя, обнаружить в нем те способности, о которых он и не подозревал, и настроить его на выбор профессии.
Ключик к ребенку
Наставник должен быть готов к тому, что может не увидеть в ближайшее время результаты своей деятельности: дети из детских домов раскрываются не сразу. Для ребенка задан новый формат отношений, в которых он важен как личность, интересен кому-то и может начать доверять другому человеку. Дети отзываются на откровенность наставника, когда тот рассказывает истории из своей жизни, делится собственными переживаниями. Общение с наставником помогает подопечному избавиться от многих комплексов, психологических проблем, раскрыть свой потенциал, найти внутренний стержень.
Юлия Доленговская отмечает, что взрослые так же, как и их подопечные, нуждаются в психологической помощи. Именно поэтому первым этапом в реализации проекта является обязательное прохождение Школы наставничества.
— На практических тренингах Школы наставничества мы обучаем будущих наставников способам выстраивания доверительных отношений с ребенком, имеющим негативный опыт, живущим в постоянном напряжении, — продолжает Юлия.- Такой ребенок в общении со взрослым может быть и грубым, и злым, но эти эмоции не говорят о личных обидах. Уровень доверия определяет сам подопечный, вы станете ему другом и советником тогда, когда он решится вам доверять. Примерно это происходит по истечении трех месяцев общения.
Наставники должны понимать все возрастные особенности подростка, с которым общаются. Поэтому за каждой парой закреплены психолог и куратор, к специалистам всегда можно обратиться за поддержкой. Кстати, после прохождения тренингов некоторые волонтеры отсеиваются, люди понимают, что не готовы стать наставниками. Гораздо лучше отказаться от участия в программе на этом этапе, чем после знакомства с подопечным, чтобы не переводить ожидания ребенка в разряд несбывшихся.
На личном примере
Пары «наставник-подопечный» формируются куратором и психологами в зависимости от потребностей обеих сторон. Наставники должны предоставить необходимый пакет документов, куда входят справки об отсутствии судимости и непостановке на учет у психиатра и нарколога. В Дзержинске первые занятия Школы наставников состоялись в ноябре прошлого года, и уже пять наставников общаются со своими подопечными из ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом».
Одна из участников программы – 19-летняя Полина Воропаева- студентка юридического факультета, член молодежной администрации Дзержинска, волонтер различных общественных проектов. Со своей подопечной, 14-летней Аней, Полина общается два месяца.
— Наставником я стала благодаря тому, что, несмотря на свой возраст, достаточно давно занимаюсь общественной деятельностью,- рассказывает Полина. — Именно по этой причине мое мышление относительно устройства мира отличается от мировоззрения моих сверстников. Этот багаж знаний мне хочется передать кому-то еще, так я захотела стать наставником. Да, я не так давно прошла те стадии взросления, которые сейчас преодолевает моя подопечная. Справиться с проблемами мне помогали родители, а ей стараюсь помочь я. На проблемы, которыми со мной делится Аня, стараюсь смотреть с позиции старшей сестры, а в будущем – и мамы. Помогаю ей бороться с юношеским максимализмом, повсеместным отрицанием и желанием «всего и сразу». Кстати, Аня, в свою очередь, учит меня: помогает разобраться в модных подростковых течениях, поддерживать аккаунты в социальных сетях…
Как признается Полина, поначалу им с подопечной было сложно найти общие темы для разговоров. Аня была закрыта для общения, не могла выразить свои эмоции, проявляла недоверие. Полина начинала с простых разговоров, не боялась делиться сокровенными моментами, давала понять, что она такая же.
— И Аня пошла на контакт, — говорит Полина. — Мы часто гуляем, переписываемся в соцсетях, делимся новостями и фотографиями. Я тщательно планирую каждую следующую нашу встречу, и, самое главное, меня поддерживают мои родители, которые поначалу с недоверием относились к этой затее. Для меня очень важна поддержка кураторов проекта, которые готовы помочь при решении любой возникающей проблемы. На психологических тренингах разбираются в том числе и нетипичные ситуации, что способствует оптимальному налаживанию контакта с подопечным.
Практика проекта свидетельствует, что некоторые пары продолжают свое взаимодействие и после того, как ребенок выпускается из детского дома. Это наглядное подтверждение тому, что проект индивидуального наставничества востребован, ведь каждый из нас нуждается в помощи при столкновении с эмоциональными и бытовыми трудностями, каждому нужно свое «зеркало».
Ольга СЕРЕГИНА
Кстати
В настоящее время в Дзержинске есть порядка 15 заявок от детей, которые очень ждут своих наставников. Если вы хотите стать одним из них, то можете связаться с куратором проекта Юлией Доленговской по телефону +79867591651.
От первого лица
Заместитель главы администрации Дзержинска по социальной политике Ольга Жаворонкова не так давно стала наставником для 16-летней Насти. Их общение длится пару месяцев, но уже приносит положительные моменты обеим.
— О проекте я узнала от Татьяны Веселовой, организатора конкурса «Миссис Дзержинск», — рассказывает Ольга Жаворонкова. – Татьяна просила распространить информацию о наставниках, а я сразу переключила идею на себя. По работе я много общаюсь с детьми-сиротами, поэтому решение принять участие в проекте было мгновенным. Конечно, я волновалась, но была уверена в том, что справлюсь с таким ответственным делом.
Два дня обучения в Школе наставников были насыщены разнообразными тренингами, на которых каждый может понять для себя, готов ли он к наставничеству, чего не хватает для самореализации, над какими качествами в себе нужно поработать. Ведь наставник, по моему мнению, это не учитель, родитель, друг или спонсор, а кто-то посередине, и задача проекта – делать жизнь друг друга лучше, ярче и интереснее, а также вместе развиваться!
Замечательно, что пары в проекте подбираются по психологическим портретам. Когда я познакомилась с Настей, то оценила важность этого момента: мы с ней «на одной волне»! Каждый вечер обмениваемся сообщениями с пожеланиями приятных снов. Она мне присылает смайлики в виде единорогов, без этого знака внимания я уже не могу уснуть! Это так мило! А еще моя «звезда ледовой арены» обещала научить меня кататься на коньках! Наше общение на пользу нам обеим. С ней я расцветаю!