Андрей Вотчель: «С детьми нужно уметь сотрудничать!»


18.02.21 09:33

Работа учителя дзержинской школы №71 Андрея Вотчеля строится на взаимодействии с учениками. Использование на уроках новаторских технологий и методик помогло

Город Образование

Работа учителя дзержинской школы №71 Андрея Вотчеля строится на взаимодействии с учениками. Использование на уроках новаторских технологий и методик помогло ему стать финалистом Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2020».

Воспитать личность

В 2008 году Андрей Вотчель поступил в альма-матер нижегородских педагогов – Мининский университет в Нижнем Новгороде, грезил преподаванием на кафедре «Всеобщей истории, классических дисциплин и права». На четвертом курсе случайно обратил внимание на объявление, висевшее возле деканата, о вакансии учителя истории в школе №71 города Дзержинска. Посчитал себя готовым к учительской деятельности, и три раза в неделю, совмещая учебу в вузе и учебные часы в школе, ездил из областного центра в Дзержинск. Через два года поступил в аспирантуру, мечта о работе на кафедре не оставляла. Но судьба свела Андрея с будущей женой, он перебрался в Дзержинск, в молодой семье родился сын, и стало не до диссертации.

Вотчель вспоминает, как ему, 20-летнему студенту, было нелегко общаться со своими почти сверстниками, учащимися выпускных классов.

— От авторитарного стиля ведения уроков я ушел года через два и сейчас его вообще не использую, — отмечает Андрей Вячеславович. — Технология сотрудничества – вот на чем строю свои уроки: дружелюбная атмосфера, которая в первую очередь зависит от учителя. Он должен быть открыт к детям. Никогда не перехожу на личности, не использую моральное воздействие – от этого дети еще больше замыкаются и уходят в себя.

Вотчель с учениками, как говорится, на одной волне. Он спокойно реагирует на невыполненную домашнюю работу, разрешает сдать ее позже. Учитель считает, что у ребенка должна быть предрасположенность к изучению истории: такие дети умеют выстраивать хронологию, которую сам педагог сравнивает с деревом, где каждая ветка – определенная эпоха, а листья – события и люди.

— Интересным должен быть сам урок, и тогда важные исторические события отложатся у детей в памяти,- уверен педагог. — Я использую различную подачу материала: с помощью опорных сигналов, через игру или шутку, выстраиваю ассоциативные ряды. Но для себя на первый план ставлю все-таки воспитание. Мы должны воспитать личность, и все учителя работают в этом направлении.

Повышение квалификации

Отработав учителем шесть лет, Андрей Вотчель в 2017 году впервые принял участие в городском конкурсе «Искусство быть в профессии». Призером он тогда не стал, но набрался опыта, который помог ему два года спустя выйти победителем на уровне города. В том же году Андрей Вячеславович представлял Дзержинск на областном этапе конкурса «Учитель года», где занял второе место.

— Кстати, я был рад, что не стал первым на областном конкурсе, — признается учитель истории. – Победитель областного этапа с «гастролями» посещал школы, показывал открытые уроки, устраивал различные мастер-классы. А со своими учениками работать когда?! Тем более в начале учебного года в дополнение к учительской ставке я получил должность заместителя директора по воспитательной работе — ответственности и бумаг прибавилось, тут не до открытых уроков (улыбается).

А в декабре 2020 года Вотчелю позвонили из Нижегородского института развития образования с предложением представить Нижегородскую область на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства. Сообщалось, что победитель регионального этапа 2020 года сражен коронавирусной инфекцией, и по условиям конкурса участником от региона может стать один из призеров за последние два года. Коллегия единогласно утвердила кандидатуру дзержинского учителя. Так Андрей Вотчель оказался в Волгограде.

— Для меня это сообщение стало полнейшей неожиданностью, — откровенничает Андрей Вячеславович. — У других конкурсантов (всего на конкурс собрались 85 участников, — О.С.) было достаточно времени для подготовки, у меня – всего месяц. Первое испытание – «Методическая мастерская» — оказалось самым эмоционально трудным. Я рассказывал о технологиях и приемах, применяемых мною на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Интерактивные доски, офисные мольберты-флипчарты, мобильные приложения, ведь современные дети так зависимы от телефонов. В конце выступления отвечал на вопросы, но волнение взяло свое. Выйдя из зала, ругал себя за несобранность.

На втором задании конкурса Андрей Вотчель окунулся в привычную среду: его ждали на уроке истории учащиеся 10-го класса одной из волгоградских школ. Тема «Экономическое и политическое положение России в начале 20-х годов XX века» — сложная и для восприятия, и для объяснения. Нижегородец поставил задачу: через архивные источники донести до учащихся масштабность кризиса той эпохи. Слушали «Интернационал», читали «Стихи о советском паспорте» Маяковского, рассматривали газетные вырезки. Эссе на тему взаимосвязи столетий — прошлого и нынешнего, которое педагог попросил написать волгоградских учеников по итогам урока, ему до сих пор присылают на электронную почту. Вотчель считает это хорошим показателем своей работы, а участие во всероссийском конкурсе оценивает как своеобразное повышение квалификации.

— Да, я не попал в число пяти финалистов, зато смог вне конкурса выступить перед коллегами с анализом своего урока,- поясняет Андрей Вячеславович. — В итоге педагогическая общественность Волгограда отметила меня призом зрительских симпатий!

Вчерашний конкурсант пересмотрел трансляцию уроков и методических мастерских остальных участников конкурса и считает, что таким образом посетил 84 мастер-класса. Многие из приемов коллег будет в дальнейшем применять на своих уроках.

— Чтобы быть настоящим учителем, необходимо постоянно развиваться, искать и открывать новое, а самое главное – делать это в сотрудничестве со своими учениками, — озвучивает свое педагогическое кредо педагог школы №71. — Ведь то, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве, завтра сможет делать самостоятельно.

Человек, который умеет учиться

Как учитель высшей категории, Андрей Вотчель публикует в различных журналах свои научные работы, а их у него около тридцати, из которых четыре – международные. Тематика разная, в том числе и по коррекционной педагогике. Накануне отъезда в Волгоград он по итогам личного портфолио стал обладателем губернаторского гранта, присуждаемого лучшим учителям области. И дзержинские коллеги, учителя-историки, согласны с оценкой губернатора.

Ольга СЕРГАЧЕВА, методист МБУ ДПО «ЦЭМиИМС» г.Дзержинска:

— Я познакомилась с Андреем Вячеславовичем в 2011 году, когда он, будучи студентом, пришел работать в школу №71. За десять лет знакомства я поняла, что это человек, готовый постоянно повышать свое профессиональное мастерство, осваивать что-то новое.

В 2017 году он одним из первых учителей-историков начал применять технологию перевернутого обучения, при которой учащиеся с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике. Своим опытом «перевернутого обучения» Вотчель делился на семинарах и открытых уроках с учителями города. Кроме того, он является членом жюри различных городских олимпиад и конкурсов по истории, обществознанию и праву. Он готов к новаторству и не стоит на месте.

На всероссийском конкурсе, конечно, сказалось волнение. Андрей Вячеславович приложил немало сил при подготовке к конкурсу «Учитель года-2020». Он всегда ответственно подходит к любому делу, но именно ответственность за регион в итоге и сыграла свою роль: растерялся, переволновался, не учел какую-то мелочь…

Ирина ПШЕННИКОВА, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»:

— Андрей Вотчель одним из первых не только в городе, но и в области начал применять на своих уроках электронную форму учебника. Смысл таких уроков заключается в том, что ученикам выдаются планшеты с приложениями, дублирующими печатные учебники. При этом можно использовать интерактивные элементы обучения — пазлы, кроссворды, ребусы, викторины и прочее. Для современных подростков такой урок становится своеобразной игрой.

Он умеет работать с любой аудиторией, в том числе с детьми с ОВЗ, такие ученики есть в школе №71, их Вотчель как раз и обучает через интерактивные приложения. Мы, учителя истории, были не раз в гостях на его уроках. Там дружелюбная и располагающая атмосфера, дети открыты и идут на контакт.

У него несомненные артистические способности, которые проявляются не только на уроках и конкурсах профессионального мастерства, но и на общественных мероприятиях: он был ведущим городского шоу «Что? Где? Когда?», вместе с женой участвовал в семейном мероприятии на уровне города.

Участие во всероссийском конкурсе наверняка прибавило нашему педагогу опыта, и наработки коллег он будет применять на своих уроках, а также поделится ими с нами на мастер-классах.

Ольга СЕРЕГИНА

Оставить комментарий