Когда тайное становится явным


25.02.21 09:51

1 марта в нашей стране будет отмечаться День экспертно-криминалистической службы системы МВД России. Об особенностях работы экспертов-криминалистов накануне их профессионального

Газета Город Есть такая профессия

1 марта в нашей стране будет отмечаться День экспертно-криминалистической службы системы МВД России. Об особенностях работы экспертов-криминалистов накануне их профессионального праздника корреспонденту «Дзержинских ведомостей» рассказали начальник экспертно-криминалистического отдела (ЭКО) Управления МВД России по городу Дзержинску подполковник полиции Ирина Лукьянова и ее заместитель подполковник полиции Наталья Топорова.

Из истории отдела

— Интересно, с какого времени в Дзержинске существует экспертно-криминалистическая служба?

— Наш отдел ведет свою историю с 1959 года, — рассказывает Ирина Лукьянова. – Тогда при Дзержинском отделе милиции была организована криминалистическая лаборатория, которая состояла из единственного эксперта – Алексея Владимировича Платонова. Именно он стал «отцом-основателем» нашего отдела.

А в 1963 году ему на смену пришли молодые дипломированные специалисты — Тамилла Сувчинская и Григорий Бродов. На тот момент территория обслуживания Дзержинского отдела милиции охватывала не только Дзержинск и его окрестности, но и Володарский район. Эксперты трудились круглосуточно, им приходилось совмещать выезды на места происшествий с работой в отделе. Тамилла Валентиновна Сувчинская посвятила этой службе более 30 лет, и именно она стала учителем для нескольких поколений экспертов.

— С тех пор штатная численность отдела значительно увеличилась и теперь составляет 16 сотрудников, — вступает в разговор заместитель начальника отдела Наталья Топорова. – Стаж работы у большинства – около 20 лет. За последние два года наш коллектив пополнился четырьмя молодыми сотрудниками.

— Мы с Натальей Александровной трудимся в этом отделе с 1995 года, — дополняет начальник ЭКО. — Среди сотрудников отдела нет случайных людей, все мы одной командой работаем над решением определенных задач в области раскрытия и расследования преступлений. Отмечу, что профессия эксперта-криминалиста «не поточная», редкая. Экспертов-криминалистов даже в масштабах страны немного.

Без интуиции никак

— Вообще, экспертом-криминалистом рождаются или становятся?

— В первую очередь, человек, видящий себя в данной профессии, должен быть не только всесторонне развитым, но и увлеченным многими вещами, — отмечает Наталья Топорова. — Он должен уметь выяснять суть, проводить анализ, обладать хорошей зрительной памятью. По определению, эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями в различных областях ремесла, техники и науки, однако полученного узкоспециализированного образования может и не хватить для качественной работы.

— Невозможно стать экспертом в одночасье, каждый должен наработать свой опыт, а также «прочувствовать» нужность нашей специфической профессии, — убеждена Ирина Петровна. — Ведь главная цель работы эксперта-криминалиста — помощь в раскрытии преступления. Когда люди погружаются в эту профессию, они начинают получать от нее удовольствие.

— А какие качества присущи человеку с профессией эксперт-криминалист?

— Трудолюбие, скрупулезность, дедуктивное мышление  – вот основные качества любого эксперта, — перечисляет начальник отдела. — Чтобы прийти к истине, необходимо обладать достаточными знаниями и профессионализмом, уметь анализировать и синтезировать поступающую информацию, помогает в нашем деле и интуиция.

Экспертиза как научный труд

— Обрисуйте те задачи, которые стоят перед экспертно-криминалистическим отделом города.

— Основная задача, конечно, заключается в оказании содействия органам следствия и дознания в установлении обстоятельств по каждому конкретному делу, — отмечает Наталья Топорова. — На месте преступления – это кропотливая работа, нацеленная на обнаружение и изъятие следов преступника, ведь другого шанса у эксперта не будет. Поэтому мы себя образно ставим на место злоумышленника, моделируя таким образом ситуацию: где стоял, как двигался, к чему притрагивался преступник, строим версии. В лабораторных условиях – это исследование следов и объектов, в процессе которого эксперт, применяя свои познания в определенных областях, делает соответствующие выводы. Каждая экспертиза сродни маленькому научному труду.

— Экспертизы бывают разные?

— В нашем отделе проводятся традиционные виды судебно-криминалистических экспертиз: дактилоскопические, трасологические, баллистические (исследование огнестрельного оружия и боеприпасов), почерковедческие, портретные, исследования холодного и метательного оружия, технико-криминалистическая экспертиза документов. Плюс специальные виды — физико-химические исследования наркотических средств и товароведческие исследования, — объясняет Ирина Лукьянова.- Чтобы проводить экспертизы того или иного вида, необходимо обучиться и получить допуск по каждому направлению в отдельности. Причем эксперт обязан подтверждать свои знания раз в несколько лет.

Наши эксперты-криминалисты — «универсальные солдаты», имеют по несколько видов допусков. Тем не менее существует и негласная специализация: кто-то в основном изучает оружие, кто-то сравнивает следы рук с оттисками и отпечатками, кто-то исследует поддельные денежные билеты, а кто-то, как, например, Наталья Топорова, — специалист широкого профиля. Если у ребят возникают сомнения в процессе исследования, то Наталья Александровна всегда придет на помощь, она может «вытянуть» самые тяжелые следы рук, у нее «глаз-алмаз».

Каждый день — новый квест

— Можно ли совершить преступление, не оставив следов?

— Спектр следов огромен — следы рук, обуви, транспортных средств, биологические, запаховые, различные микрочастицы и микроволокна, не видимые невооруженным глазом, — уточняет Наталья Топорова. — Следы могут быть как материальные, так и идеальные. Да, на месте происшествия может не остаться следов рук или обуви, но если  пострадавший имел непосредственный контакт с преступником, у него сохраняется в голове визуальный образ – идеальный след.

Кстати, на местах преступлений следы есть всегда. Другое дело, что не всегда там, где произошло событие, можно определить, кем они оставлены. Да, есть специализированные поисковые системы, но программа не дает однозначного ответа, а предлагает множество вариантов, из которых эксперт идентифицирует конкретного человека.

— А дальше, как в кино: увидел преступника на экране – показал следователю?

— Нет, — улыбается Ирина Петровна. — Художественные фильмы, в написании сценариев которых принимают участие даже сотрудники МВД, отражают многие методы нашей работы, но они порой преподнесены в настолько искаженном виде, что у  экспертов-криминалистов вызывают улыбку. Но мы согласны со сценаристами в том, что наша работа больше похожа на битву интеллектуалов – кто кого: ты преступника или он тебя? Каждый день – новый квест.

— Были ли в вашей практике ошибочные экспертизы?

— Нет. Ошибок у эксперта-криминалиста, как и у сапера, быть не может, — утверждает начальник отдела. — Эксперты-криминалисты используют в своей повседневной работе последние научные достижения, современную технику и спецоборудование. Эксперт-криминалист постоянно совершенствует свои навыки, чтобы соответствовать требованиям времени в борьбе с преступностью.

Пользуясь случаем, поздравляем личный состав Экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г.Дзержинску с профессиональным праздником – Днем эксперта-криминалиста в системе МВД России! Выражаем глубокое уважение и признательность нашим ветеранам – Т.В.Сувчинской, В.В.Коробкову, Г.Г.Топанову, А.Н.Теселкину, Д.А. Зинину. Желаем всем крепкого здоровья, благополучия, пусть жизнь приносит как можно больше открытий и положительных эмоций!

Беседовала Ольга СЕРЕГИНА

Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий