Александр ГУСЬКОВ: «Я просто люблю хоккей и все, что с ним связано»


18.03.21 08:45

Серебряный призер чемпионата мира, двукратный чемпион России,заслуженный мастер спорта Александр Гуськов провел мастер-класс для юных воспитанников хоккейных секций при физкультурно-оздоровительном

Город Молодежь Спорт

Серебряный призер чемпионата мира, двукратный чемпион России,
заслуженный мастер спорта Александр Гуськов провел мастер-класс для юных
воспитанников хоккейных секций при физкультурно-оздоровительном комплексе
«Ока». Возможность пообщаться с известным спортсменом дзержинские ребята
получили благодаря фестивалю зимних видов спорта Winter fest, организованному в
рамках корпоративной программы социальных инвестиций компании СИБУР
«Формула хороших дел».
Первое знакомство с Дзержинском

  • Александр, вы родились в Горьком. Значит ли это, что и в Дзержинске
    бывали часто?
  • Вовсе не значит. Возможно, с детской командой мы и приезжали сюда играть в
    хоккей, но что-то конкретное в памяти не отложилось. Потом, когда выступал уже во
    взрослых профессиональных командах, через станцию Дзержинск на поезде проезжал
    постоянно, но чтобы непосредственно в городе побывать, такого не было. Можно сказать,
    я в Дзержинске первый раз. Лично убедился, что в местном ФОКе хорошая ледовая арена.
    И вообще, слышал, в городе уделяют большое внимание спорту, не только хоккею. Это
    радует. Испытываешь гордость за тех людей, кто это делает. За последние годы в
    Нижегородской области было построено несколько десятков физкультурнооздоровительных комплексов, главное теперь, чтобы они не пустовали.
  • Как вы попали в проект «Формула хороших дел», который реализует
    компания СИБУР?
  • Организаторы связались со мной, предложили такой формат. С учетом того, что
    проводить мастер-классы для меня не в новинку, я легко согласился. В ноябре 2019 года
    принимал участие в подобном фестивале в Тобольске: там прошли супер-мастер-классы,
    все остались довольны. И теперь я снова с удовольствием откликнулся на приглашение
    СИБУРа.
  • Когда вас приглашают, то говорят, с детьми какого возраста предстоит
    заниматься?
  • Нет. Это не имеет значения. У меня, конечно, есть определенная программа
    мастер-класса, но в большей степени приходится подстраиваться под ребят. Даже если
    организаторы скажут, что будет занятие с мальчишками определенного возраста, их
    уровень подготовки ты не знаешь. И организаторы тоже не смогут профессионально
    определить его. Поэтому приходится корректировать занятие прямо на площадке, дав
    ребятам задание и увидев, что на самом деле они могут.
    С другой стороны, все упражнения и движения у меня в голове: в свое время сам
    прошел хоккейный путь, поэтому никаких проблем. Не надо ничего выдумывать,
    рассказываешь доступным для детей языком, где-то немного надавив на психологию,
    чтобы ребята поняли, к чему надо стремиться.
    Мастер-класс заключается не только в показе тех или иных упражнений. Есть еще
    и важный психологический момент. Порой некоторым ребятам нужен определенный
    толчок, и он может произойти как раз на мастер-классе. Это может быть любой
    десятисекундный разговор, похлопывание по плечу, пожелание успехов, два слова о
    характере, три слова о том, как добиться того или иного результата. На мой взгляд, у
    многих ребят это общение остается в голове. И вечером они засыпают с мыслью: «Теперь
    я точно знаю, кем буду! Я буду играть в хоккей». То, что мальчишки действительно
    слушают, греет мне душу.
    Все ребята, приходящие на мастер-класс, хотят увидеть и услышать что-то новое.
    Безусловно, у каждой детской команды есть свои тренеры, и я их уважаю. Но порой слова
    тренера в умах этих мальчишек замыливаются. А тут новый человек приехал, показал,
    объяснил…
  • Причем человек с достижениями, которых может не быть у тренера детской
    команды…
  • Да, это тоже немаловажно. Еще недавно мальчишки смотрели по телевизору, как
    этот хоккеист играет, допустим, за сборную России, и вот он приехал в их город, чтобы
    провести мастер-класс! Соответственно, в головах у мальчишек что-то откладывается. А
    потом они опять переключаются на своего тренера. Понятно, что за полчаса или час
    мастер-класса невозможно научить ребенка играть в хоккей. Его надо за это время
    направить, мотивировать к серьезным занятиям. И показать некоторые вещи, которые он,
    возможно, уже на следующей тренировке использует.
    Опять же, многое зависит от характера. У кого-то не получилось на мастер-классе,
    он придет на тренировку и будет это отрабатывать. А кто-то опустит руки. Но вот как раз
    сильные духом ребята добьются своего. Соответственно, у них и развитие будет выше,
    чем у других. Конечно, в идеале хочется, чтобы все участники занятия впитывали, брали
    на вооружение твой опыт, но так, наверное, не бывает.
    Связь поколений
  • А вам мастер-классы зачем нужны?
  • Во-первых, я просто люблю хоккей и все, что с ним связано. Вот выхожу на
    мастер-класс и получаю удовольствие от того, что показываю ребятам какие-то
    упражнения, и что они пытаются их выполнить. Мне приятно от осознания, что кому-то
    помог, кого-то научил, кому-то что-то дал. В свое время мы, мальчишки, в хоккейной
    школе нижегородского «Торпедо» так же развивались, и к нам на тренировки приходили
    взрослые ребята, что-то показывали. Просто тогда не было даже понятия «мастер-класс»,
    такие занятия назывались открытыми или показательными тренировками.
    Помню, наш тренер Виктор Сергеевич Коноваленко пригласил однажды своего
    воспитанника из предыдущего выпуска — Андрея Коваленко, который уже играл за ЦСКА.
    И мы во все глаза смотрели на него, когда он нам что-то показывал. Это правильно,
    здоровая связь поколений! Сейчас этому уделяется серьезное внимание, реализуется очень
    много проектов. Допустим, товарищеские и выставочные матчи, в которых участвуют
    политики, спортсмены, артисты, тоже несут миссию — сохранить связь поколений. На фоне
    этого движения мы становимся сильнее. Дети должны знать историю.
  • До недавних пор вы были президентом Региональной хоккейной лиги,
    теперь вы — вице-президент КХЛ по развитию молодежного хоккея. Это шаг вперед в
    вашей карьере?
  • Конечно, это шаг вперед, причем серьезный шаг. Президентство в Региональной
    хоккейной лиге дало мне свои положительные моменты в том плане, что я многое понял
    изнутри, многое для себя почерпнул как руководитель в стратегическом плане. Я
    возглавлял РХЛ не так долго (один сезон), но заступал на новую должность уже с
    определенными мыслями, что надо делать. Здесь, конечно, совершенно другой уровень,
    все-таки КХЛ — это лучшая профессиональная лига России и даже Европы. Молодежный
    хоккей — неотъемлемая часть развития нашего вида спорта. Здесь задумываешься не
    только о лиге, а о будущем отечественного хоккея в целом.
  • Новая должность как-то скорректировала ваше участие в мастер-классах?
    Стало ли их меньше в силу занятости на основной работе?
  • Свободного времени стало, действительно, меньше, но я могу себе позволить
    провести мастер-класс в свой выходной день. Допустим, вместо того чтобы просто дома
    отдохнуть, надеваю коньки и выхожу на лед, чтобы пообщаться с мальчишками. Думаю,
    это нормально. Отдохнуть еще успею.
    Уроки для сына
  • Сын пошел по вашим хоккейным стопам. Неужели не хочется провести
    выходной с ним?
  • Моему сыну 20 лет, он выступает за молодежную команду ЦСКА, которая сейчас
    играет в плей-офф Кубка Харламова. Так что у Матвея тренировки, сборы на базе и так
    далее. Дома он бывает редко. А в свободное время (в большей степени уже в отпуске) мы
    с ним тоже занимаемся. И разбор игр проводим, и когда есть возможность выйти на лед, я
    ему стараюсь передать все мои хоккейные опции, так скажем.
  • Но вы же играли на позиции защитника, а ваш сын выходит в линии атаки.
    Как игрок обороны может учить нападающего?
  • Здесь важен момент общего понимания игры. Неважно, защитник это или
    нападающий — техника практически одна. Максимум, чем отличается защитник от
    нападающего, это умением кататься спиной вперед. Ну, и еще я не могу научить сына
    выигрывать вбрасывания (улыбается). В остальном же, говорю, техника катания, техника
    владения клюшкой, техника владения броском — все одинаково у хоккеистов. Плюс,
    рассказываю сыну, что любит защитник, а чего он не любит, чтобы Матвей мог лучше
    ориентироваться на площадке, обыгрывая оппонента. Это тоже, кстати, важная вещь в
    игровом плане. Старается, впитывает.
  • Вы хотите, чтобы он тоже добился каких-то высот в хоккее?
  • Хочу, чтобы он был лучше меня, и добился большего, чем я. В детстве его никто
    не заставлял заниматься хоккеем. Есть родители, которые хотят за счет ребенка
    реализовать свои амбиции, но это точно не наш случай. У моего сына любимыми
    игрушками всегда были клюшка и шайба. У нас дома бабушки-дедушки вставали в
    ворота, а Матвей забрасывал им шайбы…
    Я рад, что он выбрал хоккейную дорогу. Как бы банально это ни прозвучало —
    профессиональный спорт подразумевает и травмы, и интриги, и много чего еще, что
    порой мешает раскрыться. Но это очень интересная, насыщенная жизнь в коллективе, в
    котором ты должен каждый день проявлять характер. Потому что иначе не выживешь в
    профессиональной команде. В хоккее, если ты слюнтяй, нытик, слабый человек, тебя
    команда выдавит. Не зря же говорят: в хоккей играют настоящие мужчины!
    Беседовала Нина Шумил

Оставить комментарий