А что если вернуться в детство и представить местечко, где любимые
игрушки оживают, куклы ведут светские беседы, солдатики пускаются в
невероятные приключения, а самые обычные бытовые предметы могут проявлять
характер? Скажете, такого не бывает? И ошибетесь! В нашем городе давным-давно
обосновалось самое настоящее кукольное королевство, и его обитатели, когда мы
приходим к ним в гости, повелевают нами, как хотят: заставляют смеяться и
плакать, сопереживать и думать, узнавать что-то новое и верить в чудеса. В канун
Международного дня театра кукол корреспонденты «Дзержинских ведомостей»
разузнали о тонкостях театрального становления кукольных артистов.
Эскиз – чертеж — артист
Театральной куклой, конечно же, не рождаются, ею становятся. Прежде чем на
сцене появится новая звезда, над ней приходится изрядно потрудиться многим
уникальным специалистам и мастерам.
- Все начинается с выбора пьесы, — рассказывает заведующая литературной частью
Дзержинского кукольного театра Наталья Курганская. – Режиссер приходит на
художественный совет и рассказывает коллективу о своем видении предлагаемого к
постановке спектакля. Чаще всего при первом же обсуждении становится понятно,
сколько новых кукол в скором времени появится в нашем театре. - Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд, — углубляется в
детали главный художник театра Ирина Житкова. – Дело в том, что каждый спектакль
должен представлять собой единое целое: это и особая цветовая гамма, и тон, и заданный
стиль, и оформление декораций, и костюмы персонажей, и даже их внешность. Например,
волк из сказки «Волк и козлята» совсем не похож ни внешне, ни по характеру на волка из
спектакля «Иван-царевич и Серый волк». Мы работаем над тем, чтобы зрители с первого
взгляда чувствовали настроение, понимали, в какое время и в какой стране происходит
действие. Поэтому здесь важны и декорации, и освещение, и музыкальное сопровождение.
В каждом спектакле свои уникальные артисты — ни одна кукла нашего театра не переходит
из одного спектакля в другой. Созданная для конкретной роли, она остается верна ей на
всю жизнь.
Сначала образ будущего персонажа рождается в цветном эскизе. На худсовете
художник и режиссер презентуют его коллективу, после этого делаются рабочие чертежи
будущих кукол в натуральную величину. И только потом художники-бутафоры вместе с
конструктором бутафорского цеха приступают к созданию кукольных артистов.
Невесомая магия сказки
Процесс создания куклы прост на словах, но трудоемок на деле. Художникбутафор театра Людмила Иванова рассказывает, что перед тем как приступить к
непосредственному изготовлению персонажа, режиссер и мастера советуются с
конструктором. Ведь еще до того, как кукла появится на свет, надо понять, как она будет
двигаться, будет ли это знакомая большинству зрителей тростевая марионетка за ширмой
или планшетная кукла, которую артист театра поведет по сцене прямо на глазах у
зрителей, или же достаточно простая, но задорная и всеми любимая перчаточная кукла.
А еще у сказочного героя могут открываться и закрываться глаза, он может
говорить движущимся ртом, шевелить ушами, жестикулировать руками и двигать ногами.
Все эти движения требуют особых технических решений и заранее продуманных
подходов, чисто конструктивных и впоследствии артистических. Ведь иногда, чтобы
сказочный персонаж не просто ожил, но блестяще выступил, требуются усилия двух, а то
и трех актеров-кукловодов. В этом случае, признают работники театра, наблюдать за
действом спектакля бывает интереснее и увлекательнее со стороны закулисья: на
крошечном пространстве несколько человек действуют максимально быстро и
согласованно, так, чтобы не наступить друг другу на ногу, не толкнуть, не пропустить
нужное движение. Ведь на сцене блистает ее величество Кукла, и никто из зрителей не
должен даже заподозрить, сколько людей помогает ей танцевать, петь, побеждать
драконов. Невесомая магия сказки требует огромного мастерства!
Кстати, именно на этапе создания между куклой и ее артистом завязываются
особые отношения. С учетом индивидуальных запросов актера мастера могут заложить
уникальные конструктивные особенности в будущую куклу. Например, сделать более
короткой, длинной или объемной ручку гапита (стержня марионетки, на котором
закреплены все двигательные механизмы), приспособить механизмы управления куклой
под рост кукловода, его руки и манеру ведения.
Наряд для маленькой феи
Но как же кукла появляется на свет? Сначала в ход идет пластилин. Из него по
рабочему чертежу художники-бутафоры лепят голову будущего сказочного персонажа.
Пластичный прообраз рождающегося артиста легко подправить — удлинить нос, прибавить
уши. Если пластилиновый вариант одобряется, его заливают гипсом, чтобы создать
твердую форму-клише, по ней в технике папье-маше создают голову куклы. Две
высохшие половинки головы склеивают и тщательно шлифуют поверхность под
раскраску.
Со зверями, признаются мастера, работать чуточку проще: их мордочки потом,
скорее всего, обклеят мехом или тканью. А вот человеческие персонажи требуют
большого внимания к прорисовке мимики, характерных черт. Ведь на личике у будущей
царевны недопустимы никакие шероховатости или лишние заломы-морщинки. Хотя Бабе
Яге можно и большущую бородавку на нос подсадить. Пусть полюбуется!
После того как голова куклы готова, ее расписывают, оформляют глаза, делают
прическу, соединяют с туловищем.
И вот здесь многих поклонников кукольных артистов ждет сюрприз. Оказывается,
костюм куклы шьется один раз и навсегда. Более того, рукава, корсаж, прочие элементы
одежды сразу намертво пришиваются к основе куклы. С учетом этого момента
конструкторам одежды (да-да – у кукол есть свой конструктор одежды!) необходимо
заранее предусмотреть все складочки и вытачки. Так, чтобы при движении одежда не
теряла красоты и объемности, но и не стесняла куклу в действиях. Вот уж хитрая наука! - В магазинах изобилие всевозможных тканей, тесьмы, бусин, брошей, прочей
фурнитуры, — рассказывает художник бутафорского цеха Екатерина Чемпосова,
работающая в театре со дня его основания. – Для того чтобы пошить костюм, достаточно
проявить фантазию и немного усердия. А вот в 90-е годы на какие мы только ухищрения
не шли, чтобы облачить наших кукол и придать им достойный вид, ведь королеву не
нарядишь в заурядный трикотаж или ситец…
Художники вспоминают, как в ход шло все. Например, роскошный головной убор
феи из спектакля «Маленькая фея», блистающий в свете софитов драгоценными
каменьями, на деле оказался магазинной сеткой, в которую в те годы заворачивали
товары. При должной обработке она создавала воздушность и сияние.
Екатерина Николаевна с доброй улыбкой отмечает, что все бутафоры по-прежнему
продолжают смотреть мультфильмы, особенно кукольные. Всегда интересны необычные
решения в оформлении декораций, костюмов, героев.
Искусство сделать детей счастливыми
Конечно, художники ходят смотреть, как их детки делают первые шаги на сцене,
растут и превращаются в театральных звезд. При этом на вопрос о любимых куклах с
улыбкой пожимают плечами: любимая та, над которой работаешь сейчас, и в каждую
вкладываешь частичку души.
Немногие поклонники кукольного театра знают, что у кукол есть дублеры. У
некоторых даже по два или три. Например, в «Граде Лебединце» задействованы не три, а
шесть потрясающих лебедей: трое, плывущих по воде, и трое, летящих в небе. В
«Снежной Королеве» два Кая: один — «живой», розовощекий, второй — совсем замерзший,
почти синий. Такой подход позволяет герою моментально менять облик по ходу действа:
вот он в простой крестьянской одежде, а через секунду – в роскошном наряде. Зрителям
остается только догадываться, когда кукольных актеров успевают переодевать.
То, что кукол несколько, совсем не значит, что какая-нибудь из них не значима.
Художники рассказывают, что актеры трепетно относятся к своим героям, очень берегут
их и никому не доверяют. Помимо актера брать в руки куклу может только реквизиторкостюмер. Он же следит за тем, чтобы в куклохранилище все были на своих местах, чтобы
одежда кукольных актеров была в порядке, а механизмы — в исправном состоянии.
За время работы Дзержинского кукольного театра коллектив поставил более ста
спектаклей. Есть среди них долгожители, а если реквизит и куклы популярного спектакля
с годами приходят в негодность, их реставрируют и возвращают на сцену. - Понимаете, у нас самая лучшая работа на свете, — говорит старейший художник
бутафорского цеха Екатерина Чемпосова. – Мы создаем сказку, которая делает детей
счастливыми. Когда ты видишь, как замирает зал, встречая появившуюся на сцене куклу,
с какой любовью мальчишки и девчонки смотрят на лохматого Барбоса, неуклюжего
Медведя, как они восхищаются преображением лебедей, волшебством, царящим во время
спектакля: разве может что-то с этим сравниться? Даже взрослые не могут устоять перед
магией нашего театра! И если радость затрагивает сердца зрителей — значит, мы не
напрасно работаем.
Евгения МАКАРОВА
Фото Руслана Лобанова