Римма Видманова: «Мы все больны цирком»


25.03.21 08:25

Когда-то она сама, будучи девчонкой, заболела этим неповторимым иволшебным искусством. Сразу и навсегда. Выпускница народного цирка Дворца культуры химиков и

Город

Когда-то она сама, будучи девчонкой, заболела этим неповторимым и
волшебным искусством. Сразу и навсегда. Выпускница народного цирка Дворца
культуры химиков и предположить не могла, что спустя годы сама встанет у его
руля. И не просто встанет, но поведет к новым победам и достижениям. В этом году
возглавляемый ею народный коллектив «Цирковые миниатюры» получает от
судьбы две пятерки – за свои успехи и долголетие. О его прошлом, настоящем и
будущем мы беседуем с руководителем Риммой Видмановой.
У истоков циркового искусства Дзержинска

  1. Римма Викторовна, расскажите, как все начиналось…
  2. Цирковой кружок во Дворце культуры химиков открылся в 1965 году. Через год
    он превратился в цирковую студию: с этого времени и ведется, так сказать, отсчет. 1966-й
    – не просто год рождения народного цирка ДКХ, но и начало развития всего циркового
    искусства в Дзержинске.
    Отцом-основателем нашего коллектива, возглавлявшим его тридцать лет, был
    Анатолий Николаевич Грачев — мастер спорта по акробатике, настоящий энтузиаст своего
    дела, человек, чьими стараниями коллектив получил в 1974 году звание народного. Когда
    в 1996 году Анатолий Николаевич ушел из жизни, преемницей стала его помощница –
    Рената Язева. А в 2004 году на этом посту ее сменила я.
  3. Вы возглавили коллектив, уже имея за плечами цирковой опыт?
  4. Я сама – выпускница народного цирка ДКХ, ученица Анатолия Грачева. Навсегда
    запомнила дату, когда пришла в цирк – 11 сентября 1977 года. До этого занималась
    спортивной гимнастикой, но тренер уехал из города, и я стояла на распутье: куда идти
    дальше. Были летние каникулы, мы с ребятами гуляли во дворе и услышали музыку:
    значит, агитбригада приехала с концертом. Среди выступающих оказались и
    воспитанники цирковой студии. Юные артистки — в красивых блестящих костюмах, в
    белых колготках (да-да, для советских девчонок это был просто шик!), с огромными
    бантами — были прекрасны и вытворяли невероятные вещи. Я просто влюбилась в цирк —
    сразу и навсегда. Пришла домой и сказала родителям: «Хочу в цирк!».
  5. Не пожалели, что оставили спорт?
  6. Нет. В цирке огромное поле для творчества и фантазии. Здесь не ограничивают
    каким-то одним жанром: хочешь – пробуй себя в самых разных. Мы сами могли
    придумывать новые элементы, создавать номера. Мы участвовали в изготовлении
    костюмов, реквизита.
    Начинала я с велофигуристов: это когда нижние партнеры на велосипедах, а мы,
    верхние, на них выполняем акробатические трюки. Выступала на першах (акробатический
    снаряд в виде длинного шеста), на подкидных досках, устроенных по типу качелей. Мы
    давали представления на арене тогда еще Горьковского цирка, ездили с гастролями по
    деревням и селам, участвовали в городских концертах: в общем, чувствовали себя
    настоящими артистами!
    Обожала и обожаю цирк за царящие здесь чувства взаимопомощи и дружбы. Одно
    из основных правил цирка: научился сам – научи другого. И помоги другому, и
    подстрахуй его. Здесь нет разделения по возрастам. Помню я, школьница, выступала на
    першах в паре с Александром Ушаковым, которому было за тридцать. Да-да, тогда в
    студии занимались и взрослые: приходили, отработав смену на заводе.
    На пределе человеческих возможностей
  7. Когда сами были воспитанницей народного цирка, мечтали стать педагогом,
    вернуться в родной коллектив?
  8. Честно говоря, никогда и не думала, что буду его руководителем, но благодарна
    судьбе, что именно так все получилось. Вообще я долгое время жила в Туле. После
    окончания Московского института физкультуры, где получила специальность «тренер по
    гимнастике». А когда вернулась в Дзержинск, случайно встретила Андрея Кротова – тоже
    выпускника нашей студии, профессионального артиста цирка. Он и предложил мне
    возглавить коллектив, сказав, что Рената Язева уходит. Шел 2004 год.
    Тяжелое было время, скажу я вам. Мы все, и цирк в том числе, пожинали плоды 90-
    х: помещения «ужали» до минимума, реквизит и костюмы канули в Лету. Передо мной
    стояла, как тогда казалось, почти невыполнимая задача – поднять коллектив на уровень,
    заданный Анатолием Николаевичем. И это при том, что долгое время в цирке я трудилась
    только по совместительству, была и другая работа. Только три года назад моя мечта,
    наконец, сбылась: народный коллектив «Цирковые миниатюры» стал для меня
    единственным и любимым местом деятельности.
  9. С поставленной задачей справились?
  10. Смею надеяться, да. Наш коллектив – постоянный участник фестивалей и
    конкурсов циркового искусства, причем не только в стране, но и за рубежом. Москва,
    Санкт-Петербург, Тула, Иваново, Сочи, Анапа, Гусь-Хрустальный, Катар, Дубай… Все
    города и страны, откуда мы привозили награды, и не вспомнить. Даже в прошлом,
    пандемийном году мы не остались без трофеев. На всероссийском конкурсе-фестивале
    «Никулинская весна в Кузьминках», где участвовало более 60 коллектив из 24 регионов
    страны, мы стали третьими!
    А еще, чтобы дети не заскучали дома в период самоизоляции, мы проводили, так
    сказать, внутренний конкурс. Задача у ребят была непростая: не только самим придумать
    номер, но и подобрать к нему музыку, костюм, реквизит. Что получилось, они снимали на
    видео и отправляли мне. Я собрала специальное жюри, где были и профессиональные
    артисты, и мастера спорта. Так вот, коллеги дали моим детям очень высокую оценку,
    сказали много теплых слов. Значит, не зря работаю.
  11. Какие жанры культивируются в «Цирковых миниатюрах»?
  12. Воздушная гимнастика (на петлях, полотнах, трапеции и прочее), акробатика,
    эквилибристика (ручной эквилибр, на катушках), жонглирование. Это основные жанры.
    Есть и оригинальные – например, ходулисты, джамперы. Вообще сейчас модно
    совмещение жанров. И мы это, конечно, тоже практикуем. Коллектив насчитывает без
    малого 60 человек, преимущественно это девочки. Так что ждем и с удовольствием
    приглашаем к нам мальчиков.
  13. Что для вас цирк?
  14. Цирк – это неординарность, сложность, грация, эстетика. Это демонстрация
    красоты физического тела и человеческих возможностей. Я говорю детям: «Если кто-то
    это делал до тебя – значит, и ты сможешь. А если никто не делал, то ты будешь первым!».
    Без смелости, трудолюбия, силы воли, умения преодолевать трудности в цирке успеха не
    добьешься.
    Цирк – искусство непредсказуемое. Ведь когда вы приходите на представление, вы
    никогда не знаете, что увидите на манеже. Цирковое искусство не стоит на месте, оно
    постоянно развивается. А еще цирк – штучное искусство. Цирковые умеют то, чего не
    умеют другие, ведь они работают на пределе человеческих возможностей.
    Преемственность поколений
  15. Нацеливаете ли вы своих воспитанников на профессию артиста?
  16. Нет, не нацеливаю. Каждый волен сам выбирать свой жизненный путь.
    Предвосхищая ваш вопрос, нужно ли заниматься в цирковой студии детям, которые не
    планируют связать свою жизнь с цирком, отвечу: конечно, нужно! У ребенка повышается
    самооценка, он привыкает к публичным выступлениям, ему прививаются основы
    здорового образа жизни, он учится видеть красоту во всем. Конечно, не у всех бывают
    хорошие природные данные. Задача педагога – оценить способности каждого ребенка,
    раскрыть его и направить туда, где его ждет успех: нет предрасположенности к
    акробатике – значит, можешь попробовать себя в жонглировании, в эквилибристике.
    Еще цирк прививает трудолюбие. Потому что без него – никуда. Никакие самые
    распрекрасные физические данные не помогут тебе, если ты не будешь работать. Плюс
    «чувство плеча», которое в цирковом коллективе стоит на первом месте. Ребята страхуют
    друг друга, ассистируют, приучаются к дисциплине и порядку, берегут костюмы и
    реквизит.
  17. В чем секрет долголетия народного цирка?
  18. В преданности цирковому искусству и преемственности поколений. Мы можем
    похвастать целыми цирковыми династиями. Грачевы — дочь Анатолия Николаевича
    Грачева — Марина, ее супруг Сергей Панасюк и их дочь Майя. Прусаковы – Галина,
    Виталий и их сын Константин. Они, кстати, живут в Москве, где создали свою цирковую
    студию.
    Немало выпускников народного цирка выступали и выступают на
    профессиональной сцене в России и за рубежом. Заслуженный артист России Николай
    Лебедев, Александр Грязнов, Александр Басов, Ольга Селихова, Анатолий Сычев. Сергей
    Сердцев, к примеру, раньше был дрессировщиком, а теперь – артист нашего театра кукол.
    Жонглер Сергей Масленников и дрессировщик медведей Игорь Коратеев уже ушли из
    жизни. Две мои выпускницы — Татьяна Бычкова и Екатерина Печерская после окончания
    Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства им. Румянцева
    (кстати, единственного в стране) тоже выбрали цирк в качестве профессиональной стези.
  19. Поделитесь планами?
  20. Хотим возродить конкурс «Принцесса цирка», в форме которого проходили наши
    отчетные концерты. В жюри мы каждый раз приглашали новых артистов, среди судей был
    даже народный артист России Михаил Багдасаров. Кстати, когда Михаил Ашотович
    работал худруком Нижегородского цирка, он проводил фестиваль цирковых коллективов
    области. С идеей «реанимации» фестиваля я недавно обратилась к новому руководству
    цирка – мне предложили выступить его организатором. Буду думать.
    Ну а вообще планы просты: двигаться вперед и развиваться дальше. Главное –
    сохранить наш коллектив. Спасибо Дворцу культуры химиков, родителям наших
    воспитанников за помощь и поддержку. Мы, цирковые, оптимисты и верим, что мечты
    сбываются, ведь цирк заряжает только позитивной энергией!

Беседовала Екатерина КОЗЛОВА
Фото Руслана Лобанова

Оставить комментарий