Газета Профтехобразование
15.04.21

«Акцент» на науку»

Про науку в «Википедии» написано довольно сухо и неинтересно: «Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности». Но почему тогда так много людей хотят ею заниматься, в том числе и в Дзержинске? Так, в 2004 году в Дзержинском педагогическом колледже появилось собственное научное сообщество студентов НСО «Акцент». Похоже, что наука — это все-таки нечто очень интересное.

От кружка до научного общества

Кандидат психологических наук Ирина Тухман в 2003 году пришла работать в колледж преподавателем психологии. На занятиях она увидела, что есть студенты, образовательные потребности которых намного превосходят содержание учебной программы: такие ребята задают много вопросов, сравнивают и сопоставляют информацию, полученную при изучении различных дисциплин, анализируют эмпирический опыт… Блеск в глазах всегда привлекает. Было принято решение основать психологический кружок.

— Став заместителем директора по учебно-научной работе, я выяснила, что другие преподаватели тоже отмечают, что интересующихся студентов много, и нужно им давать шанс для развития и роста -вот так возникло научное студенческое общество, — вспоминает Ирина Владимировна. — С первого дня существования НСО в нашем колледже действует секция «История русского языка и русской литературы», которой руководит замечательный педагог Лариса Николаевна Борисова. В рамках ее секции даже действовал научный дискуссионный клуб, где, с одной стороны, обсуждались актуальные для молодежи проблемы, а с другой — происходил мощный тренинг использования полемических приемов.

Научным обществом студентов руководила активная и увлеченная студентка Татьяна (теперь многие в городе знают ее под фамилией Бидерман), она же была разработчиком логотипа и слогана-девиза «Расставь акценты верно!», которые используются до сих пор. С самого начала функционирования НСО «Акцент» решили, что раз общество студенческое, то руководить им должны студенты, а преподаватели выступят в роли тьюторов, консультантов и наставников. Союз Ларисы Николаевны и Татьяны был удивительно гармоничным и продуктивным, а сообщество — актуальным.

— Мне кажется, что успех научного студенческого общества объясняется потребностью молодых людей в особом круге общения, — считает заместитель директора по учебно-научной работе педагогического колледжа. — И, конечно, для студентов важно, что в итоге их исследований появляются конкурсные мероприятия, которые дают в студенческие годы работать на свое портфолио, чтобы потом выгодно себя представить будущему работодателю.

Проверка эрудиции

У научного студенческого общества «Акцент» за 17 лет существования сложилось много традиций: ежегодные акции, мастер-классы и фестивали проходят в рамках Всероссийского дня науки и Международного дня науки. Как правило, в феврале в колледже проводят интеллектуальный марафон между студентами разных специальностей. Его суть заключается в проверке общей эрудиции, максимально быстром ответе на вопросы из разных областей знаний, плюс задания на креативность и гибкость мышления. В этом году в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции интеллектуальный марафон проходил с использованием дистанционных технологий.

Годом ранее состоялся фестиваль «Головоломки», на котором каждый желающий мог принести готовую или сделать своими руками головоломку и предложить разгадать ее секрет. Всегда пользуется популярностью мероприятие «Наука без скуки: эксперименты», на котором нужно с помощью подручных материалов проиллюстрировать какое-либо явление и дать ему научное обоснование.

А поскольку колледж готовит будущих педагогов, то есть конкурсы, в которых нужно простыми словами объяснить, например, семилетнему ребенку, не прибегая к иллюстрациям и видео, значение каких-либо научных понятий.

— Руководители секций (студенты и педагоги) проявляют изобретательность в планировании публичных мероприятий, и я не помню года, чтобы внутри секций мероприятия повторялись, — отмечает замдиректора. — Например, в рамках секции «Любители русского языка», которой несколько лет руководит Светлана Николаевна Ким, проходят слет «КаВаРдАК», акция «В стране кривых слов», мастер-классы по каллиграфии «Красиво писать — модно». То есть мы всегда показываем, что наука не существует сама по себе и наука — это не пыльные и тяжелые скучные книги. Наука везде вокруг нас. А одним из способов популяризации научного знания среди молодежи является ежегодная научная конференция. В этом году она состоялась 29 марта.

Заведующая отделением «Преподавание в начальных классах» Светлана Александровна Исаева рассказала, что членами жюри являются преподаватели колледжа, специалисты в определенном направлении (педагогика, психология, филология, математика и т.д.). Во время работы секции они слушают выступления студентов, оценивая их по критериям: актуальность исследования, логика изложения материала, компетентность в проблеме исследования и владение научным аппаратом, а также использование и качество демонстрационного материала и умение отвечать на вопросы членов жюри и других студентов, принимающих участие в конференции. Мнение студентов о том, какое выступление достойно победы, находит отражение в особом дипломе «Приз зрительских симпатий».

И первокурсники, и выпускники

В конференции принимают участие и первокурсники, и выпускники педколледжа, поэтому характер и тип исследований — различный. Кто-то находится на уровне осмысления и сопоставления разных точек зрения на научное понятие, вариантах возможного практического применения (это самые младшие участники конференции). А кто-то представляет свои оригинальные образовательные и педагогические продукты, такие как комплекс конспектов по использованию технологии QR-квеста в начальной школе, читательские дневники, направленные на формирование умения у младших школьников работать с информацией, съемку и апробацию комплекса видео для уроков физической культуры, методическое сопровождение знакомства младших школьников с историей Дзержинска, разработки по подготовке учеников к предметным олимпиадам.

— Уровень и глубина работ, конечно, отличаются, но наша цель не в том, чтобы студенты открыли принципиально новое знание, а в том, чтобы они научились осознанно использовать имеющиеся навыки и творчески преобразовывать информацию, — объясняет Ирина Тухман. — Таким образом, задача учебно-научной организации в стенах колледжа — формирование совокупности знаний, умений, навыков и компетенций студента, которые помогут ему и на этапе трудоустройства, и в процессе профессиональной деятельности.

— В этом году я анализировала влияние английского языка на молодежный сленг, — рассказывает участница конференции по секции «Иностранные языки и лингвострановедение» Анастасия Демшина. — Будучи студенткой колледжа, я принимала участие в городских «Мининских чтениях», во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «От учебного задания — к научному поиску. От реферата к открытию» в Хакасии. Но не хочу на этом останавливаться, впереди исследования в области педагогики и психологии, так как я — будущий учитель начальных классов.

Целью работы Кристины Малютиной, выступавшей с докладом «Организация опытов и экспериментов при ознакомлении старших дошкольников с предметным миром» стало расширенное изучение экспериментальной деятельности с дошкольниками и разработка дидактического материала — картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

— Кроме того, я попробовала провести эксперименты на практике с детьми, что подтверждается видеофрагментом занятия, — поясняет Кристина. — Научная работа стала для меня началом пути, после чего хочется развиваться дальше и не останавливаться на достигнутом.

Как правило, конференция собирает большое количество студентов: кто-то организует, кто-то выступает, кто-то пока присматривается и является слушателем. Коронавирусная ситуация наложила свои ограничения на количество присутствующих: было отменено традиционное пленарное заседание, на котором подводятся итоги работы НСО за год, награждаются лучшие секции. Кроме того, пришлось сократить количество участников в каждой секции и лишить возможности слушателей присутствовать на заседаниях. Конечно, рассматривался вариант дистанционного проведения, который был опробован в апреле прошлого года, но от него решили отказаться и просто организовать рассадку с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. Но это не означает, что другие студенты лишились возможности ознакомиться с результатами работы участников конференции, ведь колледж традиционно выпускает сборник статей по ее итогам.

Ольга КУЗЬМИНА

Фото предоставлены педагогическим колледжем

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *